Найти тему
Первым делом самолёты

Как скоро запустим мы в серию Ту-214?

Оглавление

На протяжении нескольких лет российская гражданская авиация была зависима от импортных "боингов" и "эйрбасов". Усилиями чиновников и руководителей авиакомпаний наше небо заполнили иностранные самолеты, вытеснив отечественные и препятствуя развитию и модернизации машин, таких как Ту-204/214.

Руководители авиакомпаний были скептически настроены по отношению к отечественным самолетам, не видя им места в 21 веке. Вместе с тем, они перевозили пассажиров на Boeing 737, которые как по возрасту, так и по экономической эффективности не отличались от Ту-214, а, возможно, даже были хуже.

Однако, многочисленные санкции, наложенные на нашу страну, изменили ситуацию. Теперь Ту-214, которые ранее строились в Казани только для специальных нужд и в единичном экземпляре в год, стали востребованы. Даже авиакомпании, ранее полностью заменившие российские самолеты иностранными, обратили внимание на Ту-214. "Аэрофлот", Red Wings, "Якутия" и "ЮТэйр" выразили намерение приобрести Ту-214, причем "ЮТэйр" будет первой авиакомпанией, получившей новые самолеты, а Red Wings уже восстанавливает летную годность использованных Ту-214.

В апреле 2022 года в Казани была озвучена схема увеличения производства этого самолета. Премьер-министр республики Алексей Песошин заявил, что казанский авиазавод должен выпустить три самолета в 2023 году, семь - в 2024 году и 10 - в 2025-2026 годах. Планы производства Ту-214 были скорректированы в комплексной программе развития авиаотрасли. На 2026 год запланирован выпуск 15 самолетов, а с 2026 года и в последующие годы авиазавод должен будет строить 20 самолетов ежегодно.

Ту-214 в цехе окончательной сборки
Ту-214 в цехе окончательной сборки

Планы весьма амбициозны, учитывая, что цикл производства Ту-214 составляет около 24 месяцев. У казанского авиазавода есть два стапеля для строительства этого самолета, но для выполнения поставленных задач нужен еще, по меньшей мере, один.

В июне 2022 года заместитель председателя правительства Юрий Борисов заявил, что для запуска серийного производства Ту-214 в необходимом количестве потребуется от трех до пяти лет. Это потребует модернизации производства, обучения и подготовки персонала, для чего нужны финансовые ресурсы.

Идет борьба за эти средства. В июле 2023 года казанская газета "Бизнес-онлайн" выразила мнение, что Ту-214 может стать опорой "пасынка авиапрома" и в 2023 году принести финансовый поток, в отличие от МС-21, производство которого пока остается неопределенным. Информационный источник считает, что Ту-214 способен вытеснить МС-21 с рынка.

Авиалайнер Ту-214 готов к выкатке
Авиалайнер Ту-214 готов к выкатке

В руководстве по эксплуатации самолета Ту-214 указано, что при коммерческой нагрузке в 20 760 кг самолет может пролететь на 5200 км. При коммерческой нагрузке в 11 110 кг он может преодолеть расстояние 7200 км. Максимальная коммерческая нагрузка самолета, установленная сертификатом типа, составляет 25 200 кг, и в этом случае дальность составляет всего 3800 км. Таким образом, авиакомпании будут выбирать количество пассажиров и груза в зависимости от пассажиропотока на конкретных маршрутах и устанавливать необходимое количество топлива для экономичного полета.

Однако, помимо дальности полета, на экономическую привлекательность самолета влияют также стоимость аэропортовых сборов за каждую тонну максимального взлетного веса самолета и стоянку. Максимальный взлетный вес Ту-214 по сертификату типа составляет 110 750 кг, а МС-21 - 79 250 кг. Фактические значения будут несколько меньше, но разница останется значительной из-за меньшего веса МС-21.

Стоимость стоянки в аэропортах зависит от размаха крыла. По этому показателю МС-21 относится к III группе ИКАО (до 118 футов, 36 м), а Ту-204/214 - к IV группе (137 футов, 42 м). Разница в размерах требует различных мест для стоянки и соответственно более высокую оплату за Ту-214.

Такое манипулирование цифрами только на руку интересам Татарстана и Казанского авиазавода, а его планы по производству Ту-214, мягко говоря, несколько далеки от реалий.

По моему мнению самолеты Ту-214 будут интересны только российским авиакомпаниям, а также перевозчикам в странах, таких как Куба, Северная Корея и Иран. Что касается успешной разработки новых моделей самолетов, то для этого необходимо единство и поддержка со стороны правительства и инвестиции в модернизацию производственных площадей и обучение кадров.