«В любой непонятной ситуации зови невролога, да?» — недобро улыбнулся доктор, которого вызвал в приемное отделение перепуганный терапевт.
«Птенец врача, что с него взять, еще не оперился, всех пациентов боится, на любой пук зовет невролога, любой обморок считает клинической смертью» — подумал невролог, с ироническим сочувствием глядя на птичью шейку докторишки.
На кушетке сидел пациент, молодой мужчина. Ноги у него были в фиолетовую сеточку. Болело то там, то тут. Шарашило высокое давление. Да еще температура держалась около месяца. Хотя пациент честно сходил к врачу в поликлинику, получил назначение антибиотиков и ответственно пропил весь курс. Он затруднялся сказать, от чего его все-таки лечили — от простатита? От пневмонии? От горла? Да поди их разбери. Просто все пил, как врач назначил, а симптомы не прошли.
«А меня-то чего позвали?» — спросил терапевтишку невролог. Тот указал на ноги: плохо ходит, мол. Пациент кивнул: да, хожу плохо, ноги не слушаются. Да еще и сеточка на ногах, варикоз, что ли, доктор? Или еще чего? Выглядит жутковато.
Невролог постучал молоточком, потыкал ноги пациента иголкой. Вздохнул. Ну, рефлексы низкие. И ноги слабые. Поражены нервы в ногах, это ясно. Но следите за моей мыслью, терапевтический неопытный коллега: температура, давление, окраска кожи странная, голова болит, хвост отваливается — ясно же, что это какой-то системный процесс? Ножки не ходят, потому что в организме пациента затаилась какая-то хворь. Нету смысла лечить ножки, пока не разберетесь, что к чему. Обследуйте… Да витаминок ему поколите. Пропишу, мне не жалко!
Терапевтишко втянул цыплячью шею, печально и устало вздохнул. Он привык, что старшие коллеги о носятся к нему свысока. В качалку, что ли, начать ходить, чтоб веса прибавилось и солидности? Пошел оформлять больного в свое отделение.
На следующий день пациент по секрету поведал той медсестре, что пришла у него брать кровь на анализ, один интересный факт. За полгода мужчина похудел на 15 килограммов. Хотя ничего особенного для этого не делал. «Анализ крови же покажет, если это у меня рак?» — умоляюще посмотрел мужчина на медсестричку, — «В интернете пишут, что люди сильно худеют от рака!»
Та молча улыбнулась, а выйдя из палаты, тут же сменила дежурное заботливое выражение лица на привычное сосредоточенно-деловитое. Пошла в ординаторскую. Чтоб сказать молодому доктору, что пациент сильно похудел. И активно ищет у себя онкологию. Может, и найдет…
Доктор перебирал симптомы пациента, пытаясь сложить единую картинку. Никак не получалось. Температура, давление, ноги не ходят, хвост отваливается — что это? Как это лечить? Теперь еще и информация про вес добавилась. Похоже, и правда надо искать опухоль.
Когда онкология долго таится в организме пациента, хорошенько там обосновывается, то принимается жрать все подряд, сходит с ума иммунитет, вот и начинает падать вес, отказывают ноги и происходит прочее неприятное.
А потом пришли анализы. Гепатит В — положительно. Лейкоциты и СОЭ — повышены.
«Да что ж это такое?»— ломал голову терапевт. Гепатит В, гипертония, полинейропатия нижних конечностей и, возможно, опухоль непонятно где? И все у одного молодого мужчины тридцати восьми лет от роду? А откуда эта фиолетовая сеточка на ногах? Жалобы на боль в мышцах во всем теле? Нет, бумага, конечно, все стерпит. В истории болезни можно написать простыню диагноза, и лечить каждую болезнь по отдельности, не забывая обследовать пациента со всех концов, чтоб найти зловредную опухоль… Но что-то тут было не так.
Ночью у пациента ослабела правая рука и нарушилась речь. К внушительному списку диагнозов добавился еще и инсульт. У молодого мужчины, который год назад считал себя совершенно здоровым.
Невролог, увидев «старого знакомого» в своем инсультном отделении, снова заворчал: «Ну что, ножки больные вылечили, будем лечить инсульт? Эхе-хе, без неврологов терапевтам никак!»
А на следующий день к неврологу в ординаторскую ворвался тот самый терапевтишко, вчерашний студентик. Путаясь в словах, он сбивчиво начал складывать симптомы в единую картину:
✅повышение давления,
✅высокая температура,
✅повышение лейкоцитов и СОЭ в крови,
✅полинейропатия («Вторичная, не сама по себе, а результат системного процесса, как вы и говорили тогда, доктор!») и другие неврологические осложнения - инсульт добавим к этой же части целой картинки,
✅сетчатое ливедо (та самая сеточка на ногах)
✅похудание
✅боли в мышцах
«И гепатит В сюда же! У 20% с узелковым артериитом обнаруживается гепатит, и никто пока не знает, почему! Сосуды сбоят во всем организме, вот вам и признаки воспаления, боль в мышцах, сосудистая сеточка на ногах. Внутренняя стенка поврежденных сосудов отваливается — и вот вам готовый тромб, полуфабрикат будущего инсульта! Этому мужчине не повезло…»
Пациент этот, конечно, рано или поздно попал бы в поле зрения ревматологов, которые занимаются лечением редкой болезни — узелкового артериита.
Увы, в данной ситуации успело произойти осложнение — инсульт, который инвалидизировал пациента, прежде чем врачи смогли наконец понять диагноз.
Вообще-то диагноз понял тот самый молодой, неопытный и слегка перепуганный терапевт, единственный, кто был не уверен в своих знаниях, чтобы искать день за днем ответы в учебниках. Да еще невролог интуитивно верно распознал, что полинейропатия, из-за которой не ходили ноги — осложнение, а не самостоятельная болезнь.
В обычной, неидеальной жизни такие ситуации случаются. Счастливый ли это конец? Для реалий российской медицины — пожалуй, да. Болезнь, что стала причиной инсульта, можно взять под контроль. Последствиями инсульта займутся реабилитологи. И наверняка добьются неплохих результатов. И это не рак! Что тоже очень хорошо.
Эта медицинская сказка о том, что иногда банан — это просто банан. Множество симптомов являются признаком множества болезней, несмотря на молодой возраст.
И все же нелишне бывает так и эдак сложить симптомы, пытаясь увидеть за ними нечто единое. Иногда получается!