Найти в Дзене
DomeliPersonal

Домашний персонал в новых реалиях: как идет перестройка рынка?

Пандемия коронавируса ударила по всем отраслям экономики. Сфера домашнего сервиса – не исключение. 

В предыдущей статье уже рассказала, как тот период пережили работники отрасли – как полностью перекраивали свой график и условия труда, какие были риски и трагедии. В этой остановлюсь подробнее на факторах, которые изменили отрасль домашнего персонала. 

 

«Качели» ковида и движение к нулю 

В коронавирусный год многие профессиональные «домашние помощники» оказались на улице, и сама отрасль замерла, на месяц точно. Очень хорошо помню статистику того времени. Если входили в пандемию с 50 заявками на подбор персонала – еженедельно, то с началом локдауна их число приблизилось к нулю. Никто не знал, что будет дальше, насколько затянется ситуация.  

Тогда особенно чувствовались «качели» – сначала, когда школы и детские сады оказались закрыты, спрос на услуги нянь резко вырос. Однако затем начали уходить на карантин предприятия и организации, родители работали из дома, и семьи перестали нуждаться в нянях.   

Даже когда локдаун был снят, многие еще продолжали оставаться на удаленке. Няни по-прежнему были не у дел, практически до начала-середины 2021 года, когда постепенно жизнь стала возвращаться на круги своя. 

 

Новые правила и лица 

До пандемии 90% домашнего персонала были граждане Украины, Молдавии, иногда Румыния и Беларуси. На сегодняшний день практически 95% – это граждане РФ.  

Что это значит? Раньше искали работу с проживанием либо вахтой. С уходом граждан ближнего зарубежья найти такой персонал стало большой проблемой. Вакансии есть, а вот кандидатов, готовых на проживание, — меньше. Нашим соотечественникам, которые проживают в маленьких городах, гораздо комфортнее работать без проживания – снимать квартиру либо комнату и иметь возможность на личную жизнь. 

 

Вырос спрос и в целом на домашних помощников, что спровоцировало скачок зарплат. И к этому многие работодатели были не готовы. Тот момент был очень сложный, и наша задача была доносить до них эти изменения на рынке. Потому что они привыкли к тому, что взяли к себе человека с проживанием и он закрывает весь спектр хозяйственных нужд. А в пандемию эта тенденция поменялась. 

Планка для профи

С другой стороны, няни, гувернантки, горничные стали держать достаточно высокий уровень профессионализма. И здесь мы видим и свой вклад — многие проходили обучение в нашем центре SAGA. 

Персонал научился выстраивать границы, чаще уходит от режима многозадачности, стали соблюдаться должностные инструкции. Профессиональное позиционирование специалистов стало более выраженным. 

Это знаковый для отрасли аспект, что безусловно радует, — несмотря на то, что с точки зрения бизнеса постковидная ситуация стала более сложной: раньше заказчики содержали большие штаты домашнего персонала, не скупились на зарплаты. Сейчас такие заявки поступают реже, мы фиксируем спад процентов на 30. Также меньше стало каких-то эксклюзивных, интересных запросов со стороны работодателей. Рассчитываем, что постепенно отрасль вернется на прежний уровень.