Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Заметки о феноменологии травмы. Часть 2

Оглавление

Предыдущая часть статьи: Заметки о феноменологии травмы. Часть 1

Далее после первой вводной части статьи, я буду много цитировать Р. Бернета.

Промежуточные выводы:

Травма – это невыносимое для субъекта представление, от которого тот пытается избавиться при помощи вытеснения, отпирательства, отречения (З. Фрейд) Травма принадлежит топике «Реального» и не может встретить субъекта, потому что тот существует, придерживаясь воображаемых представ­лений и символических означающих. Не субъект отбрасывает травмирующее означаемое, а, напротив, оно само, своим способом бытия и явления, исключает себя из означающих субъекта (Ж. Лакан). Травма травмирует субъект потому, что она ему одновременно свойственна и не­свойственна Травма задевает субъект в том, что является для него наибо­лее внутренним, оставаясь для него, тем не менее, чем-то чуждым. Травма разрывает субъект между двумя противоположными императивами: усвоить себе чуждое или же отстранить для того, чтобы обезопасить и сохранить то, что свойственно ему самому. Не сущест­вует травмы без неудачной попытки присвоения того, чем невозможно овладеть в принципе и это присвоение может принять только форму изгнания или отторжения.

Нарциссизм

Для Фрейда сущность субъекта («эго»), является нарциссической. Защитой от раздражения служат его представления и взращиваемый им нарциссический образ себя самого. Но действенна ли такая защита?

Может показаться, что ничто в субъекте не предрасполагает к травме или может сложиться образ, что субъект это некий пузырек, автоном­ный организм, полностью покрытый оболочкой, защищающей его от внешних вредных воздействий. Однако Фрейд признает, что субъект не является монадой без окон, но что он поддерживает связь с внешним миром через «поры на своей поверхности» и этой нарциссической связью с внешним миром является наслаждение.

Фраза «жить чем-то» указывает на зависимость наслаж­дения от того, что поддерживает его извне. Наслаждение не может производить само себя собственными силами, а является по отношению к субъекту внешним и выражаясь языком Левинаса «стихийным».

Стихийность по Левинасу указывает на наличие инаковости и экстериорности в самой глубине наслаждения, даже если речь идет об «анонимности», то есть присутствие Другого.

Субъект может быть травмирован невыносимой чуждостью происшествия в своей собственной жизни, разгулом природных сил, которые, как он думал, подчиняются его контролю и предназначены для того, чтобы доставлять наслаждение, но тем не менее невозможно не учитывать, что в каждом из этих событий есть что-то отсылающее нас к Другому.

« … его лик лишен очертаний, что он является как не-феномен и как след, степень чьего отсутствия все более возрастает по мере моего при­ближения к нему »

Чтобы доставить наслаждение субъекту, стихия должна быть присвоена, но не должна быть полностью погло­щена, иначе степень наслаждения будет убывать и станет недостаточ­ной. Левинас говорит, что навязчивое присутствие этих процессов в стихийности лишает нас но­чью сна:

« … живое существо беспокоится о своем наслаждении, потому что его тревожит «забота о завтрашнем дне». Последняя возника­ет от того, что живущий знает, что его наслаждение зависит от стихии, которой может не хватить и которая может внезапно взбунтоваться, отказав ему в удовольствии… садовник опасается как наводнения, так и засухи »

Другой

-2

Левинас говорит, что приход Другого заставляет устыдить­ся наслаждения и описывает способ, каким субъект отзывается на это чувство:

« … Я стыжусь под взглядом другого не потому, что он занимает господствующее положение, но, напротив, потому что он беззащитен и бес­помощен. Мое наслаждение уязвимо оттого, что событие встречи со страданием другого грозит его потревожить или даже прервать … »

Для наслаждающегося субъекта такая встреча эквивалентна травме, кото­рую Левинас выразительно описывает как «хлеб, который отнимают от моего рта», как «кровопотерю» и т. д.

Левинас гово­рит о том, что поскольку мы стано­вимся открыты встрече с чуждой и трав­мирующей инаковостью главным образом в наслаждении, то встреча со страданием Другого травмирует в той мере, в какой она задевает личное наслаждение, нарциссизм. В той мере, в какой собственной плотью ощущаем то, чего Другой лишен. И красочно описывает этот процесс:

« … И мы ничем не можем на это отве­тить – кроме как пожертвовать нашим собственным наслаждением в пользу благоденствия другого. Субъективность чувственности, как воплощение, есть безвозврат­ная покинутость, материнское, страдающее за другого тело, тело как пассивность и отречение, чистое претерпевание… вынашивание другого…»

Продуцируя симптом, травмированный субъект, отвечая на травму, передове­ряет ответ Другому. В свою очередь, этот другой ничего не отвечает, но именно он берет на себя задачу:

« … сделать очевидным для субъекта смысл его собственного симптоматичного ответа »

Здесь налицо аналогии с процессом проективной идентификации.

