Удивительное рядом.
Практически трехлетнее затишье в интересных пресс-турах было нарушено приглашением на презентацию обновленного шинного завода IKON TYRES во Всеволожске (под Санкт-Петербургом).
Презентация состоялась 12 декабря 2023 года.
Статья будет состоять из двух глав, в первой я расскажу о том, что узнал на Презентации, а во второй — как устроено шинное производство. Читайте до конца!
Уже давно нет никаких вопросов по быстрому доезду из Москвы в Питер. Хочешь руль и платка, хочешь рельсы и Сапсан, а хочешь — воздух и самолет.
Нас встретила идеально вычищенная парковка, а накануне вечером мы сквозь сугробы добирались с вокзала в отель.
Вывеску на заводе уже поменяли. Ранее была NOKIAN
Но, обо всем по порядку.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. IKON TYRES. Новое имя знакомых шин.
Презентация обновленного завода и новых моделей шин
Двухчасовая встреча с Андреем Пантюховым, директором завода, который здесь работает с самого первого дня, прошла быстро и очень информативно.
Коротко, что удалось узнать:
* Завод во Всеволожске начали строить в 2004 году, а первая шина вышла в мае 2005 года.
* Два последних года длилась большая сделка, в которой выгодоприобретателем завода стал концерт ТАТНЕФТЬ (о чем мы уже успели разглядеть вывеску на фасаде)
* В апреле прошлого года на завод наложили жесткие санкции, которые коснулись как экспорта шин, так и импорта технологий, материалов и даже цифрового сопровождения
* Завод во Всеволожске выпускал 80% шин концерна НОКИАН, 2/3 из которых экспортировались в страны Европы и Северной Америки.
* За 19 лет существования производства в завод было вложено более 1 млрд евро.
* В условиях жестких ограничений руководству завода предстояло решить 42 важных вопроса "из красного списка", нерешение которых влекло остановку всего производства (поставки сырья, комплектующих, технологий, цифрового сопровождения, учета, импорта и экспорта, и тп). На 12 декабря 2023 года завод решил все вопросы из списка! Завод работает на полном автономном обеспечении, все каналы функционируют
* Сейчас на заводе работает 1100 человек, половина из которых трудится тут более 10 лет. В 2007-2008 годах был реализован жилищный проект Хаккапелиита Вилладж, со спецусловиями на приобретение жилья работниками завода. 353 семьи обзавелись своими квартирами используя льготные программы от самого завода.
* Сейчас на заводе законсервировано около 50% оборудования. В 2006 году было выпущено 1 млн шин в год, а в 2021 году — 17млн шин
* В планах бизнес-стратегии — возврат к прежним показателям. Рассматриваются рынки сбыта на Ближнем Востоке и Южной Америке. Сейчас шины IKON TYRES продаются на территории России, Беларуси и Казахстана.
* Цикл вывода новой шины на рынок "от идеи до готового экземпляра в продаже" составляет около 5 лет. Уже на заводе ведутся работы по разработке новых моделей покрышек
* Полный ребрендинг должен завершиться к 2025 году
* Сформирован отдел исследований и разработок (R&D), который занимается длинными производственными стратегиями и уже сейчас генерирует идеи и их пути реализации для производства будущего, как инноваций в самих шинах, так и в развитии производственных мощностей
* Моделей ROTIIVA, OUTPOST, ROCKPROOF — не будет. Готовятся к выходу новые модели сходных характеристик.
* Привычные нам покрышки NOKIAN HAKKA и NORDMAN постепенно выйдут с рынка, сейчас распродаются товарные остатки
* Завод будет направлять производство на решение запросов от владельцев новых китайских машин, наполнивших наши дороги, но так же имеющие "непривычные" для нас размерности покрышек. Сейчас на многие авто из Азии просто нет "в природе" шипованных шин, например. Эти вопросы будут решаться в обязательном порядке и к сезону 24/25 появятся несколько нужных моделей
* На вопрос из моего телеграм-канала (вел прямую трансляцию) "Будут ли в родных размерах шины АТ и МТ для Нивы, которая выпускается 30 лет и владельцы вынуждены нарушать 12.5.1?" директор завода ответил "Что обязательно обратят на этот факт внимание, это тоже нужно решить"
* Китайские шинные бренды за последние два года утроили свою долю на рынке РФ до 20%. В этом году в России представлено более 150 китайских производителей.
