Рабочая температура большинства моторов легковых автомобилей и грузовиков находится в пределах 90-120˚С. Такие температуры являются рабочими и для моторного масла. Производители масел учитывают температурный фактор, влияющий на скорость окислительных процессов в смазочном материале.
Отклонение температуры двигателя от рабочего коридора значений приводит к увеличению нагрузки на смазочный материал, ускорению его деградации и снижению ресурса.
Режим прогрева – штатное состояние двигателя, но масло в это время работает в неоптимальных условиях. Быстрее протекают процессы окисления, в картер попадают остатки несгоревшего топлива из-за работы двигателя на обогащенной смеси, может образовываться водяной конденсат, также попадающий в масло. Все это негативно отражается на ресурсе масла. Наиболее ярко такие вредные процессы проявляются при коротких поездках по городу в холодное время года.
Если нагрузка при прогреве ДВС учитывается при разработке моторного масла, то работа в условиях перегрева – к штатным режимам точно не относится. Перегрев приводит к ускоренной деградации масла и снижению ресурса: образуются высокотемпературные отложения, жирные кислоты, быстрее окисляется пакет присадок. Наименее стойки к перегреву минеральные масла и полусинтетика. Для синтетических масел с современными пакетами присадок – кратковременный перегрев практически не страшен, но злоупотреблять их возможностями нельзя.
Чтобы обеспечить эффективную работу масла на протяжении всего рекомендованного интервала, нужно убедиться в том, что двигатель работает в оптимальных температурных режимах. Плохой прогрев может быть результатом неисправности термостата (охлаждающая жидкость циркулирует только по большому кругу). И наоборот, циркулирование жидкости только по малому кругу – ведет к перегреву. Другие возможные причины перегрева: засорение радиаторов, низкое качество охлаждающей жидкости, засорение или отложения в контуре охлаждения, сбои в работе системы питания двигателя.
Убедитесь, что двигатель вашего автомобиля работает в оптимальном диапазоне температур. Если нет – выясните и устраните причины неисправности. Если перегрев все-таки произошел, или наоборот, приходится часто совершать короткие поездки с не полностью прогретым двигателем – учитывайте это, сокращая интервалы замены масла. Любые отклонения температуры ДВС от штатной отражаются на изменении свойств моторного масла, приводят к снижению его ресурса.