Не люблю делить людей на типы и группы. Думаю, человек шире типологии и не обязан вписываться в рамки. Но в отношениях «репетитор/родители» замечаю некие схожие черты. Особенно в вопросе доверия.
Большинство родителей не сомневаются во мне, как в преподавателе. Обычно те, у кого я «семейный репетитор» (от старших к младшим), и те, кто пришел через «сарафанное радио».
Те, кто находили меня через Профи.ру, сначала присматривались. Мало ли, вдруг отзывы не настоящие (хотя на сайте строгая проверка, не представляю, как их можно подделать). Но когда эти родители видели мой серьезный настрой и первые успехи ребёнка – расслаблялись.
Однажды я взяла девочку - пятиклассницу, которая планировала через два года поступать в московский лицей. Нужно подтянуть знания. Я обычно работаю со старшеклассниками, и для меня это был вызов, но решила попробовать.
Вначале папа девочки звонил мне 2-3 раза в неделю, беседуя от 15 до 40 минут. Иногда вместе с мамой. Это тоже было для меня впервые. Когда папа задал очередной вопрос утром в воскресенье (мой единственный выходной), пришлось обозначить границы: созвон в определенный день, раз в неделю.
За первую четверть девочка, которая недолюбливает русский, единственная в классе получает 5. И вот тогда родители успокоились. Последний раз папа позвонил, предварительно узнав, когда мне удобно. Сразу же предупредил: «У меня нет вопросов к вам по русскому. Посоветуйте такого же репетитора, как вы, только по английскому языку». В итоге ребенок поступил в желанную школу.
Самый редкий и сложный случай – родители, которые настороженно относятся ко мне весь период занятий. Они требовательны ко всем: и к собственным детям, и к репетиторам. За 15 лет работы таких было всего трое.
Однажды мама ученицы попросила прислать фото первой страницы паспорта. Она нашла в Интернете автореферат моей диссертации, прочитала отзывы и статьи, но очень хотела убедиться, что Ирина Михайловна Колышкина – это я. Что ж, скрывать нечего, пожалуйста. Дальше мама просит давать обратную связь по сочинению каждое занятие. Без проблем.
Волнения мамы не разрушают мою уверенность в себе, как в преподавателе. Я не сомневаюсь в своих методах. Эти волнения мешают дочери и нашей продуктивной работе. Однажды я предложила маме подумать об альтернативе, если она сомневается во мне, на что женщина попросила меня быть построже с дочерью.
А построже – это как? Ругать, повышать голос, занижать результат? Девочка умная, ответственная, может что-то недоучить, но это не критично. Результаты неидеальные, но достойные: 27-32 баллов из 33.
В апреле дочь прошла пробное независимое тестирование и получила худший результат – 26 баллов. Это средняя четверка. Не знаю, кто больше расстроен: мама или я. Смотрю работу. За «рассказ» вместо «текст» сняли логику, а это факт. Уже минус балл. Придрались к слову «артист» вместо «художник», хотя девочка взяла это из текста, но ей ни за что сняли факт. Не согласна с проверяющим.
Мама ученицы опять волнуется, говорит, результат печальный. Минус 3 балла – и тройка. Но я была уверена, что девочка наберет не менее 29 баллов, и получит заслуженную пятерку, если не переволнуется и поверит в себя. Так и получилось.
Я считаю, что учиться, как и лечиться, стоит у того, кому доверяешь. Если ты уверен в профессионализме специалиста, результат придет быстрее.
А как у вас с доверием? Есть вопросы?