С удивлением обнаружил в центре Феодосии, на улице Горького, новый памятник. Поставлен он, судя по всему, не более полутора лет назад. Это Иван Поддубный, я его издалека узнал.
Поддубный был моим героем. Подростком я сам ходил в секцию классической (греко-римской) борьбы и даже выиграл юношеский чемпионат города Армавира, где тогда жил. Кто-то из взрослых ребят показал мне старый купеческий особнячок неподалёку от нашего дома и сказал, что здесь останавливался Иван Поддубный, когда однажды приезжал в наш город с цирком. Я после этого, каждый раз, проходя мимо, задерживал дыхание от восторга.
Я мечтал стать чемпионом мира, как Поддубный. И не только я. Все мои дворовые друзья знали кучу настоящих, а также придуманных историй про непобедимого "чемпиона чемпионов", как называли великого борца.
Одна из любимых историй была про схватку Поддубного с хитрым французским атлетом за звание чемпиона мира. Француз знал, что не сможет выстоять против русского богатыря, поэтому перед схваткой намазал тело маслом. Как ни пытался Поддубный взять француза в захват, тот каждый раз ловко выскальзывал. А поскольку поединок происходил в Париже, было понятно, что в случае ничейного результата победу отдадут французу. Судьи были предвзяты и на заявление Поддубного, что француз жулит, никак не реагировали. Тогда Поддубный схватил соперника за ноги и бросил на опилки - в те времена состязания борцов происходили на арене цирка. Судьи сразу засвистели, закричали, что это нарушение правил - в греко-римской борьбе нельзя делать захваты ниже пояса. Но Поддубный не сразу отпустил француза, а некоторое время катал его по арене, переворачивая с боку на бок. Хорошо извалял француза в опилках, а когда судьи возобновили поединок, тот уже не смог выскользнуть из крепкого захвата нашего чемпиона. А Поддубный бросил француза через бедро, и ещё сам шмякнулся ему на грудь своими 120 килограммами. После этого француза унесли с арены за руки-за ноги, а судьям ничего другого не оставалось, как отдать чемпионский пояс русскому борцу.
Значительно позже, уже будучи спортивным журналистом, я стал изучать архивные материалы про русских атлетов конца XIX-начала XX века. Собирал книги, ходил в библиотечные архивы. Особенно интересными оказались журналы "Геркулес" и "Синий журнал", в которых публиковалось много историй о борцах. "Геркулес" издавал знаменитый в те времена спортивный журналист, тренер и организатор состязаний "Дядя Ваня" - Иван Владимирович Лебедев. Он и сам был известным атлетом и профессиональным борцом.
Оказалось, что парижская история с изобретательным французом реально была. Тот действительно намазался маслом и ловко избегал стальных захватов Поддубного. Только настоящий конец истории оказался немного другим. Француз так и не дал себя бросить, и счет остался ничейным. А судьи в итоге отдали победу французу с формулировкой "за грамотные уходы от атак". Но через год чемпионат Мира проводился в Петербурге. Натереться маслом французу не позволили, и Поддубный в финальном поединке раскатал его с явным преимуществом. Тоже неплохая история, но наша, мальчишечья версия, согласитесь, была интереснее.
Сразу вспомнилась ещё одна популярная среди армавирских пацанов "правдивая история" про Николая Озерова. Это был популярнейший спортивный комментатор. Телевизор тогда только-только начал появляться, и большинство народа слушало радио. А там Озеров. Комментирует все международные футбольные матчи. Отлично это делает, зажигательно. Не репортаж в прямом эфире, а настоящее представление. И великолепное, восторженное, известное всему Советскому Союзу, озеровское "Гоооооол!!!!".
Все советские болельщики Озерова обожали, а мальчишки пересказывали друг другу легенды. Потом уже я узнал, что Озеров был известным теннисистом, Заслуженный мастер спорта СССР, 24-кратный чемпион Советского Союза. По-моему, его достижение до сих пор никто не повторил. Но мы тогда почему-то были уверены, что Озеров был футболистом. И не простым, а самым знаменитым во всем мире.
Самая популярная история о спортивных подвигах Озерова повествовала про товарищеский матч советской команды с бразильцами. Бразильцы, хоть и были чемпионами мира по футболу, но очень боялись проиграть нашим. Поэтому поставили в воротах ученую человекоподобную обезьяну. Обезьяна без труда вытаскивала любые "девятки". Бразильцы нам забили, а у нас никаких шансов не было. И даже Озеров - лучший в мире бомбардир - не мог ничего поделать, потому что к тому времени, ему, решением международных судей, запретили бить по воротам правой ногой. Удар с правой у него был смертельным, мог зашибить вратаря. Поэтому на каждый матч Озеров был обязан надевать на правую ногу красную повязку, чтобы судьи видели, какой ногой он бьёт.
В перерыве между таймами, Озеров переместил повязку на левую ногу. И уже в начале второго тайма ударил по центру ворот своей "смертельной" правой. Глупая обезьяна, конечно, ничего не поняла и радостно приняла мяч на грудь. Но удар был такой силы, что её вместе с мячом забросило за линию ворот. Судьи сначала гол засчитали, но потом увидели, что Озеров поменял повязку, мяч не засчитали, а Озерова удалили с поля. Однако бразильцам пришлось менять вратаря. У обезьяны от удара лопнули кишки и её унесли с поля. После этого наши смогли забить гол нормальному вратарю, и товарищеский матч закончился вничью.
Я бы сейчас мог вам заодно рассказать леденящую душу историю про "чёрную руку", но, думаю, вы её и без меня знаете. Да и это уже совсем другая история, не спортивная.
А памятник Поддубному мне понравился. И он тут к месту. Ведь наш легендарный атлет, до того, как начать свою спортивную карьеру, работал грузчиком в Феодосийском порту. А однажды в Феодосию приехал с гастролями цирк с борцами. И как водится, перед началом, ведущий предложил почтенной публике испытать удачу в поединке с настоящим борцом. Известный среди грузчиков 25-летний силач вышел на арену и легко заломал одного за другим трех профессиональных атлетов. И тут же получил предложение присоединиться к команде борцов.
Насколько правдива эта история, я не знаю. Не исключено, что это тоже была одна из выдумок гениального мистификатора "Дяди Вани", который сумел сделать не очень-то зрелищную классическую, или как её тогда называли, французскую, борьбу, самым популярным видом спорта. А цирковые состязания борцов - захватывающим и доходным мероприятием.