Итак, оценка - что первое приходит в голову? Возможно, воспоминания о школе, дневнике и красной ручкой написанных цифрах - 5 или 4, 3 или 2... Но нет, это были отметки.
Тогда что и себя представляет именно оценка?
Обычно мы говорим про характеристику какого-то поведения, явления, предмета.
Так в википедии можно прочитать:
Оценка-это систематическое определение достоинств, ценности и значимости субъекта с использованием критериев, регулируемых набором стандартов.
Оценивая что-то, мы сравниваем с каким-то условным эталоном - хорошо/плохо, красиво/не красиво, правильно/не правильно. И что это за эталон, откуда взялся этот "набор стандартов" с которым в данном случае идет сравнение - это вообще отдельный вопрос из темы критического мышления. Часто оказывается, что это лишь субъективное мнение, которое, как известно, у каждого своё.
Но я сейчас хочу подойти к оценке с другой стороны, со стороны программирования (о боже!) поведения или, что мягче звучит - влияния на поведение, воздействие на... мышление.
Положительная оценка - это всегда еще и ... требование соответствия.
И следуя этой логике, есть смысл давать положительную оценку авансом!
Представьте, если вам скажут:
- У вас такая красивая осанка.
Что вы рефлекторно сделаете? Правильно, выпрямите спину. Требование соответствия. Это оно и есть. И происходить оно бессознательно.
- Так учитель оценивает ученика, подчеркивая как ему понравилось, насколько аккуратно он выполнил работу. И даже если это не совсем так, то это все равно программирование на нужное поведение.
- Или он может заметить, что видит положительную динамику, которая ему очень нравится. И это будет не просто поддержка, а программирование на успех.
- Так спикер внушает аудитории нужное настроение, говоря как приятно работать с такими внимательными и заинтересованными участниками. И даже если в аудитории есть шумные участники, они невольно "выпрямляют спину", чтобы соответствовать.
- Так учитель, говоря "я вижу вы сегодня много отвлекаетесь" программирует на еще большее отвлечение.
- Кстати, можно пойти и от противного и оппоненту, сопернику внушить сомнение в его силе, сказав между делом "я вижу, вы сегодня не в форме" или "да, слушай, вчера было лучше".
Обратите внимание, часто в такое программирующей оценке используется прием "я-сообщения", потому что он позволяет мягко ввести нужную мысль:
- Я радуюсь, когда вижу, как ты с каждым разом все увереннее и увереннее рассказываешь стихи.
- Мне приятно видеть интерес в ваших глазах.
- Мне доставляет удовольствие понимать, что я могу на вас положиться.
Речь вообще тонкая штука.
Понаблюдайте за своей речью, за речью окружающих. Кто кого на что программирует? На что программируете вы?
Истина в том, что мы постоянно себя и окружающих программируем.
Вопрос лишь в том, на победу или на поражение?
Вспомнили случаи, как вы или вас настраивают таким образом на нужное поведение? Ну или ненужное, по неопытности.
Поделитесь.