Найти тему
Сергей Михеев

Главная сила Запада в том, что он объединен, консолидирован, четко координирует действия

Вышло большое интервью помощника президента Максима Орешкина, где он рассуждал о глобальной роли США. По его словам, так называемые экономики глобального Севера - США, Япония, ЕС – теряют свою роль и значимость. Ведущей экономикой стал Китай, крупнейшей экономикой Европы стала Россия, которая уже «дышит в спину» Японии в гонке за четвертое место. Индия заняла третье место, Индонезия поднялась на седьмое и в ближайшее время начнет штурмовать позицию Германии, которая в настоящее время занимает шестое место. Максим Орешкин предполагает, что США, развалив европейскую экономику, вскоре обратят свой взор на Азию. Согласны ли Вы с таким прогнозом?

Сергей Михеев: Американцы пока остаются первой экономикой мира, хотя там большая составляющая чисто финансовая. А если взять экономику коллективного Запада - США, их союзники по НАТО, Япония – пока до них далеко, если только не будет нашего объединения. Что можно противопоставить им? Сотрудничество и объединение по экономическим вопросам. США остаются первой экономикой, хотя по производству Китай их обгоняет. До суммарной экономики коллективного Запада всем далеко, но только если поодиночке. А если координировать свои действия: Китай плюс Россия плюс Индия и все остальные, то, несомненно, незападный мир вытеснит и обгонит западный.

По поводу снижения роли западных экономик - это так. Если убрать финансовую составляющую, исключить доллар и евро как основные мировые резервные валюты, что позволяет им контролировать финансовый сектор, то с точки зрения производства оно давно переместилось из Европы и Америки в другие страны мира. Это может означать, что рано или поздно американцы могут обратить внимание на Азию - те страны, в которые производство переехало. В каком смысле обратить внимание? Два способа: 1. или завладеть политическим контролем над всем этим через установление лояльных, подконтрольных марионеточных политических элит, как в Европе; 2. или разрушить всё это для того, чтобы деньги, производство потекли обратно в США. Не факт, что Америка готова к этому. Потому что они прошли через этап деиндустриализации.

Трамп говорит: «Вернем всё в Америку!» А кто будет работать? Поколение прошло - и работать некому. Если только будут трудиться роботы, а не человек. Могут ли? Да, могут. Но это должно стать тем фактором, который позволит стимулировать объединение, сближение позиций стран, которые выходят на влиятельные позиции: Китай, Индия, ЮАР, Бразилия, Россия и все остальные. Надо быть готовыми к тому, что Америка и коллективный Запад будут бороться за лидерство любыми способами, в том числе через разрушение своих потенциальных конкурентов. Как этому противостоять? Только совместно. Главная сила Запада состоит в том, что он сильно объединен, консолидирован, четко координирует действия (как показывает украинский кризис), у него жесткая внутренняя дисциплина. До такой степени координации нам не дорасти, но, если мы будем все поодиночке, то они ещё долго будут нами манипулировать.

Их главная сила: 1. контроль над мировыми финансами, из которого много проистекает; 2. внутренняя консолидация. Надо признать, что сколько бы мы Запад ни критиковали, но у них внутренняя консолидация очень серьезная. Та степень привязки Европы к Америке, которая была продемонстрирована на Украине, очень высокая. Мы можем рассуждать, что «европейцы работают себе в убыток». Может быть так оно и есть, но западная элита точно показала, что в критический момент они всех выстроили - и все построились. В этом их сила. А мы -каждый сам по себе. По одному легче бить, чем они и занимаются.

Будем надеяться, что найдутся точки соприкосновения.

Сергей Михеев: Точки соприкосновения имеются, но есть косность, страх, желание «усидеть на двух стульях», самоуверенность новых лидеров Китая и Индии, что у них по 1,5 млрд населения и им никто не нужен. Отчасти это так, но если очень захотят, то больно могут сделать и им. Очень серьезная проблема – это разногласия между Китаем и Индией, на которых американцы активно играют. Все конфликты, которые тянутся с середины XX века, - территориальные конфликты между Китаем и Индией, борьба за лидерство в азиатском мире, несопоставимость друг с другом - помогает американцам «разделять и властвовать» на азиатском континенте. Два основных новых лидера – Китай и Индия. Там и там 1,5 млрд населения, огромный внутренний рынок, большое количество готовых и желающих работать людей, много молодых талантов, стремление осваивать новые технологии, создавать у себя производства. Милое дело - их столкнуть, чтобы они друг друга разрушали, ослабляли, а на этом делать свою игру. Это классическая вещь – «разделяй и властвуй».

Если бы Китай и Индия смогли по базовым вопросам договориться, да ещё при посредничестве России в рамках крупных объединений, то было бы здорово. Здесь необязательно ущемлять чьи-то суверенитеты, кому-то что-то портить, от чего-то отказываться. Для начала убрать острые конфликтные моменты, чтобы внешние силы не могли спровоцировать конфликт между вами. Довести до осознания руководства этих стран то, что есть те, кто хотят спровоцировать между ними конфликт и поиграть на этом. И хотя бы острые противоречия убрать. Конфликты вялотекущие, но американцам удается поиграть на этих вещах: в отношении Китая –почти нет, а в отношении Индии - частично да. Если бы индийцы и китайцы смогли принципиально договориться о решении самых острых вопросов, это было бы продвижение вперед и серьезное ослабление американцев по созданию конфликтных ситуаций.

А для нас это было бы здорово для нахождения общих интересов в экономике, безопасности и других сферах. Американцы преуспели в том, что контролируют все финансы. Своих союзников они консолидировали и заставили ходить строем, а всех остальных сталкивают по одному, подогревая конфликты и разногласия. А мы то толкаемся, то миримся, а они этим пользуются.

Пока мы будем так делать, они будут пользоваться, несмотря на то, что их роль в мировой экономике будет слабеть(в долларе много спекулятивной составляющей, государственный американский долг растет, там всё становится хуже и хуже). Может быть сейчас в Америке уйдет старое поколение Байдена, Клинтона и всех остальных, кто свою политическую биографию тянут с времен противостояния с Советским Союзом, и появится кто-нибудь, кто переосмыслит, осознает роль самой Америки, состояние жизни в Америке, что надо делать, что такое настоящее лидерство. Но надеяться на это нельзя. Можем ли мы для этого что-то сделать? Пока ничего не делаем, а могли бы работать с традиционалистским населением Америки. Это возможно, но строить планы, исходя из этого, было бы наивно.