5 день НА АЛТАЕ с палаткой. На СЕМИНСКИЙ ПЕРЕВАЛ с велосипедом. К ТАКОМУ МЫ НЕ ГОТОВИЛИСЬ...

⚠️ Это 5-й день велопохода на Алтай. Если вы читаете не с самого начала, то предлагаем начать с 1-го выпуска, вот ссылка. Можете также посмотреть видео этого дня:
Наш лагерь в Шебалино

Снова леса, поля, реки и деревушки. Лена надела панаму от Солнца и приплюснув её к голове шлемом, стала похожа на Черепаху Тортиллу из Буратино. А в моём облике прослеживались нотки Кота Базилио. Ради смеха даже начали придумывать продолжение: «Буратино 20 лет спустя».

Утро. Шебалино. Алтай, июнь 2023

ВЫЕЗД ИЗ ШЕБАЛИНО

Снова жара. Снова палящее Солнце. Освежались тем, что мочили бандану и вешали её как шейный платок.

Лена едет на Алтае

Местность открытая. Луга слева – луга справа.

Утром, «на позитиве» выехав с Шебалино, мы даже не догадывались о том, что нас ждёт.  ⚠️ Это 5-й день велопохода на Алтай.-4

Местами полянки, усыпанные оранжевыми цветами – «огоньками».

"Огоньки" алтайские

Крутить реально тяжело. На первом подъеме стали агрессировать. Чуть не поссорились на почве темпа езды. В принципе, было ожидаемо 😊

На подъезде к Семинскому перевалу

Доехали до Кумалыра, затем до деревни Топучая. Домики старенькие, покосившиеся, маленькие.

Топучая, деревня, Алтай 2023

После отдыха организм не до конца адаптировался к нагрузкам и сопротивлялся. Психологически трудно заставить тело крутить педали.

Кумалыр

Но если перебороть психологию, дальше будет радостнее и веселее. Некоторые не догадываются, что проблема выносливости кроется не в физическом теле, а в психологии.

Вид загрузки велосипеда Лены

Если смириться с тем, что «ты не можешь», физика быстро ответит тем же самым и с радостью «рухнет». Мол, раз хозяин не может, то я - то и подавно! Поэтому, как бы сложно ни было, отчаиваться нельзя! А если слишком сложно, нужно себя поощрять, небольшим отдыхом или конфеткой.

Начало Семинского перевала

ПРИГОТОВИЛИСЬ К ПОДЪЕМУ

Отдохнув на автобусной остановке в Топучем, въехали в место соединения Чергинского и Семинского хребтов. Это означало, что дальше – только в гору, через Семинский перевал. Набор высоты 510 метров на протяжении 9 км.

Мы осознали, что «горки» до этого, были лишь прелюдией к настоящим свершениям.

Лена заталкивает велик в Семинский перевал :)

«Ладно, фиг с вами, пощажу» - вероятно, подумал Алтай. И скрыл палящее Солнце за облаками. В основном мы заталкивали велосипеды вверх. На относительно пологих участках – старались ехать. Раскручивать сильно груженый велик сложно, хотя на «голых» велосипедах мы делали такие дороги на раз-два. Например, путешествуя из Алушты на источник Ай-Йори в Крыму.

Путь по Семинскому перевалу был ничем не примечателен. Лес справа и слева. И подъем. Ровный, длинный, скучный.

Семинский перевал, Алтай

Хотелось скорее затолкать велик на вершину, чтобы ехать с ветерком вниз. Под конец пути предательски выглянуло Солнце и снова начало жарить, как на сковороде. Только тенью деревьев и раскладными стульчиками спасались.

По лицу Лены видно удовольствие от подъема :)

Семинский подъем так подло устроен, что кажется – вот она, вершина. А когда доходишь до места, видишь, что дорога идёт левее и снова в гору. Местами видишь – ровный участок, а ехать тяжело. Потом оглядываешься назад – оказывается, в крутую гору ехал.

В общем, учтя ошибки прошлых дней и не доехав 3-4 км до вершины, свернули на обочину, чтобы подкрепиться. Ели кешью и грецкие орехи, запивали водой.

Один из привалов

А ещё я нашел на обочине чей-то пластиковый флягодержатель. Он был в грязи, но под двухлитровую бутылку воды. Решил, что оставлю, пригодится. Так он со мной и пропутешествовал все дни.

Вот они - "дары Алтая" :)

К слову, велосипедистов ВООБЩЕ не встретили. Было несколько человек встречного направления на гревелах и налегке. Помахали друг другу рукой и на этом всё. Никто не останавливался и не расспрашивал.

