Грядут новогодние праздники. И многие уже сейчас с содроганием ждут взрывов салютов, фейерверков и петард. От этих звуков плачут маленькие дети, а домашние животные прячутся под диваном. То, что некоторым в радость, для других стало мучением. А кому-то фейерверкобесие принесло трагедию. Число жертв огненных феерий увеличивается с каждым годом. Горят балконы, квартиры, автомобили, Скорые везут по больницам обожжённых. Как избежать беды?
«Он не хотел загораться»
«В первом часу ночи 1 января в Рязанской области при запуске ракеты 37-летнему мужчине оторвало голову. Это случилось на глазах у его детей и супруги».
«Жители Тюмени неправильно установили фейерверки и обстреляли сами себя».
«В Санкт-Петербурге мужчина поджёг фитиль пусковой установки прямо в руках, получил химический ожог».
«В Твери сгорела Снегурочка. Сначала воспламенился костюм. Девушка погибла из-за 50-процентного ожога головы и тела».
«В Таганроге мужчина скончался, когда у его лица взорвался фейерверк».
«В Екатеринбурге 15-летнему школьнику оторвало руку, когда он готовил петарды к Новому году».
«Заряд попал в лицо семилетнему ребёнку в Уссурийске».
«30 декабря в Москве от взрывов петард пострадали четверо подростков».
«В новогоднюю ночь в результате запуска фейерверков и взрывов петард в Москве попали в больницы 23 человека, среди которых семеро несовершеннолетних».
Это лишь несколько заголовков в российских СМИ годичной давности. О некоторых случаях стоит рассказать поподробнее.
«Взорвавшаяся в руках 47-летнего москвича петарда оторвала пальцы, по касательной задела голову. Мужчина истёк кровью до того, как врачи успели что-либо сделать», – в репортаже столичного телеканала показывают капли крови и пепел на снегу – последствия празднования Нового года. Друг погибшего рассказывает: «Это была петарда – так называемый «фонтан». Подожжённый фейерверк не хотел загораться, Сергей подошёл к снаряду посмотреть, что же произошло. Взял тлеющую петарду в руку, это и сыграло роковую роль».
«У нас на новогоднем корпоративе парень погиб, – говорит журналистке сотрудница столичной страховой компании. – Фейерверк не зажёгся, он нагнулся посмотреть… Неделю пытались спасти, лежал в реанимации с раздробленными костями носа, челюсти, нёба».
«Игорь принёс на корпоратив петарды. И в итоге ему оторвало мизинец. Весь Новый год сошёл на нет, потому что все искали его палец по клубу и очень волновались за здоровье Игорька», – рассказывает петербурженка Юлия.
«В Таганроге при запуске салюта погиб 34-летний мужчина», – сухо рапортует местное телевидение. В кадре появляется врач Дмитрий Сафонов: «У поступившего – массивная травма лицевого скелета с массивным кровотечением. Устройство попало в треугольник между глазами, носом и лбом, в переносицу, фактически чуть выше».
Не вдаются в подробности корреспонденты из Нижнего Новгорода, они в двух предложениях рассказывают сразу о нескольких трагедиях: «В новогоднюю ночь салют ударил по многоэтажке. В это же время 43-летнему мужчине в центре города обожгло руку бенгальским огнём, кисть потерял 38-летний нижегородец, 39-летнему жителю города оторвало фалангу пальца, его отвезли в больницу. Туда также попала 39-летняя женщина, глаз которой был травмирован взрывом петарды».
«Салют летел прямо в наши окна»
Лишь за последнюю пару лет в результате неосторожного обращения с новогодней пиротехникой в нашей стране погибло несколько десятков человек. Тысячи ранены.
Уже в первые часы праздника все больницы страны готовятся к приёму раненых. «Чаще всего встречаются повреждения кисти, головы, глаз. Петарды взрываются в руках, фейерверки выстреливают в лицо. Бывают отрывы участков тела, механические повреждения металлическими предметами, даже с ранением внутренних органов», – говорит заведующий отделением травматологии и ортопедии Пермской краевой детской клинической больницы Николай Белокрылов.
Работу медиков в новогодние дни можно сравнить разве что с работой пожарных. Тем тоже праздновать некогда. Две первые январские недели они регулярно тушат последствия пиротехнических развлечений.
«Мужчина с ребёнком в Новосибирске поставили салют криво, при выстрелах он завалился на бок и обстрелял балконы. Сгорели квартиры на шестом и десятых этажах. Спасателям пришлось ломать дверь, чтобы вызволить обитателей одной из квартир – семью пожилых инвалидов».
«В Железногорске на пепелище в новогоднюю ночь осталась пенсионерка. Виноват фейерверк, который запускал её сосед».
