Хочу поговорить об «Анатомии падения». Наконец, добралась до этого фильма, и посмотрела. В этом году фильм французской режиссёрки получил высшую награду в Каннах. Такой спокойный триллер, судебная драма, препарирование семейных отношений – разбор анатомии одного брака. Хочется понять, что еще такого можно сказать об отношениях, и, главное, как так о них говорить, чтобы это впечатлило пресытившегося каннского жюри.
Что в основе сюжета
Смерть мужа. Почти полностью слепой ребенок – единственный свидетель. Жена-писательница на скамье подсудимых. Суд должен решить: это было убийство или самоубийство. Суд, в котором так мало фактов но много домыслов.
Кто такая Жюстин Трие
В 2023 году Жюстин Трие получила гран-при - Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале за свой новый фильм «Анатомия падения». В разное время эту награду забирали Эмир Кустурица, Фрэнсис Форд Коппола, Михаэль Ханеке, Пон Чжун Хо, Рубен Эстлунд. Женщины-режиссёры четыре раза выигрывали главный приз, из последних это была Жюлия Дюкурно за фильм гипнотически-жуткий фильм «Титан».
Ж. Трие уже 45 лет, после учебы в Париже режиссер пробовала свои силы в документальном и короткометражном кино. Далее Жюстин сняла 3 полных метра – все фильмы высоко оценены критиками. Ей всегда была интересна тема психологии отношений в семье. Неизменный соратник – сценарист и актер Артур Арари.
«Я всегда думала, что когда-нибудь сниму процедурал с судебным процессом в центре сюжета. Но на деле все реальные криминальные истории имеют тривиальную развязку. Я не хочу давать зрителю полную ясность, поэтому убийство в ‘’Анатомии падения’’ — всего лишь предлог для суда над отношениями героев», — рассказывает режиссер.
Одиночество, боль и паника
Взглянем на сюжеты предыдущих фильмов Жюстин Трие, чтобы понять «Анатомию падения»: Жюстин очень последовательно и методично углублялась в тему семьи и личного кризиса.
Сначала была номинация на берлинский Золотой медведь за лучший короткометражный фильм «Vilaine Fille Mauvais Garçon» – «Непослушная девочка, плохой мальчик», 2012 год или, как назвали у нас, «Два одиночества», что более точно передает задумку фильма. Описан один день: встреча двух молодых людей и постепенная растущая между ними симпатия. Целая вереница событий типичного ромкома, не типично для ромкома, приводящая лишь к растущему у героини чувству полного одиночества, усталости и разочарования от жизни.
Отсюда простая мысль, которая сочетается с чувствами после «Анатомии падения»: однажды, в твоей жизни будет такой день, который поможет тебе осознать и прочувствовать кризис в полной его мере. Но за один день накопившиеся личные проблемы не решить.
Потом «Возраст паники» (2013) «La bataille de Solférino» с его номинацией на премию «Сезар». И снова один мучительный день для его героини, журналистки и матери-одиночки, которая борется за своих дочерей с бывшим мужем, и эта битва рифмуется с президентскими выборами за власть во Франции 2012 года. Полная неразбериха. Мечта об идеальном союзе оказывается недостижимой утопией, и, возможно, быть победителем, это не значит быть счастливым. Но победителей не судят.
В «Анатомии падения» главная героиня, Сандра Войтер, победила. Но с этой победой для нее ничего не закончилось – она так и осталась вдовой, в тупиковой истории любви, в которой она главный герой и главный антагонист.
И в третий раз, снова только номинация на премию «Сезар» в 2017 году» за «В постели с Викторией». Пожалуй, этот сюжет уже более близок к последнему фильму Жюстин Трие. По тону – это забавная комедия. Хотя у главной героини на наших глазах рушится карьера. Успешный адвокат в результате ряда утечек из ее интимной жизни вдруг становится эпицентром слухов, домыслов и сплетен. Теперь не достаточно того, какой она челочек в данный момент, теперь ей нужно доказывать свою состоятельность снова, борясь с возникшим вокруг нее хаосом. Ад – это другие.
«Анатомия падения» - это в том числе и кино, в котом женщина отстаивает свое право жить, так, как ей хочется. Иметь столько интимных связей, сколько ей нужно. Ставить на первый план свою карьеру, если это делает ее счастливой. Она защищает и свой образ жизни, ей приходится оправдываться перед натиском общественной морали.
Более того, как причина смерти мужа выступает именно этот образ жизни, в котором муж по вполне понятным причинам страдает, оказавшись за бортом собственной жизни. Когда жена реализует себя в профессии, он вынужден заниматься бытовыми делами и их общим сыном. Когда жена постоянно изменяет, он вынужден ее постоянно прощать. Не получая от нее отдачи или даже хоть какого-то чувства благодарности, не говоря уже о раскаянии.
Первый фильм Ж.Трие, который пробился на Каннский фестиваль – «Соблазн» 2019 г. Здесь мы знакомимся с образом сложной, неприятной женщины. Главная героиня, работая психотерапевтом, решает круто изменить свою жизнь и стать писательницей. Только писательницей быть она не умеет, как и муж Сандры Войтер из Анатомии падения. Насколько это этично воровать чужую личную жизнь для своей книги? Этим и занимается героиня фильма «Соблазн», попутно, потакая другим своим порокам и желаниям. На этот путь ее толкает отчаяние, чувство крепкого одиночества и душевного такого тупика.
Какие темы затрагивает кино «Анатомия падения»
- Несовершенство судебной системы;
- Несовершенство нашей памяти;
- Жертвенность в семейных отношениях с творческим человеком;
- Личностный кризис в отсутствии самореализации;
- Бытовые семейные конфликты;
- Женщина в современном обществе;
- Как пережить трагедию и можно ли сохранить при этом брак.
Не слишком ли просто: судебный процесс как повествовательный прием
Если хочешь вытряхнуть скелет из семейного шкафа, то не сильно ли это прямолинейный способ: перемывать косточки на глазах у присяжных в суде, где настоящий адвокат и настоящий прокурор будут судить о твоей жизни по горсточке фактов. Довольно удобное воплощение простой метафоры о личном внутреннем суде.
Но, наверное, судебное разбирательство – это хороший способ, если ты хочешь именно поговорить о семейных проблемах без всяких метафор. Просто взять и перетереть, досконально по полочкам разложить.
«Это как раз то, что меня очень интересует в пространстве суда: где начинается вымысел. Это ведь место, где жизнь буквально деконструируют, разбирают на части, чтобы посмотреть на них со стороны. Личное, профессиональное — разные нарративы пересекаются, а истина где-то посередине. Версии гиперболизируются, а правда ускользает.» - Жюстин Трие, Из интервью Форбс
Одни из выводов фильма: часто суд не дает 100% ответа на вопрос «Где правда?». Судебное решение просто устанавливает победителя в спорном вопросе. А быть победителем, это не значит быть счастливым.
В общем, фильм не ставит цели выяснить истину. Но искать разгадку все равно интересно.
Не менее интересно разбираться в этом фильме, чем думать о чем был О чем боевик-драма «Голубоглазый самурай» 2023 года.
Или что хотел сказать Миядзаки в своем «Мальчик и птица»