В 2024 годе в Европе появится обязательный минимум велопраковок для жилых и общественных зданий. Европейская федерациях велосипедистов (ECF) считает это решение прорывным.
Переговоры по поводу велопарковок шли в ЕС целых два года и, наконец, 7 декабря европейские законодатели согласовали документ, который в начале следующего года вынесут на голосование Европарламента.
Новые жилые здания, а также старые после капремонта, где есть больше трех автомобильных парковок, должны будут обеспечить минимум два веломеста на каждую квартиру. В среднем по ЕС в каждой квартире живет 2,3 человека, и это значит, что свое место для хранения велосипеда будет практически у каждого. Документ также рекомендует — хотя и не требует — соблюдать правило двух велопрковок в тех домах, где мест для автомобилей вообще не предусмотрено.
Зачем вообще нужны минимальные требования к велопарковкам? Читайте об этом вот тут.
В новых или прошедших капремонт нежилых зданиях с пятью и более автомобильными парковками тоже придётся обеспечить места для велосипедов — не меньше 15% от средней или 10% от общей вместимости здания. Звучит мудрено, но надо так понимать, что в офисном здании на сто человек появится минимум десяток мест для велосипедов. При этом среди них должны быть парковки для нестандартных моделей, например, каргобайков. Этот же норматив предусмотрен и для старых нежилых зданий, но, действовать он начнет только с 1 января 2027 года.
Документ также рекомендует делать на велопарковках инфраструктуру для зарядки электромоделей. Но есть в нем и не очень приятные моменты, позволяющие странам снижать требования для отдельных типов зданий. Например для офисов, куда сложно добраться на велосипеде. Надо надеяться, что чиновники не будут использовать это как уловку.
ECF, несмотря на некоторые издержки, новые правила приветствует — это огромный шаг вперед. По данным на 2018 год, собственные минимальные требования к велопарковкам были только у шести стран ЕС, три страны имели общие рекомендации, но оставляли решение на усмотрение городских властей, еще восемь приняли необязательные к исполнению рекомендации, а оставшиеся не имели и такого. Теперь же появится норматив, который будет обязательным на всей территории Евросоюза. Но начнут действовать новые правила не сразу: после подписания у стран-участниц будет год на то, чтобы привести свое законодательство в соответствие с общеевропейским.
А что у нас? В некоторых российских регионах существуют нормативы, устанавливающие минимальные требования к велопарковкам. Несколько лет назад проект Let’s bike it! сделал исследование региональных нормативов градостроительного проектирования, в которых эти требования как раз и закрепляются — есть ли обязательный минимум у вас в регионе, можно посмотреть на карте. В Москве вот ничего подобного пока нет.