«В Самаре заряд пробил стеклопакет в окне на 14-м этаже. Без крыши над головой в мороз осталась многодетная семья».
«Я была на позднем сроке беременности, когда фейерверк пробил двойной стеклопакет в нашей квартире. Всё загорелось. У меня начались преждевременные роды. Муж вызвал скорую и пожарных. Они приехали быстро, ребёнка удалось спасти. А вот квартиру мы уже год ремонтируем после пожара. И у меня, как только слышу звук петард за окном, начинается паническая атака», – рассказывает жительница Казани Альфия.
«Мама звонит после полуночи, я думал, поздравить хочет, а оказалось, случилась беда, – делится воспоминаниями о прошлом новогоднем торжестве другой казанец, Айрат Гафеев. – Мама кричит: «У меня окно вышибло салютом, всё в осколках! Всё горит!» Когда я приехал, квартира уже была в копоти».
«Сигнальная ракета приземлилась на лоджии. Весь дом пылает!» – таким комментарием снабжали видео пожара жители Саратова.
«В Хабаровске мужчина зажёг коробку с фейерверками прямо в подъезде – взрыв снёс двери двух квартир».
«Во Владивостоке в новогоднюю ночь из-за попадания хлопушки в линию электропередач без света остался микрорайон».
«В Иркутске из-за неосторожного обращения с пиротехникой загорелся дом. Из него эвакуировали 73 жильца».
«На Рыбацком проспекте в Санкт-Петербурге из-за взрыва фейерверка на балконе горящая балконная рама рухнула на автомобиль».
«Мы видели салют из первых рядов – он летел прямо в наши окна», – рассказывает ставропольским тележурналистам пожилая женщина, показывает закопчённые стены своей квартиры и полностью выгоревший балкон.
«12 января в доме 31 на Митинской улице в Москве молодые люди кинули фейерверк «каскад» в мусоропровод, обрушили бетонную трубу на одном из этажей и устроили локальный пожар».
«Весь Новый год мы молились, чтобы пролетающие мимо петарды не разнесли наши окна, – говорят жители подмосковного Одинцова. – Соседи стреляли фейерверками прямо по ним!»
«Под бой курантов мы выпили с женой по глотку шампанского, и вдруг раздался взрыв. Нас с балкона обожгло горячей волной, и в стороны полетел стеклянный вихрь, – житель питерского пригорода Шушары делится своей историей. – У нас с супругой – резаные раны. Квартира «убита». Также выгорели три соседних балкона».
Нормальное взрывное устройство
«Мы сидели за столом, праздновали Новый год. Вдруг в окно прилетела петарда, разбомбила полквартиры, – жалуется жительница Набережных Челнов. – Оказалось, что праздничный снаряд запустил сосед из своего автомобиля. Хорошо повеселился, гад, устроил праздник!»
Фейерверки стоят недёшево, но «гадов» это не останавливает. В огне сгорают несколько десятков тысяч рублей – и это ещё в случае успешного запуска.
В многолюдных дворах происходят настоящие боевые действия. Мощность современных пиротехнических «каскадов», «фонтанов» и прочих «торнадо», как утверждает менеджер магазина пиротехники Сергей Буян, «достигает вполне боевых значений»: «Несколько сотен граммов тротилового эквивалента – это нормальное взрывное устройство. Разница только в том, что подрыв последовательный и поражающих элементов нет».
У людей, переживших войну или теракт, звук взрыва вызывает обострение посттравматического расстройства. Младенцы рыдают от ужаса, старики пьют сердечные капли.
Но не только люди страдают от новогодних фейерверков. Многие собаки в этот период прячутся, жалобно скулят, а бывает, что и погибают от сердечного приступа. Гибнут и птицы. Многие из них не видят в темноте, из-за взрывов у них начинается паника, они мечутся, врезаются в здания.
Даже небольшой фейерверк наносит вред экологическому состоянию среды. Для придания цвета салюту в ракетах используются соли тяжёлых металлов и химических взрывчатых веществ. Соли лития дают розовый цвет, натрия – жёлтый или оранжевый, меди и бария – зелёный или синий, соли кальция или стронция – красный. Во время взрыва они не сгорают и не исчезают бесследно, а превращаются в токсичный аэрозоль, который загрязняет воздух, воду и почву. После запуска лишь одного фейерверка уровень стронция в воздухе увеличивается в 120 раз, магния – в 22 раза, бария – в 12 раз и так далее. Это плохо влияет на окружающую среду.
