Вспомогательный ледокол нового поколения этого модернизированного проекта построила питерская судостроительная фирма «Алмаз». Технический проект мощного судна подготовили нижегородцы (КБ «Вымпел») по заказу «Адмиралтейских верфей». А рабочая конструкторская документация для него была разработана при участии инженерного центра этой судоверфи.
В мае 2020 года корабелы спустили судно на воду. А в середине нынешнего года полностью готовый к работе ледокол, совершив большой переход, пришел на Камчатку и начал готовиться к государственным испытаниям…
Ледокол «Евпатий Коловрат» похож на головное судно первоначального проекта, названное в честь другого былинного русского богатыря Ильи Муромца. Прежде всего по своим широким функциональным возможностям, а также благодаря мощному энергетическому комплексу и гребной электроустановке российского производства. Такие ледоколы предназначены для проводки кораблей и судов в сложных ледовых условиях и доставки грузов к береговым аэродромам и базам. А также для буксирного обеспечения и оказания помощи терпящим бедствие судам. Мало того, эти ледоколы можно использовать для сбора разлившейся нефти и тушения пожаров, при проведении гидрографических работ и выполнении научных исследований в арктических морях.
Все эти возможности обеспечивает особая конструкция таких ледоколов. К примеру, в носовой их части находится вертолетная площадка, способная принимать воздушные суда типа Ка-32 и Ка-27. А на палубе размещен многофункциональный рабочий катер БЛ-820 с надувным бортом.
На судах этого типа грузоподъемностью 500 тонн имеются также просторный грузовой трюм и палуба в кормовой части (площадью 380 кубометров), где установлены контейнеры-рефрижераторы. И все погрузо-разгрузочные операции экипаж ледокола осуществляет самостоятельно, используя мощный 21‑метровый кран и кран-манипулятор поменьше.
Однако по сравнению с предшественником, «Ильей Муромцем», другим богатырским судном, это имеет ряд отличий. Оно оснащено, например, более современной автоматизированной системой управления. Размеры корпуса, водоизмещение и осадка у него несколько меньше, благодаря чему «Евпатий Коловрат» можно использовать и на мелководье. Такие ледоколы водоизмещением чуть более 4 тыс. тонн стали облегченным и удешевленным вариантом основного проекта 21180, отмечают специалисты.
Остальные ключевые параметры — скорость, дальность и автономность плавания (соответственно, 14 узлов на чистой воде, 7,6 тысячи миль и 30 суток) — у них схожие. Вспомогательное судно проекта 21180М может преодолевать льды толщиной до одного метра при скорости два узла и выполнять все разнообразные задачи, которые предусмотрели создавшие его инженеры-конструкторы.
Испытания судна проходят в незамерзающей Авачинской бухте, находящейся у юго-восточного побережья Камчатки. На данном этапе специалисты проверяют работоспособность его авиационно-технического оборудования, тестируют другие судовые системы. А после успешного завершения государственных испытаний новый дизель-электрический ледокол начнет работать в северных морях.