Видео:
Текст:
Системе обучения нотной грамоте «Софт Моцарт», основанной на научном открытии вертикального нотного стана и создании интерактивного нотоносца, уже более 20 лет. За это время было написано множество статей, докладов, диссертаций, обучены учителя. Тысячи учеников из шестидесяти стран мира многократно повторили одни и те же результаты по освоению музыкального языка. Но всё это пока что капля в море, потому что консерватизм педагогов-традиционалистов в музыкальных школах не дает им взглянуть объективно на существующие проблемы в начальном музыкальном образовании и принять новые ответы и решения, которые давно найдены автором системы «Софт Моцарт» Е.В. Хайнер.
Считаю, что каждый современный музыкант-педагог и все ученики музыкальных школ имеют право знать о следующей научной информации.
Нотный стан – это целостная симметричная система, с центром отсчета в ноте «До», где ноты, линейки и клавиши зрительно взаимосвязаны. Показать эту единую систему, связь нот и клавиш, обязан каждый педагог музыки, независимо от того, на каком инструменте играют его ученики. Пока что в музыкальных школах изучают нотный стан как набор линеек, а ноты зазубривают, часто без связи с клавишами фортепиано. Нумерация линеек в басовом и скрипичном ключах традиционной школой перепутана. Среди педагогов нет единого мнения, как учить учеников читать ноты, особенно в басовом ключе, особенно двумя руками одновременно.
Длительность – это процесс, имеющий начало, развитие и завершение. К сожалению, до сих пор в объяснении длительностей в музыкальных школах творится полный разброд. Выстраиваются аналогии то с геометрической формой (яблоком), то с размером, то со скоростью движения, то ещё с чем-то. Существует так же практика подтекстовки музыки разными слогами. Каждый из таких методов запутывает учеников по-своему. Отражение музыкальной формы как процесса возможно при одном условии – интеракции с длительностью каждой ноты в режиме реального времени. Такой подход сегодня возможен только в технологии «Софт Моцарт».
Нотозвук – это неделимое триединство ноты (символа), звука (клавиши) и длительности.И это самое первое, что должен увидеть, почувствовать и понять новичок, пришедший в музыкальный класс. В противном случае, деление на части этого первоэлемента в музыке чревато асимметричностью в развитии слуховых, зрительных и тактильных навыков ученика в процессе чтения нот. Что и происходит в подавляющем большинстве: дети либо учат и запоминают произведения по слуху и с рук (ученики-слухачи), либо не могут оторваться от нотного текста (ученики-читатели).
Зрение человека работает точечно-линейно. Нотный же текст многолинеен, поэтому необходимо тренировать зрение ученика. Навык ЧСЛ двумя руками в двух ключах следует развивать и формировать регулярно, осторожно, буквально шаг за шагом, следуя от одной фазы зрительно-моторной координации к другой. При этом обязательно нужно учитывать нейропсихологические возможности ученика, т.е. показатели зрительной концентрации и скорости двигательной реакции на полученную зрительную информацию. Для этого в программном обеспечении (ПО) «Софт Моцарт» есть специальные цифры, которые замеряют зрительно-моторную задержку ученика (ЗМЗ). Отправной точкой для развития навыка считывания нот на линейках и между ними является работа с вертикальным азбучным нотным станом, где зрение изначально работает только с одной строкой музыкального текста, находящейся на желтой фокусной линии.
Как оказалось, почти все вышеуказанные пункты были заложены создателем нотации Гвидо Аретинским ещё тысячу лет назад. Большинство трактатов автора нотной записи до сих пор не переведено с латинского языка. Для того чтобы полностью увидеть картину искажения учения великого христианского монаха, потребуется еще много исследований. Однако сегодня мы уже знаем, что изобретение Гвидо ещё при жизни монаха замалчивали и искажали завистливые коллеги-современники. Именно этим можно объяснить то, что труды Гвидо до сих пор не оценены по достоинству. И только благодаря прямому указу папы Римского Иоанна XIX, о том, что обучение пению певчих в церковных школах должно быть только с помощью нотации Гвидо, удалось усмирить злопыхателей.
Идеи великого монаха, вложенные в изобретение нотной записи, переживают своё второе рождение и развиваются в современной системе обучения музыкальной грамоте «Софт Моцарт». Перечислим их:
- линейки и пространства – ключ к чтению нотного текста.Гвидо показывал своим певчим ноты, которые следует петь, на пальцах своих рук, которые и стали прототипом будущих 10 линеек нотного стана. С ПО «Софт Моцарт» ученики тренируют зрение в работе с линейками и пространствами с помощью специальных модулей-тренажёров. Как только ученик начинает достаточно быстро ориентироваться в игре по азбучным нотам, так сразу фокус его зрительного внимания переводится с названия ноты на её положение на нотном стане;
- звук и знак являются частями единого целого, использование слогов сольфеджио. Гвидо Аретинский впервые ввел в практику пение на слоги сольфеджио, за счет которых связал голос человека и ноту со звуком-вибрацией на монохорде. Азбучные форматы нотного текста в методе Хайнер так же помогают начинающим опереться на картинку, знак и звук, благодаря чему развивается голос, слух и музыкальная память.
- нотный стан – единственная система записи многоголосья.Басовый и скрипичный ключи у Гвидо – это диапазон хора. В системе «Софт Моцарт» ученики тоже начинают с этого диапазона, однако работают двумя руками сразу в двух ключах, постепенно осваивая всю инструментальную звуковую систему;
- зрительный фокус работает точечно-линейно. Строка Гвидо была одноголосна и поэтому понятна для певчих. Для того, чтобы читать многоголосный текст начинающему одновременно двумя руками, в «Софт Моцарт» на первых порах используется вертикальный нотоносец, где есть только одна строка фокусной линии. Такой музыкальный текст, расположенный по прямой, читать легко и удобно;
- нотозвук как процесс. В ПО «Софт Моцарт» для визуализации длительности взят образ распускающегося цветка. Таким образом, начинающий изначально сосредотачивается на игре нот, не отягощенных ритмической графикой, как когда-то и певчие в хоре Гвидо Аретинского пели по нотам, в которых длительности были заложены по умолчанию в тексте молитв;
- доступность, наглядность, удобство нотной записи.Гвидо обучал детей от семи лет, в «Софт Моцарт» эта возрастная планка снижается до двух.
Прочитав, изучив и досконально проработав все материалы автора по обучению учителей, я загорелась желанием донести такую необходимую для понимания и решения проблем в музыкальной педагогике информацию до широкого круга людей: родителей, учителей и учеников. Вскоре я вплотную занялась созданием наглядного видеоконтента, слайдов, схем, текстов, конспектов, планов, таблиц для коллег-практикантов и всех желающих разобраться в сути нового подхода к обучению музыкальному языку. Все мои видеолекции для будущих учителей «Софт Моцарт» используются сейчас на курсах в университете им. Герцена. Приглашаю к ознакомлению с этим материалами. Это здесь.
Наука – это лестница, и мы перешли на новую ступень развития музыкальной педагогики. Сегодня уже очевидно, что методы обучения, игнорирующие научные открытия Е.В.Хайнер, идут вразрез с законами природы человеческого восприятия и являются насильственными для развития личности ребёнка. Нет никаких сомнений в том, что «Софт Моцарт» – это будущее музыкального образования во всём мире. Этому открытию и системе необходима поддержка на государственном уровне, которая бы помогла покончить с невежеством в обучении подрастающего поколения.
Спасибо за внимание!