Найти тему
Анна Тычук | Психолог

Фильм "Всегда говори Да" про то, как научиться говорить "Нет"

Основная линия фильма "Всегда говори Да" про то, что главный герой Карл постоянно от всего отказывался. И попав на тренинг "Всегда говори Да" - он научился использовать все возможности, которые даёт ему жизнь, научился говорить им "да".

Но я обратила внимание на то, что у Карла изначально была не столько проблема с тем, чтобы говорить чему-то да (хотя и это тоже было) - а сколько с тем, чтобы ясно и открыто говорить "нет".

Друзьям, которые его "преследовали" и всё время звали куда-то - герой открыто и честно не отказывал. Вместо этого он врал, обманывал. Каким-то сектантам с тренинга - он тоже не мог открыто сказать "нет" и уйти. Вместо этого он остался, продолжив терпеть насилие в свой адрес.

Учиться говорить чему-то "да" нужно уже после того, как научился говорить "нет". Иначе наша психика, зная, что мы не можем сказать "нет" - будет создавать чрезмерную защиту, которая тотально ограждает нас от внешнего мира. И в данном случае это здоровый механизм, оберегающий человека и его психику, создающий ему безопасность хотя бы каким-нибудь способом.

Почему учиться говорить "да" нужно не раньше, чем научишься говорить "нет"? Попробую объяснить.

Умение говорить "нет" связано с нашей самой базовой потребностью - потребностью в безопасности. Именно умение говорить "нет", то есть защита личных границ - помогает нам обеспечивать себе безопасность.

А умение говорить "да", наша способность на что-то соглашаться - уже связана с удовлетворением остальных потребностей.

Но потребность в безопасности - это более значимая для нас потребность, более базовая. И остальные потребности, вроде потребности в новых впечатлениях и удовольствии (которые и начал удовлетворять герой, когда начал говорить "да" всем возможностям) - это уже менее значимые потребности, по сравнению с безопасностью. Они имеют значение уже тогда, когда потребность в безопасности удовлетворена.

А у героя фильма Карла была проблема с тем, чтобы открыто говорить "нет" чему-то - из-за чего другие люди прямо-таки преследовали его, нарушали его границы, никак не оставляя его в покое. Друзья не понимали его "нет", т.к. он открыто, честно и ясно им никогда не отказывал. И в итоге друзья вместо того, чтобы с уважением относиться к его границам - "преследовали" его, требуя объяснений по поводу его лжи.

И это про то, насколько герой не заботился о своих границах, насколько он позволял другим людям себя "насиловать". И при таком отношении к своим границам - чувства безопасности внутри быть не может.

Именно потому, на мой взгляд, Карл и всего боялся, боялся сказать чему-то "да" в начале фильма.

-2

И когда есть такой паттерн, учиться говорить "да" - это преждевременная задача, на мой взгляд. Для начала важно учиться говорить "нет", открыто и ясно защищать свои границы, обеспечивать себе безопасность, чтобы самому не насиловать себя и не позволять другим людям "насиловать" тебя.

И тогда некоторое сложности с тем, чтобы говорить чему-то "да", то есть использовать какие-то возможности - может стать гораздо легче. У психики уже не будет необходимости в такой тотальной защите, и человеку будет гораздо легче идти на риск.

И менее очевидный урок для героя - что, несмотря на то, что фильм называется "всегда говори Да", герою в первую очередь было важно научиться говорить "нет".

И Карл смог по-настоящему открыться и сблизиться с Элисон именно тогда, когда он ей отказал (несмотря на риск, что она могла его и не принять с его отказом). Когда он сказал, что он не готов с ней жить, но он хочет с нею быть.

Когда он, наконец, противостоял насилию, которое регулярно совершали над ним окружающие его люди. И когда он не стал насиловать себя - соглашаясь на сожительство с симпатичной женщиной, но с которой они знакомы совсем немного. Он сказал "да, я хочу быть с тобой, ты мне нравишься, но жить с тобой я не готов".

И именно тогда близость между ними стала возможна. Именно тогда Карл по-настоящему открылся героине, он был собой настоящим, он был с нею честен. И именно тогда сближение с Элисон стало по-настоящему безопасным для Карла. В отличие от того, как он вёл себя с друзьями в начале фильма - когда он позволял им "насиловать" себя, обманывая их, вместо того, чтобы честно им отказать.

Так что умение говорить "нет" стало для героя не менее ценным, а возможно даже и более ценным уроком - чем умение говорить "да".

__________________________

Весенняя распродажа
Анна Тычук | Психолог29 февраля 2024