Интересную заметку прочитала я на странице немецкой волны. Удивительного в ней почти ничего нет, кроме того, кто в ней главный герой.
Итак, читаем:
"Поддержка Украины дешево обходится Европе" - немецкий эксперт-подписант обращения с призывом к Европе усилить поддержку Киева. "Многие люди на Западе сейчас не понимают, что поддержка победы Украины НЕВЕРОЯТНО ВЫГОДНА для нас", - говорит старший аналитик Немецкого общества внешней политики в Берлине Бенджамин Таллис. Он подписал обращение более 20 экспертов из ведущих аналитических центров Европы к европейским гражданам и государственным деятелям.
Подписанты призывают мобилизовать промышленность и увеличить военные поставки Украине. По мнению Таллиса, если Россия не потерпит поражение на Украине, придется увеличить расходы на оборону – до уровня расходов времен холодной войны.
- А это от 3 до 3,5 процента ВВП. Думаю, это где-то порядка 120 миллиардов евро в год, - отмечает эксперт.
Нынешняя поддержка Украины, говорит Таллис, "обходится нам ОЧЕНЬ ДЕШЕВО, учитывая сумму от ВВП, фактически расходуемую нами, чтобы потенциально победить одного из наших крупнейших соперников, крупнейших врагов в мире".
*****
Стала я искать само это обращение. На какой только язык не переводила название и цитаты. Никак.
Ну, думаю, может, придумали этого активиста Бенджамина. С них станется.
Но вдруг зацепило странное имя Таллиса из Берлина. Уж слишком оно не немецкое. Словари насмешили.
"Происхождение имени Бенджамин библейское. Оно заимствовано из Священной Книги и, соответственно, является древнееврейским. В переводе имя означает "везунчик", "счастливчик". Оно широко распространено в англоязычных странах, а также в США. Бенджамин - осел из романа Джорджа Оруэлла "Скотный двор". Бенджамин - в телесериале "Ходячие мертвецы"...
Дальше было еще интереснее. Биография Бенджамина везде, куда бы не заходила, начиналась прямо со зрелого возраста - как будто в космосе родился:
"Доктор Бенджамин Таллис является научным сотрудником Немецкого общества внешней политики. Он РУКОВОДИТ (!) проектом "Группа действий "Zeitenwande" (Смена эпох) по трансформации немецкой политики безопасности и внешней политики и ведет подкаст "Берлин наизнанку".
Ранее работал в ЕС в миссиях по обеспечению безопасности на Украине и на Балканах и был сотрудником по политике в Европейском центре передового опыта в области гражданского управления в кризисных ситуациях в Берлине. Бенджамин провел пять лет в Институте международных отношений в Праге, где возглавлял Центр европейской безопасности, консультировал многие европейские правительства и редактировал журнал New Perspectives. Бенджамин регулярно появляется в средствах массовой информации, публикуется в журналах Foreign Policy, Politico, The Independent и в ведущих академических журналах".
*****
Эту самую "смену эпох" я начну сейчас встречать на каждом шагу. Запомните "Zeitenwеnde", что можно еще перевести как "Времена меняются".
Ибо на самом деле, в частности, этот термин означает работу по переформатированию немцев. Изменению их сознания по отношению к России
Вот программа одного из недавних телевизионных эфиров Германии, где пытаются это делать с помощью наших релокантов.
Анонс передачи "Новая восточная политика ФРГ": "Долгие годы Россию и Германию связывали особые отношения. Но полномасштабное вторжение положило конец прежней внешней политике Берлина. Канцлера Ангелу Меркель в Германии обвиняют в политической недальновидности, так как она сделала страну зависимой от российского топлива. А ее коллегу Герхарда Шредера критикуют за связи с Путиным. Теперь правительство Олафа Шольца пытается пересмотреть отношения с Москвой. Какие ошибки ему придется учесть? Есть ли у Берлина новая стратегия? И как теперь будут строиться отношения с Россией, а также Украиной и Беларусью?".
Среди главных тем: Что сейчас означают слова Шольца о "смене эпох" (Zeitenwende) для немецкого правительства. И какие ошибки Германия не должна повторить в новой восточной политике.
Главный участник программы - не случайная девочка с улицы, а вполне официальное лицо, озвучивающее точку зрения нынешней немецкой власти. Именно она отвечает на вопросы собравшихся в студии.
И говорит она - вы не поверите - на русском языке. Правда, ломаном, плоховатом. Но важно не то, как говорит, а что именно...
- Слово "Zeitenwende" кажется мне очень важным. Что означает "Zeitenwende" для немецкого правительства, если смотреть вперед? - спрашивает ее журналист Дирк Эммерих тоже на русском, ибо немало поработал в Москве.
- Главное, как я понимаю, канцлер это сказал - это значит, что Германия и Европа должны быть готовы защищаться. После конца холодной войны был долгий период, когда это было непредставимо, чтобы в Европе начиналась война, чтобы одна страна нападала на другую. И "Zeitenwende" состоит именно в том, что мы на это больше не можем положиться. И возможны (такие действия) против европейских стран. Поэтому канцлер в своей речи объявил, что Германия будет тратить 100 миллиардов на защищение страны. Это первый и важнейший смысл этого слова.
Никита Жолквер, политический обозреватель немецкого СМИ, лелеющего в Берлине нашу оппозицию, повторяет слова - опять не поверите - человека по имени Иван Преображенский, представленного как "российский политолог" (на групповом снимке он слева - не самый худенький, с бородой, в костюме модного цвета "Же суи Зеленский"):
- До тех пор, пока Германия будет романтически относиться к России, ничего не будет.
