Найти тему
Разговор начистоту

Мастер-класс: кому польза, а кому и… психологическая травма на всю жизнь…

Если ребенку на уроке сказать, что у него все «ужасно» и ничего у него не получается, можно ли после этого «заставить» его работать? А если это сказано «чужим», и к тому же «авторитетным» человеком, да еще на мастер-классе при многочисленной «публике»?

Что в этот момент чувствует ученик и его педагог, ведь они пришли за «помощью», а получили…

Конечно же, и на уроке, и на мастер-классе, ученика заставить работать можно, вот только будет ли он, действительно, работать, и достигнет ли он в процессе такой работы результат? Это вопрос…

Побывав на очередном мастер-классе, меня в очередной раз "посетили" подобные мысли…

Небольшая справка для читателей, кто не знает, что такое мастер-класс?

Как правило, мастер-класс проводят опытные педагоги, которые могут поделиться своим опытом. По сути – это такой же открытый урок, только педагог его проводит не со своими учениками, а так называемыми, «чужими», учениками других педагогов, которые хотят разобраться в той или иной проблеме и получить затем рекомендации по дальнейшей работе с учеником.

Всем известно и понятно, что прежде, чем переходить к делу и начинать что-то делать, сначала необходимо установить контакт, что, в общем, и делает каждый педагог, который проводит мастер-класс.

Каждый педагог это делает по-своему: кто-то просит рассказать о себе, кто-то делает «комплимент» в адрес ученика по поводу его внешности или инструмента, а кто-то рассказывает интересную историю и в этот разговор незаметно подключает ученика…

На самом деле – это такая своеобразная импровизация педагога, и... что же дальше?

Так как мне приходилось, достаточно много проводить подобных мастер-классов, и присутствовать на них, то я сегодня буду вести свое «повествование», как говорится от «первого лица» и «очевидца».

Сразу признаюсь, что когда тебе приводят на мастер-класс ученика, конечно же «срабатывает» профессиональный «инстинкт», и внутри заготовлен вопрос: "что ребенок уже умеет и каковы его возможности и способности выполнять твои задания и требования?"

Педагог готов к работе, контакт с учеником установлен, знакомство произошло, урок начался, и довольно часто бывает, и у меня в том числе, что исполнение учеником того или иного произведения, вдруг не оправдывает ожидания и не соответствует представлениям, как «должно быть», и…

А вот, что происходит в этом случае, я и хочу с вами поделиться своим мнением…

Для меня мастер-класс – это не просто «консультация» у более опытного педагога, для меня – это, в первую очередь – новый опыт, новые дополнительные возможности для обучения и развития ученика.

Однако, не всегда хочется воспользоваться такой возможностью, почему?

Представим такую ситуацию: играет ученик перед «мастером», понятное дело – волнуется, но он старается, делает все, чему его научили, он выполнил все рекомендации своего педагога, и вдруг: «А что же ты так плохо играешь, да, у тебя тут совсем не получается, и звук, что ж ты так «скребешь»? А почему ты мимо нот играешь, ты, что не слышишь, а ты вообще занимаешься? Много?»

И… как говорится – «пошло и поехало…»

А ведь, как правило, мастер-класс проходит при большом «стечении народа», и родители присутствуют, и педагоги ребят, которые занимаются с педагогом-мастером.

Я однажды присутствовала на одном из таких мастер-классов в рамках проведения международного конкурса и пережила, просто сильнейший стресс от обращения «ведущего» это занятие к родителям ребенка: «Вам срочно нужно менять педагога, у вас все «запущено», еще немного и будет поздно…»

Слезы ребенка, растерянность родителей, а что в этот момент чувствовал педагог, невозможно и представить…

У меня была подобная ситуация на международном конкурсе им. М. Эрденко в Белгороде, когда во время мастер-класса, который вела председатель жюри, не буду говорить фамилию, сказала папе: «Крепкая, хорошо наученная девочка, но уж больно серенькая и невзрачная…»

А для меня она была всегда очень яркой и музыкальной девочкой…

Эта серенькая и невзрачная девочка окончила с отличием Мерзляковское училище, а сейчас она – студентка IV курса Московской консерватории, и в ее адрес, как исполнителя, слышу прекрасные отзывы московских педагогов.

А ведь могло бы сложиться в жизни девочки все по-другому. Очень часто после резких высказываний «авторитетных» педагогов, дети бросают музыку, перестают заниматься, и для многих – это серьезная психологическая травма на всю жизнь!

Что это? Человеческий фактор или незнание психологии?

Об этом поговорим в следующих публикациях, поэтому – продолжение следует.

Пишите. Всегда рада вашим откликам и сообщениям.

Ваша Г. Молькова.