В преддверии новогодних праздников хочется забыть о трудностях на работе, бытовых проблемах и пустом кошельке. Все, чего желает душа – собраться всей семьей у экрана телевизора и в сотый раз посмотреть любимый советский фильм. Несмотря на то, что многим популярным картинам уже давно перевалило за 40 лет, их до сих пор смотришь с неослабевающим интересом – улыбаясь, удивляясь, восторгаясь.
Почему так происходит? Ведь современный российский кинематограф не перестает регулярно выпускать сказочно дорогие новинки. Почему советские фильмы по сей день остаются так горячо любимы зрителями всех поколений?
Для советских режиссеров была важна художественность
В отличие от российских фильмов, советские киноленты – это результат кропотливой работы всей съемочной команды. На экраны выходили только те картины, которые смогли пройти цензуру. Бездуховным кинолентам и «пустышкам» дорогу не давали. За всем процессом производства строго следили. И все актеры вкладывали в свою работу душу.
Раньше фильмы создавали несколько месяцев или даже лет. Внимание уделялось каждой мелочи. Костюмы, прически, декорации – все должно было соответствовать исторической эпохе. Современные режиссеры уделяют этому гораздо меньше внимания. Чего стоит Аксинья из экранизации «Тихого Дона» 2006 года: замужняя казачка с распущенными волосами моментально вызвала у зрителей вполне обоснованный шквал негатива.
Драматургия для Рязанова, Гайдая, Захарова – это не пустой звук. Именно поэтому фразы из советских шедевров за столько лет разобрали на цитаты. Даже самый юный зритель знает, что заливная рыба – это гадость, что Сеня не умеет врать и что науке неизвестно, есть ли жизнь на Марсе. Все это делало героев живыми, интересными, запоминающимися.
Современные кинофильмы – это поделки не для души, а для прибыли. Рынок диктует условия, и всей съемочной команде приходится под них подстраиваться. Сегодня не осталось места для творчества. В фильме ценится в первую очередь окупаемость. Повышают этот показатель не талантливой игрой актеров или искренними сюжетами, а скрытой рекламой, сценами 18+ и глупыми шутками.
Советские фильмы были близки простым людям
Когда вся семья собиралась у экранов телевизоров, никто не отвлекался от просмотра кинофильма: все с интересом следили за перипетиями судеб главных героев. А все почему? Потому что раньше картины снимались о самых простых людях – работягах, которые, упорно потрудившись, смогли добиться немалых успехов. Это были простые истории – искренние, местами наивные, но правдивые. А смотря на экраны, каждый узнавал в главных героях себя и своих знакомых.
В старых фильмах не было контрастного деления общества на бедных и богатых. Героями выступали учителя, врачи, монтажники, слесаря, «королевы бензоколонок», повара. А что сейчас? Олигархи, продюсеры, кинозвезды и блогеры – человеку с рядовой зарплатой будет нелегко увидеть свое сходство с миллионером и уж тем более посочувствовать его бедам. Единственное, что возникает при просмотре подобных историй, – раздражение и обида за всю несправедливость этого мира.
Современные попытки вернуть доверие зрителей оканчиваются провалом. В кинотеатрах показывают новые версии «Служебного романа» и «Кавказской пленницы», стараясь привлечь людей родными сюжетами, но безуспешно. Зрители обвиняют режиссеров в лености, отсутствии фантазии и потребительском отношении к классике. Опять-таки, все дело в неверной интерпретации старых фильмов: актеры не понимают, что чувствуют их герои, поэтому им не веришь и не сострадаешь.
Советское кино – это великолепный актерский состав
Для режиссеров канувшей в лету эпохи было важно найти тех самых актеров. Эльдар Рязанов, например, долго не мог найти свою Надю Шевелеву, пока не увидел Барбару Брыльскую, а Татьяна Лиознова трижды пыталась уговорить Василия Ланового воплотить в жизнь образ Карла Вольфа. Каждый актер – как на подбор. Лица, которые мы видим на экранах каждый праздник, – это настоящие боги кинематографического Олимпа. Усомниться в их таланте просто невозможно.
"Будет тебе там и ванна, будет и кофе, будет тебе и какава с чаем"
- крылатая фраза из "Бриллиантовой руки" и гениальный дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова. (на изображении вверху)
Сегодня, стремясь повысить рейтинги и увеличить прибыли от показа, режиссеры приглашают на съемки не талантливых, а популярных артистов. Все чаще и чаще в кинолентах появляются певцы, не имеющие актерского образования, блогеры, спортсмены и прочие медийные личности.
В «Елках 10» оказались Регина Тодоренко и Филипп Киркоров, в ремейке «Иронии судьбы» («СамоИрония судьбы» – Ольга Бузова и Тимур Батрутдинов, а в «Туристической полиции» – Настя Ивлеева. Но узнаваемость – это еще не гарантия качества. Ни один из вышеназванных фильмов не вызвал у зрителей восторга.
Встречаются сегодня на экране и по-настоящему талантливые актеры: Сергей Безруков, Александр Петров, Екатерина Климова, Никита Ефремов. Но иногда человека бывает так много, что уже надоедает на него смотреть. Многие зрители высказались негативно по отношению к Боярской, сыгравшей Анну Каренину. Вызывает раздражение и Безруков, который примерил на себя все возможные роли: от Александра Пушкина до Владимира Высоцкого.
Музыкальная составляющая советских фильмов
Культовые фильмы прошлых лет мы знаем наизусть. Вместе с героями мы не только проговариваем диалоги, но и поем любимые песни. Какой Новый год без текстов Ахмадулиной или Евтушенко и без мелодий Микаэла Таривердиева? Без Гурченко с ее «Пяти минутами» и Куравлева, разговаривающего с счастьем? Мы все помним, что такое трын-трава и что у природы нет плохой погоды.
В советском кино саундтреком выступают хорошие песни со смыслом, написанные легендарными авторами и композиторами. Современный кинематограф столь качественным музыкальным сопровождением похвастаться не может. Зачастую в фильмах используются либо старые песни, сыгранные по-новому (как, например, «А знаешь, все еще будет» в «Елках-2»), либо хиты последних лет, которые не всегда подходят по сюжету.
Советские фильмы – это традиция. Так приятно резать салаты, подпевая Леночке Крыловой, или накрывать на стол, слушая знаменитый разговор в бане. В праздники особенно хочется чего-то уютного и доброго, наивного и искреннего. В нашей памяти прочно закрепилось, что «Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Операция Ы» – это смешно. И мы из года в года смотрим, как Женя Лукашин улетает в Ленинград, надеясь, что и в нашей жизни однажды случится волшебство.
Дорогие читатели, а какой ваш любимый советский фильм и актёр? Поделитесь в комментариях! Например, мой любимый советский фильм - "Иван Васильевич меняет профессию".
Дорогие читатели, подпишитесь и поставьте лайк, а также оставьте комментарий. Вам пару секунд дел, а мне как новичку это очень поможет =)