Жолквер предложил свой вариант текста, озвученного представителем немецкого правительства (не забываем, за чей счет его стейк):
- То, что говорит госпожа Хоффманн, если перевести с дипломатического на обычный, понятный всем: это означает, что до тех пор пока мы, Запад, не лишит Россию или не сделает Россию, условно, мирной демократической, или она сама не станет, демократической страной, не способной на агрессию против соседних стран, значит, мы, Европа, западная Европа, должны обеспечить такую обороноспособность, чтобы противостоять этой потенциальной угрозе.
У вас в Висбадене столько американцев сидит на военной базе с кучей генералов, что Зеленский летит мимо вашего Шольца прямо к ним, неужто не защитят, подумала я.
А он, видать, не подумал.
Или он о чем-то другом?
- В принципе возвращается ситуация "железного занавеса" периода холодной войны, - продолжал объяснять "обозреватель". - И такая ситуация до тех пор, пока не произойдут изменения в России, будет достаточно долго.
Тут встрепенулся сидящий в Берлине "российский политолог", который заявил, что ситуация уже иная и "одной обороноспособности уже недостаточно".
- Ведь совершенно очевидно, что для того, чтоб нарастить обороноспособность на тот уровень, когда Европа могла бы самостоятельно, например, без помощи США, оказывать сопротивление России, потребуются годы. И непонятно, есть ли эти годы у Европейского союза. Но для меня очень важно то, что сказала госпожа Хоффманн по поводу российской оппозиции. Для меня это, действительно, серьезные изменения (зрители уже заметили по его здоровому цвету лица). Мне кажется, здесь в Германии произошел перелом. И если раньше Германия постоянно упиралась в Путина и в шутку "если не Путин, то кот" - нет, она работала и в дипломатии. Все всегда разговаривают с Путиным, что бы ни происходило в России, потому что он лидер. Но теперь по крайней мере есть понимание того, что российская оппозиция устроена сложнее, и российское гражданское общество очень похоже на европейское гражданское общество (это он о себе, любимом, и подельниках за столом и вовне) тем, что оно не стремится, чтоб у него появился единый лидер...
Никита замотал головой. Мол, ты сам-то понял, что сказал?
- ... только чтоб Европе было удобнее с ним разговаривать, это уже позитив- добавил Иван.
Я вспомнила девочку из провинции в фильме "Отпуск за свой счет", разыскивавшую начальника, который приезжал к ним на стройку.
- Вспомнили, он уже замминистра.
- Да? Как жаль.
- Жаль? Вы что, сами претендовали?
Мне показалось, что он претендует, но пытается это скрыть.
Однако мы с вами должны запомнить эти лица с доски "Их разыскивает милиция", и не забывать, что некоторые клиенты, давно сбежавшие из России, будут использовать не "брендированные" ресурсы и абсолютно не известных нам людей.
Но недаром заходили ходуном желваки у Никиты.
- На одной стороне да, на другой стороне нет, - опрокинул вдруг чаяния Ивана немец Дирк. - Мне кажется, если десять лет назад была оппозиция в России, то сегодня ее нет. То есть я не чувствую, что она есть. Я понимаю, как это все сложно, работать сложно. Но Путину удалось сделать российское общество таким, что просто таких людей нет.
Иван стал настаивать, что это не соответствует действительности, и в России их сейчас несколько десятков миллионов. На что, видимо, более приближенный к реальности Никита Жолквер сказал, что Иван выдает желаемое за действительное
- Говоря, что в Германии изменилось отношение к российской оппозиции - что здесь рады, что они есть, что какие-то структуры появляются...
И добавил интересную нашим будущим релокантам деталь. Он говорил с представителями разных партий в Берлине, которые убеждены - нельзя пускать в Германию тех, кто просит здесь убежище, а не желает ... служить в ВСУ.
Туда, туда!
- Пусть берут в руки оружие и сражаются там, на своей территории. Вот эта ответственность возлагается на всё российское общество.
Мне показалось, Ивану это не очень понравилось. Он сказал:
- Как гражданин России и россиянин, от немецкого депутата я бы такой ответ принять просто не мог, учитывая исторические аналогии.
Его реакция на призыв "туда, туда" была бесценна:
Я разволновалась, хватит ли ему воды, когда ведущая спросила, что немцы будут делать с Россией "без Путина", а Кристиане сказала:
- Ну, что сказать? Судьбу России решают россияне. И мы будем работать с той ситуацией, которая существует. Это мне кажется сейчас очень теоретичным и далеким, поэтому публично мы этого не обсуждаем. Это было бы странным. Мы не в каких странах не обсуждаем, что может быть после того, что ситуация может меняться. Это странная идея.
Продумать - да, но не публично обсуждать.
Официальный представитель своей загадочной улыбкой показала, что если и обсуждать, то не с этим Иваном, забывшим, как минимум, родство.
Следующие полчаса я пересказывать не буду. Меня в свете того, что я уже знала о руководителе проекта "Zeitenwende", интересовала последняя часть разговора. Ответы на вопрос: "Какие ошибки Германия не должна повторить в новой восточной политике?"
Начал, как ни смешно, первым отвечать Иван:
- Германия должна однозначно отказаться от самообмана. Если Германия не будет строго исходить из своих экономических и политических интересов и при этом не будет реалистично оценивать происходящее в России, а будет исходить из исторических реминесценций, то Германия, безусловно, не сможет создать новую адекватную восточную политику. Германии придется избавиться от комплекса Второй мировой войны, потому что Россия Путина не является с этой точки зрения никаким правопреемником Советского Союза очень давно, она не имеет никакого морального права приписывать себе освобождение Европы от нацизма (так Шольц уже избавился и на весь свет об этом сообщил, маловато, что ли?).
- От самообмана, - добавила ведущая.
Жолквер, понимающе кивавший головой, добавил, потому что маловато было ему:
- В принципе, я согласен с Иваном. В моей трактовке это значит отказаться от романтизма, от романтического отношения к России, к российской душе, к российской культуре, к российским традициям и так далее. А рассматривать эту страну, как страна со своими интересами и относиться к ней, как страна, у которой есть собственные интересы. Ну, например, как к Китаю Германия относится. Как к Саудовской Аравии.
