Найти тему

Речь и мышление: как они связаны?

Развитие речи самым непосредственным образом связано с развитием мышления ребенка. И если на первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга (мышление существует в форме манипуляций с предметами и предметных действий, речь — в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, жестов), то в раннем возрасте (около двух лет) линии развития мышления и речи как бы встречаются друг с другом и совпадают. Становясь средством мышления, речь дает начало вербальному (речевому) мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.

Еще не владея речью, малыш изучает мир, воспринимая его объекты при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Но только при помощи слов, обозначающих объекты и их значимые признаки, восприятие закрепляется в виде представлений. И эти представления ложатся в основу всего дальнейшего изучения ребенком мира. Можно говорить о том, что именно речь является основным средством познания.

Первые представления ребенка о мире вокруг становятся фундаментом, на который всю последующую жизнь будет надстраиваться новая информация. А основную часть информации мы получаем именно при помощи речи, устной и письменной. Поэтому можно утверждать, что успешное овладение речью самым непосредственным образом влияет на весь процесс развития и дальнейшего обучения ребенка.

Слово также служит средством обобщения, т.е. инструментом абстрактного мышления. Примером этого могут стать так называемые обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «мебель», «посуда», «одежда» и др. Эти слова обозначают не конкретный предмет, а несколько предметов, которые можно объединить по какому-либо признаку. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.

Получается, что при недоразвитии речи развитие мышления также будет страдать! Именно поэтому так важно своевременно выявить наличие у ребенка особенностей в речевом развитии.