В России Айкон Тайерс вводит новые суббренды марки IKON
AUTOGRAPH — это шины премиум класса
CHARACTER — шины среднего ценового сегмента
Для данных покрышек полностью изготовили новый протектор, смоделировали боковины, сделали оригинальный рисунок на боковине, не понижая качества привычных нам шин, ранее знакомых по бренду Нокиан
Шины уже частично доступны в сетевых магазинах, а к летнему сезону 2024 года будет заполнен весь необходимый для России модельный ряд
Модели IKON AUTOGRAPH (премиум сегмент):
ULTRA 2 — самая высокоскоростная шина для легковых авто
ULTRA 2 SUV — самая продвинутая шина для кроссоверов и внедорожников
AQUA 3 — шина с повышенными характеристиками сцепления на мокрой и грязной дороге
AQUA 3 SUV — шина с протектором, предназначенным для самого мощного водоотведения из пятна контакта для кроссоверов и внедорожников
ECO 3 — комфортные и износостойкие, экологичные шины для малых и средних авто, охватывающий самый массовый сектор автомобилей в РФ (ECO 3 SUV — нет)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. IKON TYRES. Возрождение легенды.
Большая подробная экскурсия на производство с возможностью сделать фото и видео.
С соблюдением всех мер безопасности (спец.обувь, жилеты, инструктаж по ТБ и небольшая группа) под руководством приятного специалиста Александра и двух сопровождающих мы отправились внутрь цехов.
Сразу удивило, что прокатиться на велосипеде по заводу для сотрудников — не проблема, это значительно ускоряет процессы коммуникации между внутренними службами завода.
Так же функционирует пневмо-почта для доставки образцов в лабораторию и по заводу перемещаются автоматические роботы различного функционала (а их тут более 100 видов).
Шинный завод имеет собственную железнодорожную ветку, по которой подвозится сырье (резиновая крошка, каучук, сера, сажа, химические элементы, проволока и нити для корда и тд). Все сыпучие материалы перегружаются в в накопители-силосы с помощью огромных пневмонасосов.
Есть три типа резиновой ленты для производства шин.
Основа — лента, которая служит основание шины, на которую потом собирается вся шина из разных частей.
Боковина — лента из которой в последствии изготавливают боковины
Протектор — лента для выплавки протектора
Согласно технологическим картам, все смешивается, режется и плавится в автоматическом режиме и образцы произведенной ленты срезаются оператором и отправляются пневмо-почтой в лабораторию.
На выходе получаются различные заготовки (плотность, цветность, характеристики) которые маркируются и после тщательной проверки распределяются на другие линии.
При отклонении от необходимых характеристик даже на 1 участке (уголке) из всей ленты — вся длинная лента идет на переработку.
Те самые маркированные "уголки" после испытаний.
Мы были приятно удивлены прекрасным настроением химиков-технологов и лаборантов, которые, не отрываясь от своих рабочих процессов нас очень дружелюбно встретили и все рассказали и показали.
Каждый образец проверяется 2 раза (как оказалось, что весь контроль на заводе проходит по двухразовой схеме, что позволяет исключать большой процент брака уже готовых изделий на выходе с конвейера).
А опытный автолюбитель знает, что именно шины соединяют его авто с дорогой. И лучше, что бы резинотехническая смесь и рисунок протектора работали как нужно!
Для производства шин используется пять видов каучука. Натуральный каучук пахнет дымом, так как является природным натуральным продуктом и его просто жрут насекомые. Так же есть синтетические каучуки.
В зимних шинах больше натурального — для эластичности шины, в летних больше синтетического.
Ленты с первого этапа для боковин обрабатываются на специальном станке, предающим им заданные геометрические характеристики (толщина, ширина).
Лента для производства протектора имеет цифровое-буквенное обозначение, а так же цветовой код в виде линий, который наносится в качестве "штрих-кода" для упрощения ориентации лент на производстве.
Забавно, что некоторые продавцы бу-шин используют этот трюк, вместе с чернением резины акриловыми маркерами нанося подобные линии на протектор, как бы придавая уставшим покрышкам новый привлекательный вид.
На данные катушки через тканевые прокладки-ленты будет уложены прорезиненные тканевые основы шин.
Очень интересно, во время экскурсии нам все можно было трогать, смотреть и задавать любые вопросы.
Нас обгоняли роботы-подъемники, осуществляющие коммуникацию между производственными линиями.
У меня два технических образования (машиностроительный колледж и МГТУ МАМИ), я был в своей среде. Да и ранее, в 2018 году, был в Шанхае на производстве шин другой марки.
Мне было очень интересно.
Кстати, первичный запах резины, каучука и серы не были навязчивыми, вытяжка на заводе работает как нужно. Да и шумовые характеристики соответствовали всем жизненным нормам. Уши через 2 часа "не отвалились". Мы спокойно общались внутри, не повышая голоса.
Ну и предельная чистота. Нигде ни пылинки, ни соринки.
Наблюдая за сложнотехническим производствам, глаз инженера сразу видит множество произведенной оснастки и специального оборудования, которое в свою очередь требует сложной отладки.
Представляю, сколько здесь получают наладки автоматических линий.
Так как операторы на каждой линии ведут визуальный контроль процесса и технических характеристик на панели управления.
