Демерджи — наша давняя любовь. Эта крымская гора, единожды будучи увиденной, манит вновь и вновь — в любое время года. Зимой здесь как никогда велик шанс встретиться со сказкой. И мы такого шанса упускать не собирались. Подъём на Демерджи возможен множеством путей, и мы, поразмыслив, решили избрать дорогу, которой обычно спускались. Тропа эта богата панорамными видами — и на Южную Демерджи, и на Северную. И нам захотелось использовать возможность полюбоваться ими без спешки — коей обычно сопровождается в наших походах дорога вниз.
Вообще-то, думается, деление Демерджи-яйлы на две части довольно условное — это один мир, разнообразный, но всё же единый. Каждая крымская яйла по-своему уникальна, по-своему узнаваема. И где бы на просторах Демерджи ты ни оказался — в Долине Привидений, у Джурлы, на просторах Северной или над обрывами Хапхала — всё равно какой-то подкоркой ощущаешь, что ты именно на Демерджи. Меж тем, между маленьким «аппендиксом» южной горы и громадой яйлы есть поясок-понижение, называемый Демерджийским Седлом. Вот к нему-то для начала мы и решили подняться — а куда отправиться дальше решим на месте.
Итак, мы выбрались из автобуса у поворота на Лучистое. Теперь — вперёд, искать начало нашей тропы! Погода стояла прохладная, пасмурная — изредка обнадёживающая просветами в небесах. Но, в общем-то, совсем не пейзажная…
Меж тем, настроение было лучше некуда. В предвкушении встречи с любимыми местами мы бодро дошагали по дороге до Лаванды и свернули у речки — как ни странно, носящей название Демерджи — в просторную долину. После поворота на грунтовку темп, правда, пришлось сбросить. Покрытая ледком дорога вкупе с углом подъёма несколько затрудняли передвижение.
Но зато — через облака начало-таки проглядывать солнышко! Синие окошечки среди перистой пушистости на небе выглядели очень яркими, и лучи солнца, падавшие на украшенные каменными зубцами заснеженные склоны гор, зажигали пейзаж самыми волшебными красками. В море плавилось червонное золото ослепительно-ярких бликов. А когда солнце вновь пряталось в тучи — серебристая пасмурность заполняла весь необъятный простор над долиной, и это тоже было сказочно красиво…
Слева вдруг открылся из облаков величественный Ангар-Бурун — восточная вершина Чатыр-Дага. Туда мы тоже обязательно сходим — буквально через пару дней...
На холмах паслись лошади — непременный атрибут подножий Демерджи. Из кустов рядом с нами вышел чудный рыжий жеребёнок, гладкий и весь какой-то добротный — этакое «Богатырский конь. Детство»… Яркая палитра сменялась приглушённым благородством красок, а ветреная свежесть — тихим теплом, когда тропа ныряла в ложбинки между холмами. Так что мы были основательно заняты, меняя объективы на камерах и варьируя количество одежды. И как-то незаметно успели подняться к памятному озерцу, от которого начинается дорога на яйлу.
Оно застыло среди могучих жёлтых камышей, скованное серебристо-синим льдом, неподвижное, как и всё вокруг. Солнышко в очередной раз нырнуло в тучи, и заснеженный лес вокруг озера подёрнулся прохладной колдовской поволокой. Мы счистили снег с лавочки у озера, уселись за столик и устроили тихий завтрак, любуясь заколдованным озером за чашкой чая? Дорога была чудесной, обещала впереди быть ещё лучше, и настроение наше по-прежнему было предвкушающе-приподнятым…
Немного подумав, мы решили не ходить вверх грунтовкой, а отыскать тропку-сокращёнку по лесу. И хорошо сделали — как позже выяснилось. Тропа нашлась сразу, и мы зашагали вверх по бойким цепочкам собачьих следов. Ах, как прекрасен заснеженный горный лес, как волшебны причудливые кряжистые буки на склонах! Хотелось раскланиваться с каждым, но надо было торопиться, подъём на седло хоть и не слишком длинён, но всё же требует времени…
А меж тем собачий авангард вдруг решительно свернул вправо, презрев уводящую влево тропу. Она была основательно заметена снегом, но всё же читалась, и мы решили следовать людским следам, а не звериным. Кто их знает, эти собачьи тропы… Тем временем снова проглянуло солнышко, и синее-синее небо засияло над ветвями буков. Лес сделался радостным и цветным. Мы же, одолев крутой подъём, выбрались с сокращёнки на грунтовку. Аккурат к роднику «Юбилейный»!
Попив вкусной ледяной водички, бьющей фонтанчиком из камня, мы решили отыскать по соседству геокэшерский тайничок. Стараясь сильно не топтать, залезли вверх по склону след-в-след, и, рискуя сверзиться вниз подобно скоростным леммингам, распотрошили-таки заветный клад. Первый в этом году! Страшно довольные, сползли потихоньку на дорогу, ещё раз приникли к родничку — и снова вверх и вверх.
Вот тут-то и поняли мы, как были правы, взбираясь заснеженной тропкой. Грунтовка, разъежженная колёсами джипов, оказалась ледяной и, соответственно, очень скользкой. Под нашим любимым буком у поворота на сокращёнку автолюбители устроили пикник, так что мы поклонились буку на ходу — и поползли вверх, поскальзываясь на коварном льду. Благо, до седла уже оставалось недалеко.
Сперва показался просвет с кусочком синего неба — в конце глубокого туннеля дороги.
Потом начали раскрываться пасмурные небеса.
Пейзажи распахнулись сразу, за несколько шагов — и мы ахнули, потянулись за камерами. Вместе с простором обрушился ледяной ветер — но какая же вокруг была красота! Сказочная красота, и грех было жаловаться на ветер — ведь он был соавтором этой ледяной красоты, художником, писавшим вместе с морозом эту прозрачную зимнюю акварель.
Седой иней на соснах, кусты в белоснежном убранстве, тёмно-синяя даль… Мы вышли из туннеля зажатой лесом дороги на бесконечный простор, и куда ни повернись — на все стороны света здесь царила идеальная красота, изысканная, сияющая самыми волшебными формами и красками. Никогда такого не увидишь в среднерусских широтах, это что-то абсолютно особенное, горное, эта палитра доступна только перепадам высот, погружённым в зимние холода. Внизу над синим морем бежали облака, серебрилась сосновая шкура склонов, а когда проглядывало солнце — этот серебристый мех вспыхивал зеленоватым золотом. Было восхитительно до слёз, ветер продувал не на шутку, мёрзли пальцы, не желавшие отпускать камеру… Красота звала на все стороны света, разбегались глаза. Куда пойти: на Северную Демерджи? На Южную? На Джурлу?.. Хотелось всего, но всё охватить было невозможно. Оценив оставшееся нам время до заката, мы приняли решение: идти по кромке Северной в сторону Ангарского перевала. И ни разу о своём решении не пожалели!
4 января 2015 г.