Опосредованное влияние широко применяется в политике, социологии, экономике, маркетинге.
Для того чтобы использовать опосредованное влияние необходимо видеть картину в целом, понимать силу связей и взаимодействий.
Распространенный пример, с которым все мы сталкиваемся постоянно – это реклама.
Где не просто нам предлагают – покупайте вот это, а воздействуют на другие наши установки и эмоциональное восприятие.
Образ рекламируемого товара может оказаться связан с нашими желаниями, далекими от изначального функционала этого товара.
Так, например, приобретая роскошный автомобиль, человек может покупать реализацию своего желания хорошо выглядеть, достичь успеха, чувствовать себя уверенно, нравится противоположному полу.
Производить впечатление и влиять на других людей.
Хотя автомобиль – это средство передвижения.
Нам не предлагают: «вот хороший, достойный товар, покупайте!» Нет, нам показывают товар и сообщают: "вы его достойны!"
Использование социальных сетей – также часто и успешно используемый способ массового влияния на мнение людей, которые не доверяют и избегают официальных источников информации. Об этом я как-нибудь отдельно более подробно рассажу.
Однако неверно думать, что все это манипулирование с обязательным негативным оттенком.
В психологии опосредованное влияние проявляется через стимулы психических процессов.
Например, если ребенок видит крутого спортсмена, на которого хочет быть похож, он может заинтересоваться данным видом спорта.
Если пример родителей ему кажется авторитетным, он захочет быть таким же и делать те же действия.
Однако может быть и так: если упомянутый спортсмен что-то рекламирует, то стимул может распространиться только на желание иметь рекламируемый продукт.
Здесь работает такая связка: «Я хочу то, что есть у того, кто мне нравится, на кого я хочу быть похож. Если у меня есть то, что у него, я такой же, как он».
В целом, все воспитание детей состоит из опосредованных стимулов.
Ребенку не получится просто говорить: «делай так, а так не делай».
До определенной поры это может прокатить, но если важно чтобы у ребенка сформировалась собственная личность, он должен сам захотеть сделать что-то, у него должна возникнуть внутренняя мотивация.
А оказать воздействие на мотивацию можно только опосредованно.
Опосредованное влияние широко используется в образовательном процессе.
При помощи опосредованного влияния человек и сам может получить некоторый новый опыт, который ему, в силу разных причин, не пока доступен.
Книги или фильмы могут вдохновить, вызвать эмоции, заставить что-то осмыслить.
Это, в свою очередь, может привести к действиям, а значит и реальному опыту.
Для развития личности опосредованное влияние имеет значение – оно формирует ценности, способствует интеллектуальному и эмоциональному развитую, помогает устанавливать социальные связи.
Большинству людей будет намного более интересно, что любой человек может влиять на реализацию своих желаний опосредованно.
Для этого нужно задавать себе вопрос: «Как или через что я могу повлиять на такую-то ситуацию или проблему?»
В определенном смысле, можно создать у себя такой навык – искать и видеть такие опорные точки или точки влияния в любой задаче.
Продолжение следует.