Зато на мотиках - полно!

Мы тоже не навязывались. А потом, видя какого-нибудь «крутого чувака» на шоссере или гревеле, мчащегося по шоссе с важным видом и не придёт мысли, что такому человеку вообще будет интересно и нужно с кем-либо общаться. Ведь его смысл – ехать и «офигевать от своей крутизны», ну или скорости.

«Турингов» - как мы, путешествующих месяц, не встретили ни одного. Парадокс! Вернее, встретили, но после. И не много - четырех 😊 Об этом будет дальше.

СЕМИНСКИЙ ПЕРЕВАЛ

Семинский Перевал, Горный Алтай 2023

Семинский перевал напомнил Ай-Петри в Крыму. Только без орущих зазывал: «Эй, сущай, захады на плов, лагман, всё угощу, савсэм щастливый будишь. Вот тут, шкура барана надэвай, двацать тысяч давай, с горы на верёвке езжай». Нет там этого всего. И Слава Богу.

Начиная с Семинского мы поняли, что у алтайцев любой перевал – священный. Это как место поклонения, так и место силы. На деревья вяжут ленты, похожие на медицинские бинты. Тем самым алтайцы желают благополучия членам своей семьи. Цвет лент регламентируется. Белые, голубые, желтые. Тут так принято. Потом мы преодолеем несколько таких перевалов, на одном из которых деревья будут выглядеть «криповато». Ибо за свисающими белыми лентами, самого дерева не видно.

Например, вот - на Улаганском перевале, до него потом тоже доедем...

Лена психовала. Белые ЭВА – сапоги постоянно вываливались. На тот момент мы еще не придумали, как их крепить.

Вон они - сапоги, едут!

А ещё её раздражал затяжной подъем. Она возмущалась: «Почему нельзя было сделать серпантин как на Ай-Петри?». Сетовала на то, что здоровье можно оставить на таких «горках».Это был момент «тяжести и лишений» о котором потом вспоминается с улыбкой.

Ну вот - совсем другое дело.

После «бешеного трипа» по заталкиванию велика в гору, сознание расплывалось. Сложно было на чем-то сфокусироваться. Снова всё, как во сне. Было прохладно. Открытое место, обдуваемое ветрами. Вот стела, посвященная 200-летию вхождения Республики Алтай в состав Российского государства. Поставили в 1956 году, а сам Алтай вошёл в 1756.

Стела на Семинском перевале

А вот торговые ряды с сувенирами и алтайским мёдом. Вот лавочки, где можно присесть.

Мёд купили

Пытаясь собраться, решили посидеть и отдохнуть. Лена пошла за травяным чаем и чебуреками, а ко мне подошёл алтаец. Спросил, кто мы и откуда едем. Я задал встречный вопрос: «А это место священное, да?». Тот утвердительно закивал головой. Затем увидев икону Архангела Михаила у меня на руле, промолвил: «Вы извините, но мы не крещёные. У нас своя религия. Мы считаем, что у всего есть свой хозяин. У каждого камня, кедра, у всего. И вообще, здесь такие места, что ни попросишь – всё тебе будет, все желания исполнятся». Я ответил, что не нужно извинений, ведь если копнуть поглубже, любые религиозные верования суть одного и нет никаких противоречий. Смотря, как всё воспринимать.

Потом Лена принесла чай и тот хорошо «зашёл». Мы постепенно начали «отходить от стресса».

Чебурек :)

Видя велосипеды, к нам подошли парни – чеченцы. Тоже спросили, откуда мы. Уже заученным текстом: «С Горно-Алтайска едем, сами с ярославской» - отрапортовали им. Те восхитились нашим мужеством и вспомнили историю, как к ним в Чечню приезжал парень на велосипеде. Прямо из Москвы. Шума от события, сказали, на всю Чечню было. И чуть ли не всей страной его там принимали и угощали.

Лес на Семинском перевале

От посиделок тело расслабилось. Место спокойное – преспокойное. Будто все мысли отключило, и голова стала пустой. Непривычное ощущение. Нечто похожее я ощущал, когда спускался с перевала Кузуяк в далеком 2009 году. Это состояние меня заинтересовало. Хотелось переночевать в этих местах. Но вроде как – заповедник, нельзя. Алтайцы тоже против ночёвок на «священных перевалах». Хотя тот алтаец, которого встретили, сам предложил заночевать. Такой парадокс.