Мне было бы интересно снять науч-поп на заводе, как мы снимали проект про нефть, от добычи на месторождениях до АЗС. Но сейчас я выкладывал небольшие ролики в телегу, как работают автоматические станки.
За два часа экскурсии по производству шин мы нашагали около 6000 шагов.
Ни разу мой глаз не зацепился за какую-то дичь.
Лишь один журналист из нашей группы два раза грубо нарушил технику безопасности (пересек лазерные ограждения), чем повлек остановку линий производства.
Профессиональный автожурналист нарушающий ТБ — как вам?
Можете себе представить — все эти проволочки отправляются в ОДНУ шину!
Переплетаясь между собой, тут их и прорезинивают
Легированная стальная проволока высокого качества, не гнется пальцами (проверил хвостики)
Работа на заводе, конечно, требует специального характера, не говоря о профессиональных навыках.
Не каждый читающий этот материал сможет работать на заводе.
Но, есть и такие, для кого — завод дом родной и это на самом деле круто!
А теперь, отдельно про главную магию завода.
TBM — Tyres Building Mashine
Основная технология сборки шин на 99% современных производств покрышек всех типоразмеров и для разной колесной техники.
Тут трудятся не волшебники из Хогвартса, не Гэндальф из Властелина колец, и даже не злая Малефисента…
тут МИР НАЛАДЧИКОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
Уверен, что спецы, обслуживающие эти станки имеют самые высоки зарплаты на производстве.
Сейчас попытаюсь поэтапно описать самый главный технический процесс сборки шин.
Данный узел представляет собой составной патрон с подвижными деталями. На эту часть наносится первый основной слой шины (2 слоя), потом текстильный корд, все укатывается и подается во вторую часть станка.
К сожалению, с помощью телефона достаточно сложно получить высококачественные кадры, но я старался
Но за четкой работы этого оборудования стоят люди. И инженеры, и конструктора и наладчики и рабочие, обслуживающие данную линию производства.
Шины делают так, это не просто.
В век автоматизации и цифровизации все больше линий производства будет автоматизироваться. Ручной труд будет уходить на второй план в виде контроля на мониторах.
Это происходит здесь и сейчас. И мы прямые свидетели этого.
Роботы-погрузчики сами определяют куда и когда и какой стеллаж с заготовками нужно подвезти и разгрузить
Огромные прессформы, в которых за 10 минут вулканизируется шина.
Происходит окончательная сварка всех слоев и шин и формирование протектора.
В качестве смазки используется высокотемпературный пар 180 градусов Цельсия.
Загрузка и выгрузка пресс-форм происходит полностью в автоматическом режиме.
Здесь происходит первый этап контроля готовой шины.
Удаление облоя и визуальный контроль параметров.
На данном этапе происходит выбраковка экземпляров с явными огрехами в выплавке.
Далее шина проходит на линию автоматизированного контроля, где ее проверяют на биение и геометрические параметры с помощью специального оборудования и измерительных лазеров, а так же на компрессорном оборудовании на целостность шины.
К сожалению, мы не узнали % брака, но несколько шин на отбраковке на весь завод говорят нам о качественно налаженном технологичном производстве!
Где робот-рука собирает их на выходе с конвейера и укладывает в стопки для дальнейшей транспортировки!
Абсолютно все вышли из цехов узнавшие много нового (все мои коллеги были на шинном производстве первый раз, а многие вообще первый раз на каком-либо заводе).
Я же, убедился, что фирма IKON TYRES сохранила все что было вложено ранее, сохранила рабочие места и технологии, решила санкционные ограничения и продолжает выпускать знакомые нам всем по качеству шины под новым именем.
С удовольствием продолжу сотрудничество с брендом IKON TYRES в своих проектах.
Есть о чем узнать и про зимние шины и про летние.
Испытать на своих автомобилях в условиях путешествий по нашей стране с разными видами дорожных покрытий!
Пожелаю удачи всему коллективу IKON TYRES. Ребята, спасибо вам за труд, в веру в будущее и большой вклад в безопасность при управлении автомобилями!
Встречайте шины Айкон Тайерс на рынке РФ.
Нас ждет удивительная история! И мы узнаем все в скором времени по "голосованию рублем=статистике продаж" при покупке различных моделей.
Благодарю руководство IKON TYRES за приглашение в пресс-тур.
Отдельный привет Артему Ачкасову!
Крутанем Планету!
Сергей Лысенко ЛС78
фотографии автора
15 декабря 2023 года
Прошу своих читателей лайкать, комментировать и репостить данный материал. Так как выдача Дзена очень часто не благосклонна к моим статьям. Хотелось бы, что бы мой труд не пропал даром. И с производством шин ознакомилось как можно больше людей.
Пост размещен исключительно в информационных целях для читателей сайта ДЗЕН для ознакомления с новинками шинного рынка РФ и не является публикацией рекламного характера.