Читая книгу Нормана Дойджа «Пластичность мозга», наткнулась на очень интересное исследование, которое привлекло мое внимание. Хочу поделиться с вами и услышать ваше мнение.
Исследование было направлено на изучение природы аутизма по Мерцениху. Он хотел понять с чем связаны задержки в развитии у детей страдающих аутизмом. Для этого он решил воссоздать модель на животных. Необходимо было, чтобы у животных были такие же нарушения, как и у детей-аутистов. Мерцених предполагал, что что-то идет не так именно в те периоды, когда мозг наиболее восприимчив к сигналам окружающей среды.
Думаю, все мы знаем, что аутизм — это наследственное генетическое заболевание. Однако, число рожденных деток-аутистов растет нереально быстро. И да, сейчас его диагностируют лучше и в более легких формах в том числе, что увеличивает количество заболеваемости среди населения, НО продолжается неуклонный рост в ужасающих цифрах.
В марте 2023 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал обновленную статистику: расстройство аутистического спектра регистрируется у 1 ребенка из 36 в (возрасте 8 лет), причем у мальчиков в среднем в 3,8 раза чаще, чем у девочек.
Именно поэтому еще в 2007 году, когда была выпущена книга «Пластичность мозга» ученые уже задавались вопросом этого неуклонного роста.
Мерцених предполагал, что помимо генетического фактора имеет место быть и влияние факторов окружающей среды. И предположение его заключалось в том, что влияние этих окружающих факторов способствовало преждевременному завершению критического периода мозга. Т.е. происходило в момент, когда карты мозга еще не до конца дифференцированы.
Критический период — это период, когда наш мозг максимально впитывает все. Это сензитивный период в младенчестве, когда мозг включен 24/7, чтобы впитывать информацию, поступающую извне. Это биологический механизм, потому что никто не знает, что именно может пригодится в жизни.
BDNF — нейротрофический фактор мозга. Он имеет четыре важные функции, но я акцентирую внимание на последней. BDNF помогает завершить критический период. Он выключает базальное ядро и с этого момента возможность мозга запоминать все без усилий подходит к концу.
Мерцених утверждает, что в течение критического периода некоторые ситуации перевозбуждают нейроны детей, генетически предрасположенных к аутизму. Это приводит к масштабному, преждевременному выделению BDNF. Вместо закрепления важных связей проиходит закрепление всех связей. Все это приводит к преждевременном завершению критического периода и ребенок остается с множеством недифференцированных карт мозга.
Были проведены исследования, которые наглядно показывали, что дети растущие рядом с автомагистралью, на нижних этажах возле дорог, а города у нас растут и развиваются, имели более низкий уровень интеллекта. Мерцених выдвинул теорию, что белый шум влияет на всех, но в особенности на детей, предрасположенных к аутизму. Механизм влияние происходит через белый шум, который состоит из огромного количества частот, тем самым оказывая стимулирующее влияние на слуховую зону коры головного мозга.
Для проверки предположенной гипотезы группа Мерцениха подвергла детенышей крыс воздействию импульсов белого шума на протяжении критического периода и выявила у них разрушение коры головного мозга.
Т.е. при воздействии белого шума в критический период происходит бесконтрольное, массивное выделение факторы BDNF, что приводит к преждевременному завершению этого критического периода.
Животные остаются с недифференцированными картам мозга и действующими без всякого разбора нейронами, которые может активировать любая частота.
Тададам! Мерцених воссоздал модель возникновения аутизма на животных. У детенышей крыс, так же как и у деток-аутистов наблюдалась предрасположенность к эпилепсии и все прочие сходства.
Внимание! Белый шум рекомендуют врачи для «успокоения младенцев», говоря о том, что это их успокаивает и они не будут в дальнейшем негативно реагировать на разные звуки. Множество игрушек в магазинах и на маркетплейсах! Множество!!! Понятно, что врачи здесь ни при чем, однако где-то это причем есть. Вопрос где?
Как маму, меня беспокоит данный вопрос. Как психолога, увлеченного нейробиологией и нейрофизиологией тоже. Хотя своему ребенку я включаю только проверенные, научно-доказанные звуки. По крайней мере пока он не может выбирать их сам)
Хочу услышать ваше мнение на этот материал. Пожалуйста делитесь в комментариях.
Для записи на консультацию пишите на сайте сообщение или по номеру телефона в Whats App 89381086253.
Автор: Алексеенко Марина Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru