Найти тему
Илья Duke

Случай, из которого не было сделано выводов

Иногда так бывает, что единичный случай в прошлом может служить как бы намеком на то, что в будущем такие происшествия могут начать происходить с неприятным постоянством. Но не всегда такой намек бывает усвоен. И в данной статье речь пойдет как раз о таком случае.

19 декабря 2018 года второй по загруженности аэропорт Великобритании - Гэтвик был атакован и его работа была прервана на 33 часа. Ситуация усугубилась тем, что произошло это в канун Рождества. Было отменено 760 рейсов, в терминалах аэропорта застряло около 140 000 человек. При этом, пикантность ситуации была в том, что это произошло не в результате угрозы взрыва бомбы, проникновения в аэропорт вооруженных террористов и т.д. Но, обовсем по-порядку.

С чего все началось. Поздно вечером в 21:03 19 декабря 2018 года, борт 737 EasyJet готовился к взлету. Дойдя по чеклисту до оценки состояния полосы, пилоты неожиданно заметили барражирующее над ней неизвестные дроны. Было уже темно, но пилоты их ясно видели, так как коптеры были специально увешаны мерцающими светодиодными лентами. Они немедленно доложили диспетчеру о необычном препятствии. Диспетчер долго пытался найти на радаре аэропорта (Airport Surveillance Radar (ASR–11) необычных нарушителей, но такие мелкие цели радар не обнаруживал и оставалось ограничиться простым визуальным наблюдением. Ожидание в надежде, что у дронов сядут аккумуляторы и они улетят так же не сработало. То есть дроны то улетали, но на их место тут же прилетали новые. Перемещение же дронов радар, как я уже упоминал, не отслеживал и с помощью него нельзя было узнать откуда они прилетают и куда потом деваются. Взлетать самолетам было нельзя. Вот так началась блокада второго по величине аэропорта в Соединенном Королевстве.

Аэропорт Гэтвик
Аэропорт Гэтвик

Диспетчер вынужден был запустить процедуру закрытия аэропорта на отправку и принятие рейсов. Все готовящиеся к посадке борта были направлены в Хитроу, Лутон, Бирмингем, Манчестер, Кардифф, Глазго, Париж и Амстердам. После чего он поднял по тревоге местный SS (security service), который быстро понял, что перед такой угрозой он бессилен. Несколько кругов на джипах вокруг аэропорта в надежде найти дроноводов где-нибудь у забора аэродрома с пультами к результату не привела. Операторы дронов работали явно не на ближних подступах. О ситуации была проинформирована полиция округа, а та передала контроль за делом федералам, ввиду федерального подчинения объекта нападения.

Тянулось время, количество отмененных рейсов постепенно перевалило за сотню. Дроны же порой улетали с аэродрома совсем, но тут же возвращались если какой–либо самолет пытался вырулить на взлет. Ситуация накалялась. Не было ясно кто и с какой целью блокирует крупнейший аэродром в самом центре Англии, в 30 км от Лондона. И, что самое интересное, никто не взял на себя ответственность за происходящее, не было выдвинуто абсолютно никаких требований.

Полиция начала арестовывать всех известных местных, о которых была информация, что те владеют или когда-либо пользовались дронами и допрашивать их. Позже Джастин Бертеншоу, глава вооруженной полиции Сассекса и Суррея, охарактеризовал эти попытки поймать того, кто управлял дронами, "
кропотливыми", потому что "найти их было невозможно".

"
Каждый раз, когда мы думаем, что приближаемся к оператору, дрон исчезает; когда мы пытаемся открыть аэродром, дрон снова появляется", - рассказывал потом он.

В аэропорт были вызваны армейские спецподразделения. Министр обороны Гэвин Уильямсон заявил, что: "
Вооруженные силы обладают рядом уникальных возможностей, и мы обычно не используем их, но мы здесь, чтобы помогать и делать все возможное, чтобы они были в состоянии открыть аэропорт при первой же возможности."

Прогулочный беспилотник производства DJI. Известных фотографий дронов, предположительно использовавшихся в Гатвике, нет.
Прогулочный беспилотник производства DJI. Известных фотографий дронов, предположительно использовавшихся в Гатвике, нет.

Однако, средства РЭБ (радиоэлектронной борьбы) если таковые армией и были тогда применены, оказались неэффективны. До сих пор даже точно не известен тип дронов, которые применялись злоумышленниками. Военные видимо были уверены что противодействуют квадрокоптерам в привычном им виде условного Фантома или Мавика – продукции DJI (или другой крупной фирмы-производителя) с известным набором частот и инструментов глушения. Но эти дроны оказались им не по зубам.

В итоге аэропорт открылся только тогда, когда дроны улетели сами к своим операторам, а операторы убыли в неизвестном направлении. Ни один аппарат так и не был сбит или обезврежен. Ни один оператор не был запеленгован и задержан. Кто и зачем двое суток держал крупнейший аэропорт на замке до сих пор не известно. Аэропорт по сути открылся, когда ему позволили. Никакие требования так и не были выдвинуты, из чего следовало, что террористы преследовали какие-то свои скрытые цели, которых им удалось в итоге достичь.

-4

Расследование инцидента длилось 18 месяцев, вплоть до 27 сентября 2019 года, обошлось в 800 000 фунтов стерлингов и задействовало пять различных полицейских сил. Оно не увенчалось ничем.

Это был 2018 год. Сейчас же мы видим, что даже по состоянию на 2022 год роль беспилотников была явно недооценена и важность данного средства показали как СВО на Украине так и вторжение Израиля в Сектор Газа. Израильская армия даже в 2023 году явно была не готова к массовому применению против нее беспилотников.