Что касается шумового загрязнения, то цифры здесь также неблагоприятные. Допустимый уровень городского шума, установленный СанПиНом, – 45–55 децибел. 110 децибел – это шум от лопастей вертолёта, 130 – звук реактивного самолёта на взлёте; 135 децибел вызывают контузию; 150 разрывают барабанные перепонки.
Шум от среднестатистического новогоднего фейерверка или петарды – 125–155 децибел. И радиус от взрывной волны вполне сопоставим с военными действиями – пиротехнические ракеты и салютные батареи бьют на 30–40 метров. Но в магазинах перед праздниками продаются даже пиротехнические изделия с радиусом поражения в 50 метров. И хотя для работы с такими товарами нужно иметь специальное разрешение и «Книжку взрывника», у покупателей редко требуют подобные документы.
Официально в России использование новогодней пиротехники разрешено с 7 до 23 часов ежедневно и всю новогоднюю ночь. Взрывай не хочу!
В начале этого года правительство ввело несколько новых правил безопасности, довольно мягких. Введены запрет на использование и запуск фейерверков у жилых домов и многоквартирных комплексов, ограничение их применения вблизи лесных массивов. Однако мало кто верит, что эти условия будут соблюдены.
Лишь на юго-западных территориях России, прилегающих к зоне СВО, некоторые региональные власти полностью запретили любую пиротехнику. Но в целом по стране – бухает и гремит. Народ продаёт и покупает опасные фейерверки самой разной модификации. И гори оно всё синим пламенем. Лишь бы было весело.
«Ух, оторвёмся!»
«Что за Новый год без фейерверка?» «Нас лишают последней радости!» «В нашей стране – одни запреты», «Никакой свободы!» – говорят несогласные.
«Вам не хватает взрывов? Вперёд, на передовую!» «Кто тоскует по грохоту канонады, пусть идёт в военкомат и записывается добровольцем», – пишут в соцсетях сознательные граждане.
А что касается «цивилизованных», «демократичных» и «свободных» стран, которые так любят приводить в пример наши дебоширы, то расскажу о Германии, где мне не раз приходилось встречать Сильвестр – так там называют Новый год.
Ночь с 31 декабря на 1 января – единственное время в году, когда в ФРГ разрешён любительский фейерверк. В другие дни за него бюргерам грозит штраф в 10 тысяч евро. Однако и в Новый год далеко не все немцы решаются запустить хотя бы хиленькую петарду – как бы чего не вышло. И лишь самые отъявленные смельчаки, любители приключений, идут на риск.
К запуску готовятся неделями – ведь на каждом углу, как у нас, там фейерверки не продаются, а место запуска нужно согласовать с властями и соседями. Какая-нибудь разбуженная старушка способна накатать жалобу и довести дело до суда. Помню, что мои знакомые немцы перед праздником устраивали шумные совещания – тщательно изучали инструкции к эксплуатации фейерверков, штудировали правила безопасности, мужчины жадно потирали руки: «Ух, оторвёмся!»
В полночь наша компания отошла на пару сотен метров от городка в поле, под громкие крики и аплодисменты в воздух взлетела жиденькая голубая петарда, за ней – ещё более жидкий серый салют. Немцы восхищались масштабом зрелища, а находившийся поблизости от меня казах, прихлёбывая шнапс из бутылки, пробормотал своему товарищу: «Я слышал, как они пукают. Это было эффектнее».
В Великобритании правила ещё жёстче. Там запускать фейерверки и петарды могут лишь специалисты и обязательно в присутствии спасателей. В Швеции, чтобы устроить салют, надо пройти специальные обучающие курсы, весьма дорогостоящие и длительные, а потом получить разрешение в мэрии. В Париже, Праге, Брюсселе и некоторых других европейских столицах фейерверки попросту запрещены. Причём инициаторами запретов в большинстве случаев были не власти и не пострадавшие, а зоозащитники.
Сегодня, когда некоторые наши соотечественники на приграничных территориях вздрагивают от настоящих выстрелов, когда в Донбассе люди живут в подвалах из-за ракетных атак, когда бойцы погибают под вражескими бомбами, спасая Родину, когда взрывы в жилых кварталах происходят ежедневно, – только «безголовые» люди жаждут пощекотать свои и чужие нервы грохотом фейерверков.
Многие правоохранители на это действо, к сожалению, смотрят сквозь пальцы. Поэтому, если ваши окна трясутся от новогодних фейерверков, действуйте сами. Снимайте на видео «пиротехников», привлекайте к борьбе с ними соседей, звоните в полицию. Знайте, что закон на вашей стороне. Хотя пока он, к сожалению, крайне демократичный и чрезвычайно мягкий.
Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Опубликовано в №49, декабрь 2023 года http://www.moya-semya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20751&catid=88&Itemid=170