Сейчас очень модно ругать молодежь. За скверное образование, безграмотность, примитивность. "Жертва ЕГЭ", "потерянное поколение" - именно так чаще всего именуют современную молодежь.
Конечно, иногда это соответствует действительности. Они многого не знают, многого не понимают и не хотят понимать, практически не читают книг и зависают в соцсетях целыми днями. Но можно ли говорить о том, что так ведут себя все? Конечно, нет.
Так получилось, что последние несколько месяцев я много общаюсь с молодежью, со студентами. Да, признаю, был случай, когда девочка двадцати четырех лет удивилась названию улицы: "Улица Талалихина? Вот придумают! Первый раз такую фамилию слышу!" Естественно, я провела короткий ликбез на пару минут, отметив про себя, что это грустно - мы-то все эти фамилии знали еще со школьных времен.
А потом эта же девочка очень подробно расспрашивала меня, как надо работать над речью - дикция, артикуляция, сила голоса, потому что ей часто приходится выступать на научных конференциях по своей специальности, и она готова работать над ораторским искусством. Из уважения к слушателям.
В целом же, ребята (3-5 курсы) производят впечатление умных, любознательных и неравнодушных людей. Они ходят по выставкам, им интересны музеи и достопримечательности, их туристические поездки по России чаще всего познавательные. Они задают вопросы и внимательно слушают ответы. У меня даже создалось впечатление, что им чего-то недодали в школе, и они сейчас это компенсируют. Особенно сильно меня вчера удивил мальчик Дима, двадцати одного года от роду, с которым у нас состоялась интересная беседа.
Этот мальчик очень способный, очень талантливый. Недавно он занял второе место по Москве в конкурсе молодых специалистов его профиля - среди, кажется, десяти вузов. Он ответственный, дисциплинированный и работоспособный. А вчера в спонтанной дискуссии я выяснила, что, оказывается, он любит читать. Недавно он прочитал Хемингуэя "По ком звонит колокол", а теперь уже на середине книги... "Как закалялась сталь".
Вот это меня поразило очень сильно. "Неужели вам это интересно? Вы действительно понимаете, о чем идет речь? Ведь от вашего поколения это все очень далеко. Совершенно незнакомая вам идеология." - "Так ведь дело не в идеологии, - ответил мне мальчик. - Конечно, мне интересно читать о том времени, о том, как жили люди, во что верили, за что боролись. Да, я начал лучше в этом разбираться. Но, в первую очередь, меня интересует главный герой. Да, он очень интересный! Какая разница, за что он борется? Мы же про крестоносцев читаем и не заморачиваемся, что от нас это далеко - нам интересны люди. Так и здесь." - "А, если еще знать о судьбе автора..." - "Вы правы! Я прочитал биографию Островского - поразительно!"
Я посоветовала Диме посмотреть сериал с Конкиным в главной роли - для полноты картины. Он нашел фильм в интернете и уточнил - этот? "Спасибо, посмотрю". А потом я спросила, читал ли он книгу "Повесть о настоящем человеке"? "Нет. А это про что?"
Я начала рассказывать, и выяснилось, что он не знает не только о книге, но и о самом Маресьеве, как о герое Великой Отечественной. Я буквально в двух словах рассказала, собственно, и о летчике, и о книге, добавив, что тут тоже очень много именно о характере человека.
Дима был поражен. "А почему же нам в школе ничего о нем не рассказывали? Вообще ни слова..." - "Зато мы Солженицына чуть ли не две недели изучали, - вздохнула девочка, которая слышала наш разговор, - Только я все равно ничего не помню. Непонятно и неинтересно..."
Это я все к чему. Конечно, к школьной программе вопросов очень много. Конечно, пропускаются многие важные, нужные и просто интересные моменты. Только ведь и дети все по-разному к этому относятся. Кто-то чего-то не узнал - и ладно. А кто-то, как этот Дима, в случайном разговоре зацепившись за новые сведения, начинает "копать", искать, изучать самостоятельно. И ведь изучит. И прочитает. И поймет.
Вчерашний разговор и на меня произвел сильное впечатление. Мне радостно, когда я понимаю, что среди молодежи встречаются такие девочки и мальчики. И именно они дают надежду на то, что нынешнее поколение вовсе не потерянное.