Найти тему
#velonation

Строить дома в Европе без велопарковок больше не получится

Оглавление

В 2024 годе в Европе появится обязательный минимум велопраковок для жилых и общественных зданий. Европейская федерациях велосипедистов (ECF) считает это решение прорывным.

Фото: Susan Q Yin
Фото: Susan Q Yin

Переговоры по поводу велопарковок шли в ЕС целых два года и, наконец, 7 декабря европейские законодатели согласовали документ, который в начале следующего года вынесут на голосование Европарламента.

Новые жилые здания, а также старые после капремонта, где есть больше трех автомобильных парковок, должны будут обеспечить минимум два веломеста на каждую квартиру. В среднем по ЕС в каждой квартире живет 2,3 человека, и это значит, что свое место для хранения велосипеда будет практически у каждого. Документ также рекомендует — хотя и не требует — соблюдать правило двух велопрковок в тех домах, где мест для автомобилей вообще не предусмотрено.

Зачем вообще нужны минимальные требования к велопарковкам? Читайте об этом вот тут.

В новых или прошедших капремонт нежилых зданиях с пятью и более автомобильными парковками тоже придётся обеспечить места для велосипедов — не меньше 15% от средней или 10% от общей вместимости здания. Звучит мудрено, но надо так понимать, что в офисном здании на сто человек появится минимум десяток мест для велосипедов. При этом среди них должны быть парковки для нестандартных моделей, например, каргобайков. Этот же норматив предусмотрен и для старых нежилых зданий, но, действовать он начнет только с 1 января 2027 года.

Документ также рекомендует делать на велопарковках инфраструктуру для зарядки электромоделей. Но есть в нем и не очень приятные моменты, позволяющие странам снижать требования для отдельных типов зданий. Например для офисов, куда сложно добраться на велосипеде. Надо надеяться, что чиновники не будут использовать это как уловку.

Фото: Liona Toussaint.
Фото: Liona Toussaint.

ECF, несмотря на некоторые издержки, новые правила приветствует — это огромный шаг вперед. По данным на 2018 год, собственные минимальные требования к велопарковкам были только у шести стран ЕС, три страны имели общие рекомендации, но оставляли решение на усмотрение городских властей, еще восемь приняли необязательные к исполнению рекомендации, а оставшиеся не имели и такого. Теперь же появится норматив, который будет обязательным на всей территории Евросоюза. Но начнут действовать новые правила не сразу: после подписания у стран-участниц будет год на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с общеевропейским.

А что у нас? В некоторых российских регионах существуют нормативы, устанавливающие минимальные требования к велопарковкам. Несколько лет назад проект Let’s bike it! сделал исследование региональных нормативов градостроительного проектирования, в которых эти требования как раз и закрепляются — есть ли обязательный минимум у вас в регионе, можно посмотреть на карте. В Москве вот ничего подобного пока нет.