Травма травмой

-3

Как говорит Р. Бернет, условия задачи бесконечно усложняют­ся, когда другой травмирует меня собственной травмой и я оказываюсь без предупрежде­ния пораженным его необъяснимым страданием. Субъект оказывается в парадоксальной и противоречивой ситуации, когда:

  • Не может ответить на травму ни отворачиваясь от страда­ний, другого, ни признавая себя к ним причастным.
  • Не может обвинить другого в том, что он был источни­ком травмы, переложив бремя ответственности за страдания другого на него самого, объявив, что «меня все это не касается и что я невиновен».
  • Не может просить другого «освободить от ран».

Субъект входит в этический конфликт, так как никакая психическая «переработка» собственной травмы с помощью рассуждений, восстанавливающих «чистую совесть» не освобождает от обязательства ответить на травмирую­щий зов Другого. И здесь Левинас говорит важную вещь:

« ... если я не могу освободиться от обязательства отвечать дру­гому, то нужно, чтобы я признал его еще и через ту травму, которую он мне наносит »

Если же такая попытка имеет место быть, то она будет развивать постравматический стресс или являться компенсацией, заплаткой, но как тогда признать кого-то, о ком Левинас говорит?

Для этого вопрос Левинас выдвигает ряд условий:

  • Всякий ответ на несчастье другого, не коренящийся в моей травме, будет сочтен неподлинным.
  • Чтобы быть признанным моей чувственностью, другой должен сво­ей заповедью меня травмировать.
  • Мой ответ не является в строгом смысле свободным поступком. Я лишь вынужденным, пассивным образом вовлечен в то, что происходит с другим.
  • Эта вовлеченность ничуть не смягчает силу, с которой мне наносится травма, Левинас говорит об этом, как «избранный без права выбора».

И далее он предлагает решение, которое несет в себе терапевтические смыслы:

« … Если эта пассивность может быть мыслима в рамках свободы и несвободы, она должна иметь смысл доброты «вопреки себе».

Доброта всегда старше, чем выбор…

…общаться… ни сводить другого к собственным представлениям, уничтожая тем самым его инаковость, ни растворяться в другом … »
-4

Однако как возможно не «растворять себя в другом», когда этот другой просит о приношении ему в жертву моего собственного «self»? Ответ на этот вопрос заключается в том, что субъект может быть открыт трав­мирующему зову другого «вопреки себе». Ответ на зов другого требует отказа от эгоизма. Но не является ли это «вопреки себе» выражением сопротивления? И ответ – нет:

Сопротивление в таком случае это не отказ от долга отвечать, а признание ценности этого долга. В этом признании, субъект не совпадает ни с травмирующим событием вторжения другого, ни с ощущением своего собственного наслаждения.

В терапии травмы таким образом получается метафора отношений, которую можно озвучить

« … как я отношусь к травмирующему меня своей травмой другому, так и он начинает относится к своей травме … »

Это динамика внешнего и внутреннего контура и тогда травмированный субъект, будучи разрушенным, вновь восстанавливается именно «вопре­ки себе», потому что это вынужденное, а не спонтанное восстановление, которое заключается в преодолении себя.

P.S.

Далее хочу привести некоторые идеи из главы «Нарциссический характер» книги «Психотерапия характера» Стивена Джонсона.

Суть нарциссического характера зачастую кроется в травматической основе, и зачастую всплывает в контрпереносах. Здесь важна «фаза нового сближения» в рамках которой важно различать два процессуальных уровня и понимать на каком уровне сейчас ведётся терапевтическая работа:

Ребенок Взрослый Использует родителей Использует других, другого Идентичность выковывается в пределах симбиотической орбиты, когда идентификация и идеализация фигур родителей служат ему помощью в различении и обнаружении своей идентичности через отражение того, что предоставляют родители. Использует других для поддержки, укрепления и придания значительности ложному self. Таким образом она упрочивает зависимость, поскольку ложное self никогда не станет автономным и не принесет ему самому удовлетворения.

Литература

  1. Бернет. Р. Травмированный субъект / (Пост)феноменология: новая феноменология во Франции и за ее пределами (сост. Шолохова С. А., Ямпольская А. В.)
  2. Джонсон С. Психотерапия характера

*Иллюстрации Джон Флаксман.

Спасибо за внимание!

Автор: Шишов Максим Сергеевич
Психолог, Телесно-ориентированный терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru