Найти тему

«Брусничный пирог» поэтессы Татьяны Бурундуковой

Горькое предисловие

В конце декабря 2023 года литературное сообщество Омской области потрясло внезапное известие – в Таре умерла поэтесса Татьяна Викторовна Бурундукова. На севере Омской области Татьяну Викторовну знали многие. Она – автор слов к песне «Добро пожаловать», ставшей негласным гимном города Тары, а строка «брусничный пирог из духовки достану» породила традицию встречать гостей сибирского города пирогом с кислой ягодой.
В последние месяцы она словно торопилась надышаться жизнью и творчеством. Весной стала лауреатом региональной литературной премии имени Леонида Николаевича Чашечникова (Тара, 2023). Летом исполнила давнюю мечту - выпустила книгу стихов для детей «Сочинение», с презентацией которой побывала в библиотеках Тары и Омска. Стихотворения тарчанки из новой книги приняли к публикации в журнал «Мурзилка». На встрече с читателями в августе делилась планами на будущее - хотела вплотную заняться книгой очерков о поэтах-журналистах, с которыми много лет проработала бок о бок в газете «Тарское Прииртышье». Светлая память хорошему человеку.

Ниже - очерк, написанный о судьбе и творчестве Татьяны Викторовны в 2018 году:

«Брусничный пирог» поэтессы Татьяны Бурундуковой (2018)

У каждого города есть свой голос – гимн, звучащий на торжественных мероприятиях и задушевных вечерах. Порой этот голос помпезный и громкий, утверждённый чиновниками, но зачастуюы гимнами городов становятся тихие, лиричные песни о судьбе улочек и кварталов, о живущих рядом людях. Таким гимном стала для Омска песня «Омские улицы» на стихи Михаила Сильвановича. Не меньше любят омичи исполнять «На бульварах задумались клёны…» на стихи Леонида Чашечникова.

Есть негласный гимн и у города Тары. Его автор – поэтесса Татьяна Бурундукова. Песня «Добро пожаловать!» была написана в феврале 1986 г. и стала голосом старинного города. Это песня-приглашение. «Вы были хоть раз в нашем городе старом?..» – вопрошают со сцены исполнители во уже три десятилетия. Правда, среди тарчан песня получила другое название. Когда в очередной раз на концертах люди в зале просят исполнить «Брусничный пирог», Татьяна Бурундукова в недоумении оглядывает земляков. Кажется, её стихи стали жить своей жизнью, песня сменила имя, а строка «Брусничный пирог из духовки достану» положила начало традиции приветствовать гостей Тары брусничным пирогом. Такой пирог стал символом города, его «коронным блюдом». И, кажется, имя Татьяны Бурундуковой с момента создания песни прочно вписано в историю Тары.

Отец будущей поэтессы, Виктор Иванович, окончил Омский государственный педагогический институт им. А.М. Горького и более сорока лет проработал педагогом в сельских школах Колосовского и Тарского районов, в Тарском педагогическом училище. Мама, Тамара Нестеровна, родилась в Таре. После окончания Тарского медицинского училища всю жизнь посвятила медицине. Они познакомились в 1960 г. в городском саду (ныне – городской парк Тары), а 26 июля 1962 г. у пары родилась дочь Татьяна. «Люблю июль! – восклицает поэтесса, – Я родилась в июле».

Татьяна Викторовна всегда подчёркивает, что она коренная тарчанка и без родного города себя не мыслит. Неудивительно, что множество стихотворений и песенных текстов она посвящает Таре. Чуткую интонацию лирики стихов Татьяны Бурундуковой и полные душевной теплоты слова ее песен полюбились нескольким поколениям тарчан.

Здесь, на тарской земле, в начале 80-х гг. прошлого века начался путь Татьяны в журналистику и литературу. Одно из первых стихотворений поэтессы «А снегопад начался ночью и прекратился к часу дня…» было опубликовано в коллективном сборнике «Паруса» (1988 г.). С тех пор стихи Татьяны Бурундуковой активно публиковались в различных изданиях: в газете «Омский вестник» (1999 г.), сборниках «Бабье лето» (1999, 2001, 2004 гг.), альманахах «Иртыш» (1993 г.), «Складчина» (2002 г.), журнале «Москва» и т.д.

Татьяна Викторовна говорит: «Жить ожиданием стиха – без этого волнующего и трепетного чувства невозможно представить себе душу поэта! Тягу к поэзии ощутила с детства, затем ездила на литературные семинары молодых и начинающих авторов в г. Омск, выходили коллективные сборники и книги».