Дирк Эммерих, немецкий журналист:
- Отказаться от особых отношений с Россией, которые все-таки, по-моему, были и, как это всегда заявляется в Германии, что мы определяем свои интересы вместе с Евросоюзом и это действительно и делать - вместе с Евросоюзом, а не в каких-то "комнатах" иметь особые отношения (простите, но так выглядит частенько русский язык за рубежом).
Кристиане Хоффман:
- Я сказала - мне не нравится этот термин. В нынешней ситуации это исторический термин, который связан особенно с политикой, удачной политикой в свое время. Но она абсолютно не соответствует той ситуации, в которой мы находимся сейчас с Россией.
Ведущая, блондинка в розовых туфлях и пиджаке:
- Восточная политика - это же все страны Восточной Европы. Это же не только Россия. Что в ней должно поменяться с точки зрения Германии?
- Тогда это было первое сближение с Советским Союзом, с идеологическим противником Запада. В этом смысле это была положительная политика, которая помогла Германии и Союзу. А сейчас мы, как кто-то сказал, не находимся в ситуации холодной войны, а жаркой, поэтому этот термин...
Заиграла музыка, показывающая финал передачи в эфире, и я не расслышала сквозь саркастические замечания гостей студии, что именно хотела сказала официальный спикер.
*****
Из комментариев под видео программы:
- Особые отношения России и Германии: Германии покупала газ у России по 300€, а продавала странам Европы по 600€( цифры примерные, смысл остается). Теперь этим особым отношениям пришел конец.
- Северные Потоки взорвали, мировым газовым хабом становится Турция, а они рассуждают на тему, что было бы хорошо, чтоб Россия НИКОГДА не была способна начать войну. Страна, не имеющая возможности начать войну, перестаёт быть государством. То есть всё это соплежуйство относительно романтизма и душевного отношения к российскому народу - одна сплошная ложь, прикрывающая желание распада России так же как и СССР. А в целом, можно сделать вывод, что немцы так увлеклись российской оппозицией, что совершенно не занимаются осознанием и построением будущей картины мира, они не имеют картины будущего.
- Интересно, а что насчёт Эмиратов и Катара. Там же короли - автократы и людей на площади казнят. С ними можно вести диалог, а с Путиным нельзя. Логика, привет.
- Когда вы оставите Россию в покое и займетесь решением своих проблем. Или у вас единственная проблема - " задвинуть Россию"? Только дураки могут об этом мечтать.
- Подлая Россия не даёт себя обворовывать, русские вероломно препятствуют приближению НАТО к своим границам, эти недалёкие люди почему-то не хотят судьбы Югославии.
- С 45-го года не изменилось ровным счётом ничего.
- Не могу понять, как можно говорить о поражении России, не дай Бог этому случиться ибо в этом случае многие страны Запада будут просто стёрты с лица Земли, поэтому молитесь за победу России.
- Ещё мы не знаем, что будет с Америкой, Англией, с Германией. Мир быстро меняется.
- Что думает Германия не имеет никакого значения.
******
Вот от последних примечаний я как раз и оттолкнусь, чтобы вернуться к тому, чем занимается в Берлине загадочный Бенджамин, который руководит тем, как именно менять времена или эпохи в Германии.
Я нашла его интервью девятимесячной давности (их очень немного в сети).
Давал он его на чистейшем английском языке. Анонс: Бенджамин Таллис, старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям (DGAP) в эксклюзивном интервью утверждает, что полномасштабное вторжение в Украину показало слабости европейской демократии. И теперь, по сути, рождается совершенно новый мировой порядок. В своей книге Бенджамин Таллис описал термин "новый идеализм". Что он означает? Как происходит смена поколений в европейской политике?
Из комментариев:
- "Если мы выступим против Путина, он отступит" - именно это я слышал от всех экспертов по России вплоть до 24 февраля, а в тот день все начали говорить, что Запад никогда не должен выступать против них, потому что они не будут чувствовать себя особенными или что-то в этом роде. Теперь я считаю, что все западные эксперты по России - клоуны.
- Между реакцией Великобритании на вторжение и ЕС была большая разница.
- России не помешало бы сменить своих старых представителей власти... несколько из них - бывшие члены политбюро СССР. Неудивительно, что они хотят вернуться к автократическим методам и географии СССР. Если/когда в России произойдут перемены к лучшему, эти люди должны уйти. Сохраняйте свое мужество, неустанность и осторожность, Украина. Оставайтесь сильными и стойкими - вы одержите победу!
Через раз кто-то писал slava ukraine. Поэтому спектр мнений был не столь широк, как в предыдущем случае. Да и в целом откликов было ничтожно мало. Особенно таких:
- Какая часть Украины хочет европеизации? Эта земля - "Ук-территория", пограничная земля между Европой и Россией. Любая попытка отторжения приведет только к войне.
И то этот парень сразу получил мощный отлуп от славаукраинцев.
Еще бы - посмотрела я, где болтается это интервью:
UATV English - это цифровая международная медиаплатформа, ориентированная на широкую аудиторию по всему миру. Наша цель - предоставлять объективную, актуальную и интересную информацию об Украине. Наш контент освещает последние события в Украине, в частности на востоке страны (Донбасс) и Юге.
Ага, а то думаю - чего у тетки, которая вопросы задавала, английский язык с акцентом "Же суи Зеленский".
И наклеечка на ноутбуке соответствующая
И вопросики...
Месяц назад Бенджамин давал интервью англоязычному каналу с названием, похожим на силиконовую штору.
Уже в очках, причесанный. А песня всё о том же:
Доктор Бенджамин Таллис, научный сотрудник Германского совета по международным отношениям, руководит проектом "Инициативная группа Zeitenwende", посвященном трансформации безопасности и внешней политики Германии.
Под часовым бла-бла были комментарии, которые коротко передадут вам суть того, что он хотел донести:
- Этот парень - просто фантастика! Один из лучших интеллектуальных собеседников на данный момент. Я внимательно слежу за всем с 22 февраля и понимаю, что Украина должна победить, чтобы восторжествовала большая демократия. Как говорит Бен Ходжес, Запад должен найти волю для победы Украины! Slava Ukraini 🇺🇦 much love from the 🇺🇸
- Мы, западные европейцы, отчаянно нуждаемся в подобных ревизиях реальности. Нам нужно время от времени получать пощечину, чтобы не впасть в полукоматозное состояние самодовольства, в котором мы пребывали после Второй мировой войны.
- Я не могу не согласиться с доктором Таллисом. Конечно, Европа, Великобритания, США, Япония, Корея и Австралия способны нарастить оборонное производство и вооружить Украину в достаточной степени, чтобы победить Россию. Более того, у Запада есть возможность либо помочь, либо сдержать российский хаос, если Федерация распадется.
- Вопрос не в том, ЕСЛИ, а в том, КОГДА, поскольку так называемая "федерация" на самом деле является империей, удерживаемой вместе только насилием и страхом.
- "Украина - это пограничное государство нашего лучшего будущего". Хорошо сказано и так ценно для Европы и мира. Спасибо вам".
- Вы имеете в виду (Cold) холодное будущее.
- Так вот какую историю они рассказывают... Украина была шипом, которым потревожили спящего медведя.
*****
Кто вы доктор Таллис? Понять это было непросто. Поскольку даже на личных страницах его биография начиналась с обучения.
Языки - English, German, Czech.
Образование:
University of Manchester
PhD International Politics - ESRC Fully Funded Studentship.
Название диссертации: Вне границ? Безопасность, мобильность и идентичность в расширенном ЕС и его восточных соседях.
2009 - 2010: Магистр международной политики ( исследование международных отношений)
Университет Бата и Карлов университет Праги (2002-2003): Магистр современных европейских исследований (EUROMASTERS)
Шеффилдский университет (1998-2001).
*****
Что делает в Берлине выпускник Шеффилда и Манчестера?
Переформатирует немцев, избавляя их от теней прошлого - от вины Германии перед Россией.
Несколько - извиняюсь за грубое русское слово, сказал бы профессор Евстафьев - его научных работ за этот год я нашла.
Показываю только три, которые показались самыми-самыми:
Простите, что пойду назад во времени - с июля по май. Поймете почему. Следите за деталями и за руками.
11 июля 2023 года. Заголовок: "УКРАИНА ДОЛЖНА БЫТЬ В НАТО!"
"Защита от путинской России будет обеспечена только в том случае, если Украина станет членом НАТО. На саммите в Вильнюсе Киев должен получить эффективное предложение по безопасности. Европейцы должны предложить промежуточное решение.
Вопрос о гарантиях безопасности для Украины станет самой важной темой на саммите НАТО. Каковы будут преимущества членства в НАТО для захваченной страны? Какие опасности и политические издержки оно повлечет за собой по сравнению с другими вариантами - такими, как "маленькое" решение просто продолжать вооружать захваченную страну?
Принятие Украины в альянс - единственный способ предотвратить возникновение опасной серой зоны безопасности в регионе в среднесрочной перспективе.
Только членство в НАТО может гарантировать общеевропейскую безопасность. Однако некоторые союзники, в том числе США, все еще не хотят этого делать. Чтобы дать Украине надежную перспективу вступления в НАТО в краткосрочной перспективе, европейцы должны предложить промежуточное решение. Оно должно гарантировать сдерживание России и в то же время учесть опасения США.
Расширение существующих объединенных экспедиционных сил (JEF) за счет Украины и Польши было бы одним из вариантов: это позволило бы укрепить европейскую оборону в долгосрочной перспективе и в то же время сделать немедленное, заслуживающее доверия предложение безопасности Украине.
JEF был основан в 2014 году как инициатива НАТО. Ее возглавляет Великобритания в качестве так называемой рамочной страны, а дополняют ее Скандинавские страны, Нидерланды и страны Балтии. Таким образом, JEF имеет опыт сотрудничества членов НАТО и стран, не входящих в НАТО. Он считается быстрым, гибким и мощным.
Расширение JEF (объединенных экспедиционных сил) объединит военную мощь Великобритании - ядерной державы - с впечатляющими возможностями ПВО ее членов. В сочетании с закаленными в боях сухопутными войсками Украины и Польши (обратите внимание - он говорит об участии поляков уже в июле на равных с украинцами) он станет надежным средством сдерживания.
В то время как все больше союзников признают необходимость вступления Украины в НАТО, Вашингтон и Берлин сохраняют осторожность.
США и Германия опасаются, что полноправное членство Украины в НАТО может привести к дальнейшей эскалации конфликта с Россией и вовлечь Запад в прямую конфронтацию с ней. Однако такого риска не существует, поскольку у НАТО есть эффективные средства сдерживания России. Именно этот потенциал позволил союзникам в последнее время неоднократно пересекать "красные линии" Путина. Например, Запад уже несколько месяцев поставляет Украине тяжелое вооружение - и при этом Путин не распространяет свою действия на поддерживающие его государства.
Настоящая проблема Вашингтона - нежелание европейцев адекватно заботиться о собственной безопасности. Учитывая агрессивную силовую политику Китая, администрация Байдена боится, что ей придется взвалить на себя дополнительное бремя. Американцы прекрасно понимают, что именно им придется взять на себя львиную долю расходов на оборону Европы - несмотря на то, что европейцы гораздо больше пострадают от военного конфликта.
Совместная европейская оборонная инициатива.
Чтобы убедить Вашингтон в том, что Европа серьезно готова взять на себя ответственность, европейцам следует расширить JEF до совместной европейской оборонной инициативы: Joint European Defence Initiative (JEDI). Это могло бы стать основой для создания сильной европейской опоры в НАТО.
Берлин больше не может прятаться за Вашингтоном.
Это также станет моментом истины для Германии. Берлин больше не может прятаться за Вашингтон. Совсем недавно в своей "Стратегии национальной безопасности" федеральное правительство само указало на особую ответственность Германии за европейскую безопасность. Преобразование JEF в JEDI даст возможность выполнить эту самостоятельно поставленную задачу.
Европейские союзники должны воспользоваться Вильнюсским саммитом и использовать новую оборонную инициативу не только для защиты Украины, но и для того, чтобы сделать больше для своей собственной безопасности. Такой подход снимет обеспокоенность США и значительно укрепит НАТО.
*****
30 июня 2023. Статья "Гарантии безопасности для Украины".
"До вступления в НАТО продление срока действия JEF (объединенных экспедиционных сил) - лучший вариант. Гарантий безопасности не существует, но членство в НАТО - самый близкий к этому вариант, и оно уже давно доказало свою эффективность в сдерживании российской агрессии. Таким образом, это единственный реальный вариант для Украины - и для всей европейской безопасности.
Отсутствие политической воли к признанию этого факта, особенно в Вашингтоне и Берлине, означает поиск промежуточного решения, которое обеспечит надежную коллективную безопасность на данный момент и будет способствовать более прочной, справедливой европейской безопасности в долгосрочной перспективе.
(Статья огроменная, с морем деталей, как именно всё это нужно проделать в быстром темпе - для специалистов ЗДЕСЬ).
*****
Но удержаться от того, чтоб не прочесть майскую статью, было невозможно.
Заметьте, вышла она в мае - месяце, когда мы празднуем Победу.
И называется "Кто боится украинской победы?"
(Все фото - из статей Бенджамина).
"Для канцлера Германии победа кажется самым тяжелым словом. Это нежелание объясняется страхом перед геополитическими изменениями, которые он, похоже, не решается сформулировать, не говоря уже о том, чтобы ими управлять, а также тем, что он извлекает неправильные уроки из немецкой истории.
Канцлер Германии Олаф Шольц отказывается говорить, что Украина должна выиграть войну против России или даже просто - что Россия должна проиграть. Некоторые скажут, что действия говорят громче слов, и укажут на долгосрочное финансирование вооруженных сил Украины, недавнее разрешение на поставку истребителей Миг-29, которые когда-то принадлежали коммунистической Восточной Германии, и последний и самый большой пакет вооружений для Украины, предоставленный Берлином.
Эти шаги приветствуются как свидетельство того, что Германия решилась на поворот, и что Шольц выполняет свое обещание.
И все же по одному из важнейших, поистине определяющих вопросов крупнейшей геополитической проблемы современности канцлер Германии остается непримиримым. Справедливости ради, он заявил, что не должно быть замороженного конфликта или навязанного Россией мира, и Шольц неоднократно заявлял, что Россия не должна победить, а Украина не должна проиграть.
Однако это не то же самое, что победа Украины, и эта разница имеет большое значение.
Неспособность принять победу Украины свидетельствует о том, что неохотная и реактивная позиция, которая ранее определяла подход Берлина к снабжению и поддержке Киева, все еще сохраняется. Эта нерешительность стоила Германии престижа и, что еще важнее, жизней украинцев. Продолжение двусмысленности может иметь опасные последствия не только для Украины, но и для немецкой и европейской безопасности в будущем. Так что же сдерживает Шольца?
Какая победа и кому она нужна
Часто и ошибочно утверждают, что не существует общепринятого определения украинской победы. Однако украинцы четко понимают, что она означает изгнание российских захватчиков и восстановление своей страны в международно признанных границах 1991 года. Это, плюс способность защищать эти границы и, что более важно, людей в них после прекращения боевых действий, и есть то определение, с которым МЫ ЗДЕСЬ РАБОТАЕМ и которое Шольц до сих пор не желал подтвердить.
Другие высокопоставленные немецкие социал-демократы (СДПГ), включая министра обороны Бориса Писториуса и председателя комитета по иностранным делам Бундестага Михаэля Рота, без проблем поддержали эту идею. Не поддержали его и ведущие деятели из числа партнеров Шольца по коалиции, такие как министр иностранных дел Анналена Бербок из партии "зеленых" и председатель комитета по обороне Мари-Агнес Штрак-Циммерманн из пробизнес-группы "Свободные демократы" (СвДП), а также оппозиционные политики, такие как высокопоставленные христианские демократы Норберт Рёттген и Родерих Кизеветтер.
Несмотря на давление, оказываемое этими политиками, политика Германии в отношении Украины - это вопрос, который должен определять глава правительства, а значит, он находится в руках канцелярии, которая сохраняет решительную робость, несмотря на пример, подаваемый многими союзниками Германии. Премьер-министры Петр Фиала (Чехия) и Ингрида Шимоните (Литва) открыто заявили, что война в Украине - это их собственная война. Как и его предшественник Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак также четко заявил, что Украина должна победить, как и премьер-министр Эстонии Кайя Каллас и ее уходящая в отставку финская коллега Санна Марин.
Президент США Джо Байден, как и Шольц, не сказал прямо, что Украина должна победить, хотя он был близок к этому на саммите G7 в Хиросиме. Учитывая позицию США как единственной демократической сверхдержавы, многие в Вашингтоне опасаются, с одной стороны, спровоцировать прямой конфликт с Россией, а с другой - иметь дело с победоносным (victorious) и набравшим силу режимом Путина и все более враждебным Китаем. Тем не менее, США по-прежнему остаются ведущим поставщиком Украины, без которого - в отличие от поддержки любой другой страны, какой бы ценной она ни была - Киев бы уже проиграл.
Как подтвердил Байден и другие, решение о том, когда и во имя каких целей воевать, принимает Украина. Однако страны, финансирующие и снабжающие борьбу Украины, будь то Эстония, Германия или Соединенные Штаты, небезосновательно формируют собственное мнение о желательных и нежелательных результатах - и глупо притворяться, что они этого не делают. Однако эти взгляды можно и нужно оценивать с учетом ценностей и интересов самих стран, а также их союзников и партнеров.
Учитывая широкий спектр поддержки союзников и его собственных коллег, почему Шольц так тщательно избегает одобрения украинской победы? Ведь это был бы триумф смелой демократии, отстаивающей свободу против авторитарной и империалистической России, агрессора, который открыто выступает против всего того, за что должна выступать Германия.
Чтобы понять пагубность осторожности Шольца, необходимо рассмотреть, как нынешний конфликт может повлиять на будущую геополитику. Однако сначала полезно поразмышлять о влиятельных уроках, которые некоторые немцы извлекают из своего специфического прошлого, но которые больше не служат их стране на благо.
Неправильный ночной кошмар, неправильные уроки
С тех пор как полномасштабное вторжение на Украину жестоко обнажило недостатки многолетнего подхода Германии к геополитике, появилось множество призывов к смягчению ситуации с учетом того, как история страны обусловила ее подход к конфликту. Часто в них делается акцент на влиянии пацифистского движения с его знаменитым призывом "Никогда больше".
Однако те, кто понимает "никогда больше" как относящееся к войне, а не к геноциду и экспансионистской диктатуре, игнорируют тот факт, что в случае Германии первое было необходимо для того, чтобы остановить второе. Справедливая война, которую вели союзники, была единственным средством, с помощью которого можно было остановить Холокост и нацистский империализм, а также "освободить" немцев от дальнейшего совершения подобных ужасов.
Это фактически опровергает аргументы тех, кто пытается подтолкнуть Украину к скорейшим "мирным" переговорам, которые в действительности вознаградили бы российскую агрессию и обрекли бы многих украинцев на угнетение. Тем не менее, объясняя недавно позицию своей страны перед международной аудиторией, высокопоставленный немецкий дипломат Томас Баггер процитировал высказывание Ивана Крастева о том, что если кошмаром многих жителей Центральной и Восточной Европы является оккупация, то кошмаром Германии остается война.
Этот подход перекликается с выводом влиятельного философа Юргена Хабермаса, выступающего за "постнациональное" и "постгероическое" общество: Германия стремится не только искупить, но и не повторять прошлых преступлений, отказываясь от воинственного преследования национальных интересов, избегая конфронтации путем диалога и, когда это невозможно, стремясь к трансформации, а не к участию в (вооруженном) конфликте. Этот постгероический и постнациональный подход воплощается в структурной трансформации франко-германского конфликта в сотрудничество через европейскую интеграцию и долгожданное слияние (или, возможно, погружение) немецких интересов в европейский проект.
Однако, несмотря на значительный военный вклад Германии в НАТО в период с 1955 по 1989 год, после падения Берлинской стены постгероическое общество также стало считать себя "послевоенным" (во всех смыслах). Хотя после нацистского периода это, возможно, и было понятно - даже если это не полностью отражало реальность позиции Германии в холодной войне, - это явно не подходит для решения проблем современности.
Недостатки постгероизма проявились в том, что Германия не спешила поставлять Украине военную технику, они также препятствовали пониманию динамики конфликта и сдерживания в стране. Отрицание военной логики и инструментов переросло в отвращение к сдерживанию как таковому и незнание того, как оно работает, что сделало Германию особенно восприимчивой к (ядерному) шантажу российского президента Владимира Путина.
Преувеличенный страх перед эскалацией означал, что слишком много внимания уделяется предполагаемым "красным линиям" Кремля: от отправки любой военной помощи Украине до направления тяжелых вооружений, а теперь, похоже, Украина отвоевывает всю свою территорию и таким образом "побеждает". Однако пересечение этих "красных линий" не привело к эскалации - потому что НАТО обладает эффективными средствами сдерживания России. Напротив, когда союзники сдерживали себя, поддаваясь попыткам Кремля рефлексировать, мы создавали пространство, в которое агрессивно продвигался режим Путина.
"Постнациональная" перспектива играет на эту проблему, а также на борьбу с логикой "мы и они", которая остается основной для ведения войны и победы в ней: победа Украины подразумевает поражение России, а это означает, что Россия - враг. Одобрение победы подразумевает окончательный выбор стороны и доведение дела до конца, а не хеджирование с целью сохранить возможность трансформации конфликта путем диалога, что в данном случае невозможно без сдачи Украины и угрозы европейской безопасности.
Страх перемен: в геополитике и в России
Элиот А. Коэн убедительно доказывает, что победа над Россией не означает поход на Москву или оккупацию страны (что в любом случае невозможно в отношении ядерной державы). Скорее, это означает, что Украина восстанавливает контроль над своими границами 1991 года и способна их защищать, а также что русские чувствуют себя побежденными, например, когда им показывают их военную неполноценность через унижение на поле боя, когда они теряют военные активы до такой степени, что это исключает военную агрессию, исходя из арсенала инструментов Кремля на обозримое будущее, и, самое главное, когда русские понимают, что они потеряли Украину навсегда.
Коэн также рассматривает победу Украины через призму обострения системной конкуренции и необходимости победы демократий над автократиями. Канцелярия Германии, напротив, не придерживается этой точки зрения - возможно, из-за сохраняющейся надежды на трансформацию конфликта, но также из-за страха перед геополитическими изменениями. Микрокосм этого страха можно увидеть в нежелании одобрить членство Украины в НАТО - шаг, который будет легче сделать, если Киев вернет себе все свои территории и, таким образом, выиграет, но который также более четко ввяжет Германию в конфликтные отношения с Россией.
Если Украина победит, рассуждает Шольц, это действительно приведет к серьезным изменениям в международной системе, а формирование биполярного блока станет предвестником новой холодной войны, которую Шольц назвал "фаталистической" и которой следует избегать. Однако при этом игнорируется функция формирования блоков времен холодной войны, которая заключалась не только в том, чтобы предотвратить выход из-под контроля конфронтации между идеологически противоположными сверхдержавами, но и в том, чтобы демократии могли защитить и в конечном счете отвести от себя вполне реальную авторитарную угрозу.
Кто-то может указать на нежелание США объявить о победе как на демонстрацию аналогичной позиции, хотя это становится все труднее по мере того, как риторика администрации Байдена становится все более резкой. Более того, Германия не только по-прежнему зависит от Америки в вопросах безопасности, но и играет совсем другую роль, чем США, и имеет другие отношения с Россией, Китаем и другими государствами. Таким образом, подражание тщательному процессу калибровки сверхдержав, не имеющее ничего похожего на тот же уровень ответственности или способности действовать, является неубедительным поводом для того, чтобы не поддержать победу. Кроме того, США не только одобряют, но и активно стимулируют системную конкуренцию и формирование блоков против России и, особенно, Китая.
Колебания канцлера могут быть вызваны также страхом перед нестабильностью и даже распадом России в результате ее унизительного поражения. Стабильность не является безусловным благом, как подтвердят многие люди, оказавшиеся по ту сторону железного занавеса во времена холодной войны, но, как бы многим из нас ни хотелось смены режима в России, это представляется маловероятным.
Любая потенциальная нестабильность должна быть оценена с учетом высокой вероятности отсутствия безопасности в масштабах всей Европы, если Россия не проиграет, и вероятности страданий украинцев, если их страна не выиграет.
Вопрос стратегического видения
Именно эту комбинацию исторических и будущих страхов Шольцу придется преодолеть, если он хочет стать приверженцем победы Украины и поражения России. Как показали многие другие немцы, в том числе упомянутые выше высокопоставленные политики, можно разумно отойти от с трудом достигнутых Германией после Второй мировой войны перемен и занять более подходящую позицию для решения проблем, с которыми страна сталкивается сегодня. Как отметил Баггер, история - мощный учитель, но по мере взросления ученика он сам решает, какие уроки извлекать и насколько они соответствуют его более широкому мировоззрению.
Если Шольц и его помощники стремятся избежать формирования блоков и новой холодной войны, а вместо этого хотят подтолкнуть Европу к тому, чтобы она стала полюсом нового многополярного порядка, то отказ от одобрения победы Украины, которая, вероятно, ускорила бы биполярность, логически последователен. Может показаться, что многополярность позволит Германии утвердить большее влияние и сохранить прежний геоэкономический подход к международным делам. Это означало бы более мягкое ослабление зависимости от Китая и позволило бы Берлину в большей степени придерживаться прежнего порядка, основанного на правилах, и институциональных рамок, от которых он выигрывает.
Однако любое стремление стать полюсом в многополярной системе также чревато опасностями. Европа, возглавляемая Францией и Германией, отдаленная от США, не обладает достаточным потенциалом для самозащиты в опасном и конкурентном мире. Также трудно представить, что многие государства Центральной и Восточной Европы подпишутся под этой стратегией, поэтому возникает большой вопрос, какая Европа имеется в виду и каковы будут ее отношения с Китаем и Россией.
Наиболее важно, что если США продолжат формирование блока против Китая и других автократий, то они будут ожидать от своих союзников эффективного выбора стороны и соответствующих действий, в том числе в отношении военного контингента, торговли и международного порядка. Если не учесть эту возможность, Германия рискует оказаться незащищенной и вновь вынужденной терпеть изменения, навязанные ей другими, вместо того чтобы заранее взять на себя стратегическую ответственность за эти изменения и сформировать их.
Таким образом, этот опасный подход к будущему не только черпает сомнительные уроки из истории, но и проявляется в осторожном хеджировании, которое не позволяет извлечь уроки из "Zeitenwende" ("Смена эпох", которой руководит, думаю, от имени Британии Бенджамин Таллис).
Было бы гораздо лучше, если бы Шольц однозначно высказался за победу Украины и сыграл более активную роль в обеспечении триумфа демократий над автократиями, что в большей степени отвечало бы ценностям и интересам Германии".
Авторы
Справка: Таллис провел пять лет в Институте международных отношений в Праге, где возглавлял Центр европейской безопасности, консультировал правительства многих европейских стран, редактировал журнал New Perspectives и организовал Пражскую конференцию по вопросам безопасности 2017 года. работал в Школе Херти в Берлине и Институте исследований мира и политики безопасности Гамбургского университета (IFSH). В последнее время консультировал правительство Германии по вопросам будущей европейской безопасности и был куратором гамбургских сессий по вопросам отсутствия безопасности в 2019 году. Участвовал в разработке Глобальной стратегии ЕС 2016 года и давал консультации по вопросам либерализации визового режима для Украины в 2017 году (безвиз). Является автором книги "К Украине с любовью" и ей подобных.
*****
Пока я читала, смотрела параллельно, с какой яростью и с какими комментариями сносят памятник Советской Армии в Болгарии. Ролик был выложен на той же НЕМЕЦКОЙ волне.
Реваншизм стоял передо мной без маски. В полный рост.
Но в первые минуты сердце сжалось... Неужели решатся братушки?
Студентка Мира Попова говорит: "Нельзя быть независимым европейским государством, которым мы называем себя и увековечивать оккупационную армию. Она не принесла никакого освобождения...
(вы не поверите!) - всех болгарских национальных интересов".
Последний миг жизни памятника. Последний взмах оружием, освободившим Болгарию от фашизма!
- Это один из первых шагов - отказ от величайшего символа насилия и оккупации в Болгарии.
Не обошлось и без противников сноса, пришедших с российскими флагами, сообщает лаконично "волна". И - чтобы избежать столкновений и защитить рабочих...
Значит, все-таки пытались. Видимо, братушек оказалось достаточно много, раз пришлось принимать такие меры.
Дальше демократия зашагала еще более широкими шагами.
Деталей не сообщили. Пустяки какие... Ведь свободу, ценности, мир, основанный на правилах, не остановить!
А я почему-то подумала - слава Богу, что Часовня-памятник русским гренадерам, героям, павшим в бою под Плевной во время Русско-турецкой войны, у нас, в Москве, стоит. А не на территории свободной Европы.
Свободной от памяти, совести и чести.
*****
Маленький финал для больших раздумий.
Зачем два генерала вызывали Зеленского в Висбаден?
Владимир Зеленский о прибытии в штаб американских оккупационных сил в Германии, не покидавших территорию "суверенной страны" с 1945 года в соцсети:
"Посетил командование армии США в Европе, что в Висбадене. В очередной раз убедился в высоком уровне американской материально-технической помощи Украине. Она чрезвычайно нужна нам для победы! Ожидаем, что Конгресс США в ближайшее время примет важное решение о продолжении столь необходимой поддержки для Украины".
Официальная хроника: "Зеленский встретился с главой Европейского командования вооруженных сил США и верховным главнокомандующим Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе генералом Кристофером Каволи, командующим армией США в Европе и Африке генералом Деррилом Уильямсом и командующим Группой содействия безопасности Украины (SAGU) генерал-лейтенантом Антонио Агуто. Зеленский также пообщался с украинскими военными, работающими в Висбадене в составе оперативной группы ВСУ при Группе содействия безопасности Украины".
Ну, вы поняли - это то самое место, откуда играют жизнями украинских хлопцев эти самые перцы.
"Washigton Post" сообщила в это время, что Агуто перестанет руководить издалека, а переедет на Украину. И не один, а вместе со всем своим штабом фронтового командования. С разведкой, оперативными службами, со всем, так сказать, шоколадом, будет жить в каком-то бункере.
Тут, чувствую, мы вместе с вами подумали одну и ту же мысль. Но задача, скажу я вам, будет не из легких. Они тоже не дети.
Дмитрий Куликов обсудили эту тему с Ростиславом Ищенко. Процитирую мужчин, чтоб не делать выводы самой.
Куликов:
- Эти два прекрасных человека, Агуто и Каволи, вызвали Зеленского в Висбаден и там, в бункере, о чем-то с ним поговорили. Есть версии?
Ростислав Ищенко:
- Ты меня, конечно, огорчил. Я думал, что едет один генерал из штаба, а это ничего не значит. Если он едет со штабом - это очень плохо. Потому что это означает НАТОвское развертывание. За штабом всегда разворачиваются войска. Одно без другого не происходит. Зеленского вызвали в Висбаден не для того, чтобы что-то рассказать...
Ростислав полагает, что у всей тусовки (сам-то Зеленский не очень в материале, но все же главнокомандующий) пытались узнать, каков потенциал ВСУ на сегодня. Как долго она в состоянии сопротивляться. Устроили, короче, допрос с пристрастием по всем позициям, обуславливающим устойчивость фронта, включая ситуацию в экономике и в тылу.
От того, как долго они еще смогут продержаться, зависят темпы развертывания. И решение - где именно его нужно производить.
Развертывание и вступление в боевые действия это вещи разные. У американцев и НАТО пока есть выбор - зайти на Западную Украину "по просьбе украинского руководства" и посмотреть, что будет. Или не рисковать, а начать резко усиливать группировки в Польше, Прибалтике и давить на границы.
В общем, пока демократы в США, которые ушли отмечать Рождество, не отказались от своих намерений "дожать Россию", военные размышляют, какие рекомендации надо дать политикам, исходя из оперативной ситуации.
Тревожную паузу в эфире пока что заполняют звоном разъяснений (чтоб Европа приготовилась) эмиссары типа Бенджамина с письмами-обращениями в в рубрике "Налетай! Подешевело!"
Напоминаю: "Поддержка Украины дешево обходится Европе. Но если Россия не потерпит поражение, придется увеличить расходы на оборону – до уровня расходов времен холодной войны. А это от 3 до 3,5 процента ВВП. Думаю, это где-то порядка 120 миллиардов евро в год".
С этой мыслью и должны побрести на свое Рождество простые бюргеры.
Кстати, Висбаден.
Иван Тургенев. "Вешние воды":
"Гостиница в Висбадене, перед которой остановилась карета, уже прямо смахивала на дворец. Колокольчики немедленно зазвонили в ее недрах, поднялась суетня и беготня; благообразные люди в черных фраках запрыгали у главного входа; залитый золотом швейцар с размаху отворил дверцы кареты. Как некий триумфатор высадился Полозов и начал подниматься по устланной коврами и благовонной лестнице. К нему подлетел человек, тоже отлично одетый, но с русским лицом - его камердинер. Полозов заметил ему, что впредь будет всегда брать его с собою, ибо, накануне, во Франкфурте, его, Полозова, оставили на ночь без теплой воды!
Камердинер изобразил ужас на лице - и, проворно наклонясь, снял с барина калоши".
В апреле 1871-го Достоевский проигрался в местном казино Висбадена. Из письма жене "Надо мной великое дело свершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти десять лет... я всё мечтал выиграть. Мечтал серьёзно, страстно. Теперь всё кончено! ".
Это была его последняя игра в рулетку.
P. S. Об упоминаемом в тексте немецком СМИ: "28 марта 2022 г. во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации Минюстом России в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, включено Deutsche Welle (Германия, Kurt-Schumacher-Strasse 3, 53113 Bonn).