Найти в Дзене
ВТБ Страна

Изломанные позы и непропорциональные фигуры: маньеризм в вопросах и ответах

Оглавление

После гармоничных картин Ренессанса динамичный и нервный маньеризм может казаться странным. Но это только на первый взгляд. Разберемся, почему в маньеризме изображали чересчур высоких людей в неестественных позах, и выясним, как этот стиль сломал рамки дозволенного в искусстве Возрождения.

Где зародился маньеризм?

В 16 веке европейская цивилизация испытала серьезные потрясения: Реформация попыталась обновить католическую церковь, выступила против чрезмерной власти Папы Римского. Искусство Возрождения не соответствовало идеалам изменяющейся Европы — слишком много строгих религиозных канонов и рациональности. Обществу требовались новые образы и формы, отражающие непредсказуемую и опасную реальность. Так появился maniera moderna — «современный стиль». Маньеризмом его назвал в 1789 году историк искусства Луиджи Ланци.

Маньеризм зародился в первой половине 16 века в Италии. Как раз там, где несколько лет назад Леонардо да Винчи писал «Мону Лизу», стали появляться динамичные, перенасыщенные сюжеты с обнаженными, удлиненными фигурами. Полная противоположность гармоничному спокойствию Ренессанса. Маньеризм протестовал против искусства Возрождения так же, как Реформация против католической церкви. Такое сопротивление традициям в истории искусства случится еще не единожды: так, например, появятся импрессионизм и модерн.

По каким чертам можно узнать маньеризм?

На полотнах маньеристов нет гармонии и спокойствия — это осталось в прошлом. Для художников нового стиля главным стало отразить происходящие общественные изменения, ответить на вопросы о мироустройстве и дальнейшем пути развития человечества. Для этого в арсенале маньеристов было несколько приемов:

  • Использование ломаных, взвинченных линий — они заменили плавные контуры Ренессанса.
  • Намеренное нарушение пропорций тела, деформирование поз и жестов — это навевало мысли о трансформации жизни и постоянной тревоге по поводу этих изменений.
  • Новый колорит — броский, контрастный или, наоборот, нежный, мягкий, с преобладающим розовым и голубым. Все в противовес естественным оттенкам Возрождения.
  • Нагота с намеком на эротику — использовалась в мифологических сюжетах и позже перешла в стиль барокко.
  • Обманки, перспективные и световые иллюзии — отличный способ удивить зрителя изменяющегося мира.

Кого относят к художникам маньеризма?

Первые признаки нового стиля появились еще в период позднего Ренессанса, например, в работах Микеланджело и Тинторетто. Но в полной мере маньеризм впервые раскрылся в работах Франческо Пармиджанино. Он был прекрасно знаком с классическими образами Возрождения, но намеренно от них отдалялся. Пармиджанино стремился вызвать у зрителя яркую эмоцию — изумление, смущение или отвращение. На полотне «Обращение Савла» художник неожиданно смещает акценты. Он убирает привычную для сюжета фигуру Христа, а центром композиции делает даже не самого Савла, а лошадь — она сбросила фарисея с высоты его гордыни.

В ранних работах другого представителя маньеризма — Якопо Понтормо тоже было ощутимо влияние эпохи Возрождения. Но в зрелый период художник перешел к нервным и тревожным композициям. Апогеем маньеризма называют его работу «Снятие с креста». Понтормо отказался от пейзажного фона, свободно расположил фигуры, наложив одну на другую, и даже оставил крест за рамками изображенного сюжета — все в противовес традициям Возрождения. Драматизма полотну добавляет контраст ярких, веселых цветов с печальными лицами героев.

Как отличить маньеризм от барокко?

Маньеризм часто воспринимается как переходный этап от Ренессанса к барокко. Их сближает общее желание ответить на вызовы Реформации и единые изобразительные приемы — склонность к эротизму, помпезность, контрастность колорита. Но в маньеризме всегда более глубокий смысл, его сюжеты часто скрывают символы и подтексты. Роскошь в маньеризме не является самоцелью и украшательством. Она используется в меньших, чем в барокко, масштабах и только для формирования общего замысла картины. Сравните три работы, созданные в разные эпохи: Беллини — Возрождение, Тинторетто — маньеризм, Караваджо — барокко.

Что почитать про маньеризм?

Вытянутые фигуры, ломаные позы и хаос на картинах — далеко не все, чем может удивить маньеризм. Вот несколько книг, которые помогут погрузиться в тонкости стиля с головой:

  • Борис Виппер. «Борьба течений в итальянском искусстве XVI века».
  • Марианна Харасти Такач. «Живопись маньеризма».
  • Аркадий Ипполитов. «Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри».
  • Михаил Лебедянский. «Портреты Пармиджанино. Живописец прекрасного».
  • Фернандо Мариас. «Эль Греко. Жизнь и творчество».

Где в России можно увидеть образцы маньеризма?

Такие работы есть в собраниях Пушкинского музея и Эрмитажа. Отличный образец маньеризма — картина Аньоло Бронзино, придворного художника Козимо I Медичи. На полотне «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» автор сумел выстроить сложную, но изящную композицию из нескольких разнонаправленных фигур. Влияние маньеризма заметно и в живописи Эль Греко.

Картина Эль Греко «Иоанн Креститель» на выставке «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в Пушкинском музее в Москве © Пресс-служба Пушкинского музея
Картина Эль Греко «Иоанн Креститель» на выставке «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев» в Пушкинском музее в Москве © Пресс-служба Пушкинского музея

В ноябре 2023 года в Пушкинском музее при поддержке банка ВТБ открылась выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев». В ее рамках собраны произведения испанского искусства с 16 по 20 век. По словам куратора выставки Светланы Загорской, экспозиция показывает путь испанской живописи от маньеризма до импрессионизма. Кроме панорамы изобразительного искусства Испании, на выставке найдете картины с увлекательными историями создания и экспонирования — о двух из них мы уже рассказывали.