Окончив факультет журналистики Уральского университета, Татьяна вернулась в родную Тару, вступила в Союз журналистов СССР, а теперь Союз журналистов России. Своим наставником на журналистской стезе, учителем и старшим товарищем Бурундукова называет бывшего редактора газеты «Ленинский путь» (ныне – «Тарское Прииртышье») Дмитрия Денисовича Беляева.

Удивительно, но труд газетного работника и призвание поэта в творчестве Татьяны совпадают нечасто. Иногда темы журналистских материалов становятся для поэтессы темой стихотворений. В качестве примера сама Татьяна Викторовна называет стихотворение «Сашка», песню про редакцию газеты «Тарское Прииртышье» на мотив «Мой адрес – Советский Союз» и ряд других.

Редакция газеты «Ленинский путь» стала пристанью для молодых писателей и поэтов. Здесь работали Михаил Белозёров и Михаил Сильванович, Леонид Чашечников и Яков Горчаков, Сергей Мальгавко и многие другие. Список поэтов-журналистов можно продолжать. Литературное объединение «Таёжные зори», возникшее в газете под руководством поэта-фронтовика Якова Горчакова, стало местом притяжения всех тех, кто жил словом. Именно в «Таёжных зорях» раскрылся талант молодой поэтессы.

-2

В 1990 г. в Омском книжном издательстве была опубликована первая книга – «Насмешливое лето» (1990 г.) под редакцией известных поэтов Владимира Александровича Макарова и Татьяны Георгиевны Четвериковой. Тонкие лирики, предельно строгие к своим и чужим стихам, Макаров и Четверикова увидели в Татьяне Бурундуковой большой творческий потенциал. Именно Владимир Александрович рекомендовал молодую поэтессу к вступлению в Союз писателей России. А Татьяна Четверикова в предисловии ко второй книге, «Брусничный край» (2000 г.), написала: «Помню, как много лет назад попались мне в поэтической почте областной молодёжки стихи совсем юной Татьяны Бурундуковой. Уже тогда они обращали на себя внимание свежестью и взволнованностью, ощущением времени и пространства. Татьяна легко проскочила период ученичества… <…> Подлинность чувств, бережное отношение к родному слову, не выпячиваемую, но явную гордость за свой таёжный край».

На стихи Бурундуковой написано немало песен. Так в соавторстве с омским композитором Александром Толстобоковым была написана песня «Расскажи, мой городок», к 70-летию Великой Победы написана песня «Солдат Победы».

«В стихах надеешься только на себя, – говорит поэтесса, – а в песне очень важно еще и то, кто композитор и кто солист». И такой командной работы Татьяна Викторовна не боится. Тематика песен разнообразна. Лишь привыкли слушатели, что в песенных текстах Бурундуковой речь идёт о Таре и красоте сибирской природы, как появилась песня «Принцесса» в соавторстве с композитором Юрием Конышевым. Песня неожиданная, представляющая собой историю юной мечтательницы, в погоне за счастьем угодившей под власть колдовских чар и спасённой лирическим героем.

-3

Поэтесса и сама в определённой мере остаётся мечтательницей, которая когда-то писала стихи про ночной снегопад. Потому и стихи для детей ей даются легко, будто она поднимается (именно поднимается!) до уровня ребёнка, до детской непосредственности и ясности мировосприятия. И там, на сумасшедших высотах, где нужно писать веско и просто, вдруг создаёт пронзительные, шутливые, дурашливые, умные, грустные, но всегда честные и искренние стихи для малышей. В них она сама – ребёнок: «Показала Юльке, \ Как растут сосульки. \ Удивилась Юлька: "Ой! \ Наша крыша с бородой!"».

1 августа 2009 г. Тара отмечала 415-летие. В обширной программе торжеств особое место занимал районный конкурс авторской песни «Радуга над Иртышом», в котором победила песня «Дорогами любви» композитора Юрия Конышева и поэтессы Татьяны Бурундуковой. Со сцены культурно-досугового центра «Север» эту пронзительную песню исполнила Ирина Криницына, а тарчане в очередной раз убедились, сколь многогранен поэтический талант землячки.

-4

Татьяна Викторовна говорит: «Для меня гораздо дороже и намного важнее своих побед те победы, которые одерживают мои собратья по перу». В мире, где «Необязательность родства – \ Болезнь космического века», это редкий случай неэгоистичного отношения к окружающим людям. Своим творчеством поэтесса провозглашает важность родства с городом, с каждым земляком, с обманщиком-одуванчиком из её детских стихотворений, с брусничным краем. Потому что самое простое порой приходится объяснять. И это непросто. Но «первая встреча послужит основой…». Основой для переосмысления читателями жизни и укрепления веры в свой «брусничный край».

-5