Семинский перевал (фото из интернета)

Да и рядом была гостиница, ведь по соседству горнолыжный курорт. Лена узнала цену ночёвки, которая была 4000 рублей. С одной стороны – велик соблазн. С другой – не хотелось запихивать себя в гостиницу, потом расчехлять велики. Наутро всё это собирать. В итоге, отказались от этой идеи. Решили, что дальше – только спуск, крутить в гору уже не надо. Поедем докуда доедем и там разобьём лагерь.

ПРОГУЛКА ПО СКАЗОЧНОМУ ЛЕСУ

Но сперва я решил прогуляться по сказочной поляне с массивными кедрами и цветочным ковром. Нужно было впитать в себя место, что понять его.

Утром, «на позитиве» выехав с Шебалино, мы даже не догадывались о том, что нас ждёт.  ⚠️ Это 5-й день велопохода на Алтай.-26

Этот лес – большой контраст предыдущему непримечательному пути. Будто оказываешься в волшебном лесу. Кедры с массивными извивающимися стволами впиваются корнями в сочный травяной ковёр, усыпанный тысячами цветов.

Цветочный алтайский ковер

Я никогда не видел столько цветочного разнообразия. Тут и оранжевые «купальницы» вперемешку с дикими орхидеями, похожими на анютины глазки, и ромашки всех цветов и размеров.

Синие цветочки

Сделав пару фотографий на телефон, я понял, что они не получились и даже приблизительно не передают атмосферы. Будто место само не хочет, чтобы его фотографировали.

Да и, честно говоря, мы так "ухайдокались" на этом перевале, что было не до цветочков. Приведенные здесь кадры были уже на "пределе сил". Что сфоткалось - то и сфоткалось, не обессудьте.

Поэтому я их просто удалил. Подумал, пусть чудо сохранится у меня в памяти, а не на фото. Жаль, что невозможно передать особенности места. Оно спокойное, живое и вызывает состояние покаяния. Алтай в очередной раз удивил и восхитил.

Прогуливаясь по лесу, я вышел на открытый участок. Деревья начали выглядеть более зловеще. Ветки покрыты свисающим мхом и лишайниками. А под ногами – мягкий ковёр. Дойдя до места гипотетической стоянки, почему-то пропало желание останавливаться здесь. Будто прогулявшись по лесу, этого стало достаточно.

Фантастический лес мистического Семинского перевала

Удовлетворенный, отправился назад. В сувенирном ларьке купили маленькую баночку мёда, чтобы добавлять в чай. Затем отправились на спуск.

СПУСК С СЕМИНСКОГО

Ура, спуск!

Много километров мы мчались вниз. Чем ниже спускались, тем выше становились горы. Солнце уже садилось, а мы не видели стоянок под ночлег. Справа и слева покатые склоны, частично огороженные забором пастбищ. Нас начала охватывать паника: «А вдруг, не найдём ночлег? Что же делать?».

Да и окружающие ландшафты, словно охватывали дикой природой. Связь не ловит, вблизи деревней нет. А ещё везде мерещились медведи. «Нет, надо ехать, мчаться, как можно скорее» - решили мы – «Алтай выведет».

Зловещие места :)

Миновали слоистые и лесистые горы. Ландшафты, словно из «Властелина колец», неожиданно попали в совсем другие ландшафты. Лысые горы близ поселка «Нефтебаза» и река по правому краю, удивили. Мы совершенно не были готовы к такой резкой смене картинки. Проехали поворот в Усть-Кан, возле которого был огромный стенд с надписью: «Гора Белуха». Со стрелочкой.

Уже близко!

В принципе, можно было свернуть направо и ехать дополнительные 300 км в сторону Тюнгура, затем вынырнув на Чуйском тракте вновь возле поселка Иня, но в наших планах этого не было. Мы хотели проехать по «легендарному» Чуйскому тракту.

На подъезде к поселку "Нефтебаза"

А еще там был другой стенд, который гласил: «Уважаемы гости, просьба останавливаться на ночлег только в специально отведенных для этого местах. Спасибо».

НЕФТЕБАЗА И РЕКА УРСУЛ

Такие там пейзажи

Последовав этим рекомендациям, нашли лужайку у реки, близ какого-то фермерского хозяйства на побережье реки Урсул. Там решили заночевать.

Наш лагерь - поставили палатку

Когда поставили палатку, небо окрасилось огненной палитрой. Поначалу на нас напали кусачие мошки и комары. Но ближе к вечеру и те и другие «улеглись». Так завершился день, в который мы проехали более 60 км.

Завершение походного дня. Стоянка близ села "Нефтебаза", Горный Алтай, июнь 2023

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

>>> ССЫЛКА НА 6 ЧАСТЬ >>>

С уважением, Андрей и Лена.