Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Императив “забывай” и конфликт идентичности

Императив “забывай” и конфликт идентичности

В противовес многочисленным (в том числе популярным у родителей) советам, наставлениям, распоряжениям и указаниям по поводу дисциплины, общения, стиля одежды, гигиены, безопасности, здоровьесбережения, выстроенных на основе формулы “не забывай”, данный императив отличается неоднозначностью и противоречивостью.

В самом деле, трудно понять как-то неоднозначно либо искажённо рутинные напоминания серии “Не забывай”:

*чистить зубы по утрам и вечером перед сном;

*говорить “здравствуйте” и “до свидания”, приходя в гости;

*в жаркий день брать с собой головной убор, а в дождливый - зонт...

Конструкция “не забывай”, в свою очередь, тоже держится не на пустом месте и укреплена, по меньшей мере, в нескольких точках:

*Не отрицай важности либо реальности того, что с тобой происходит, и что тебя окружает;

*Не отвергай накопленного другими людьми жизненного опыта, который достоин того, чтобы о нём помнили;

*Не приводи психику в уязвимо-расслабленное состояние: ясное мышление и хваткая память способствуют самодисциплине и собранности;

*Не обращайся беспечно и легкомысленно с тем, что тебе доверил кто-то из значимых близких.

Иначе говоря, во многом благодаря конструкции “не забывай” создаётся размеченное и упорядоченное ментальное пространство, в котором человек достаточно чётко представляет самого себя, уверенно ориентируется, получает возможность прогнозировать и планировать деятельность.

Императив “забывай” нередко окружён ореолом драматизма, принуждения, дезорганизации и даже некоторой девальвации личности. Возможно, использующий этот императив искренне уверен, что адресат послушно исполнит и продожит далее жить, как ни в чем не бывало. Ну, например:

- Так, забывай, что мы ходили на прошлой неделе на этот дурацкий День рождения с надоевшими блинами!

- Да о чём речь, само собой! Подожди, какой ещё День рождения, это если и было - точно без меня. Ты ещё и блины какие-то приплёл... Давай тут, не путай мне.

К счастью или к сожалению, #этотакнеработает.

Дело также и в том, что если бы речь шла о простом разговорном “забудь!”, - коммуникация осуществлялась бы куда более привычным образом. Обычно это самое “забудь” говорят взамен чего-то другого, и смысл обращения предполагается примерно следующий:

*Этот пустяк не стоит твоего внимания;

*Постарайся пореже думать об этом, побереги себя;

*Считай, что я тебе [чего-то такого] не говорил;

*Извини, я напрасно затеял весь этот разговор;

*Мне кажется, ты просто раздавлен всем этим, возможно, я хоть как-то помогу тебе справиться;

*Ничто не смеет нарушать твое благополучие - “плюнуть и растереть!”.

Формулировка “забывай” звучит отчасти так, как если бы сам говорящий не до конца верил в её эффективность. Это что-то около “начинай начинать”: сегодня результат не получится, завтра и послезавтра тоже, но ты хотя бы отдельные шаги в нужном направлении будешь потихоньку совершать.

Императив “забывай” обслуживает, по большей части, процессы перехода между временными и пространственными интервалами, перестраивания жизнедеятельности человека в соответствии с новыми условиями и требованиями. Принимая это во внимание, нетрудно заметить, что ближайшими значениями становятся:

*Отвыкай;

*Прекращай (делать что-то так, как делал прежде; вообще что-то делать из всего, что делал ранее);

*Отказывайся (от прежних взглядов, увлечений, целей).

Сам по себе императив “забывай” не указывает на то, ради чего же именно человеку следует столь решительно менять свою жизнь. Тем не менее, высока вероятность присутствия подобной сверх-цели, которая, как минимум, подразумевается:

*Ты теперь... (взрослый, женатый, начальник, с дипломом, медийная персона итд);

*Впереди у тебя... (командировка, членство в Лиге защиты зеленых насаждений, миссия по продвижению товаров лучших парагвайских брендов);

*Отныне тебе предстоит... (курировать туристические маршруты, реставрировать подземные переходы, воспитывать молодое поколение).

Однако поскольку “не забывается такое никогда”, исполнение императива “забывай” на практике сопровождается существенными затруднениями. О чём-то прежнем можно не думать вовсе; думать, но всё реже и реже; думать, но уже в иной манере. Забывать, возможно, с грехом пополам получится, но забыть окончательно нет. Это “прежнее” уже включено в идентичность человека, притом включено совершенно определённым образом, так что всякие попытки принудительно собрать её в более современном варианте чреваты конфликтами, ведущими начало от первоначального конфликта идентичности.

Конфликт идентичности может послужить к пользе личности, поэтому нет необходимости тотчас после его распознавания пытаться ликвидировать его любыми способами. А вот успешно разрешить конфликт возможно, в том числе с использованием императива “забывай”, но только не в чистом виде, а в отредактированном. В подобные периоды важно присутствие значимого другого, который, признавая неизбежность перемен (в чём и состоит императивная часть), предложит постепенно, наименее болезненно расстаться или попрощаться с прежними представлениями, ценностями и смыслами (содержательная часть). Забвение же “по инструкции”, особенно если её изрекает некая авторитетная фигура, внутренне ощущается человеком как предательство себя прежнего, и ни к чему, кроме катастрофического схизиса, привести не может. Нисходящий вектор редактирования императива “забывай” приводит к подменным и манипулятивным действиям, словам, и включает откровенно деструктивные паттерны обращения с прошлым:

*”Ты выдумываешь, такого не было”;

*”Никто, кроме тебя, об этой ерунде даже не вспоминает (не помнит)”;

*”Давно пора это забыть, просто выкинь из головы”;

*”Ну было и было, что теперь, всё время об этом вспоминать!?” (одна из популярных фраз семейных, “домашних” агрессоров).

Таким образом, эвристическая ценность императива “забывай” состоит не в безжалостном и категоричном отметании “отслужившего” с последующим механическим замещением “актуальным”, но в бережном признании и благодарном отпускании элементов прошлого ввиду неизбежности наступления перемен, время которых пришло.

Адрес изображения: https://triptonkosti.ru/6-kartinki/kartinki-tuman-i-tuman.html

Автор: Федяй Денис Сергеевич
Психолог, Индивидуальные консультации

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru