Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Как контрразведчики взяли немецкого агента благодаря внимательности. А чтобы поймать остальных, устроили настоящий «спектакль»

В августе 1944 года по оперативной информации армейской контрразведки в военкомате города Резекне Латвийской ССР, только что освобождённого от фашистов, должен был появиться немецкий агент. И под видом обычного горожанина записаться в армию. На него имелись особые приметы, по которым опознавать шпиона отправили чекиста Михаила Андреевича Поспелова.

В освобождённом Резекне. Конвоирование немецких военнопленных
В освобождённом Резекне. Конвоирование немецких военнопленных

Немецкий агент назвался сотрудникам военкомата и предъявил документы на имя Виктора Семёновича Павлова. Который якобы попал в плен раненым, а потом с приближением фронта бежал с работ в Пруссии. Скрывался в Латвии, а теперь с освобождением пришёл записаться добровольцем, чтобы искупить вину плена.

Поспелов подошёл к агенту и сказал прямо – им известно, что он агент абвера и закончил школу обучения в Валге. Шпион был потрясён и не сразу взял себя в руки. После допроса в Управлении контрразведки фронта он сдал тайник, шпионское оборудование, радиопередатчик и запас продуктов.

Но из сообщения из Валговской школы нашего разведчика было известно, что в этот район заброшено ещё трое. Все снабжены связью, оружием и умеют собирать развединформацию. Павлову пообещали смягчение приговора в случае, если он поможет взять остальных. Он согласился. Но гарантии, что Павлов поведёт себя по-другому не было. В помощь Поспелову дали молодого чекиста и шофёра, прошедшего «за баранкой» с первого года войны.

По правилам абвера каждый действующий шпион был знаком только с тем, кто действовал рядом. Поэтому чекисты надеялись взять следующего агента – Куртиса. И так по цепочке выйти на остальных. По замыслу контрразведчиков Павлов должен был убедить Куртиса уйти в латышские партизаны. И сказать, что он сам уже дал такое согласие, указав на Поспелова в качестве «партизана».

Латышский хутор
Латышский хутор

По пути агент попросил ненадолго заехать на хутор, где скрывался. Сказал, что там у него живёт подруга. Чекисты пошли на риск и разрешили ему пойти одному, хотя заняли точки наблюдения вблизи дома. Он вышел позднее, когда чекисты уже решили, что упустили его.

Но дальше ехал спокойно. Перед нужным хутором Павлов спешился и пошёл вперёд один. Сопровождающие же имитировали ремонт машины. Игра была очень опасной. Павлов вполне мог договориться с Куртисом и быстро перестрелять их, когда бойцы подойдут ближе.

Через час обговоренного времени контрразведчики двинулись на хутор. На крыльце дома сидели Павлов и молодой парень с рукой, опущенной в карман. Там явно было оружие. Это и был Куртис. Судя по разговору, его «вербовка в партизаны» Павловым явно удалась.

Поспелов сказал ему, что они ищут на освобождённых территориях людей, желающих пойти в партизанский отряд, бороться с фашистами. Как сколотят несколько групп, перейдут через линию фронта. Поехали в соседнее село.

Обучение в школе абвера предполагало получение различных навыков
Обучение в школе абвера предполагало получение различных навыков

По дороге Поспелов, который действительно какое-то время провёл в партизанах, рассказывал, как действуют партизаны. Рассказал даже несколько реальных историй. Ночевать решили в машине, где каждый был на виду. У костра на берегу поужинали и расположились на сон – шофёр в машине, остальные в кузове.

Поспелов «присматривал» за абверовцами первым. Ночью он пережил несколько неприятных минут, когда Куртис уходил по естественной надобности, но тот вернулся. Утром Поспелов снова попытался вывести агентов на разговор, не знают ли они кого в окрестностях, чтобы в отряд можно было взять. Он понимал, что Павлов действительно не знает, а вот Куртис почему-то не признавался.

Так объехали несколько хуторов. После чего на привале подошёл Павлов и потихоньку шепнул, куда стоит заехать. Оказывается, ему посоветовал Куртис. Через некоторое время шофёр вблизи нужного хутора «проколол колесо». Нужен был один человек на разведку, есть ли в хуторе мужики. Вызвался узнать Куртис. Цепочка агентов потянулась раскручиваться дальше.

Через полтора часа уже отчаявшиеся чекисты решили сами ехать на хутор вместе с Павловым. Но почти сразу встретили по пути Куртиса, рядом с которым шёл рослый и плечистый мужик. Поспелов присмотрелся к нему внимательно. Такой мог уложить одним ударом.

Михаил Андреевич Поспелов - через долгие годы после войны / Михаил Поспелов
Михаил Андреевич Поспелов - через долгие годы после войны / Михаил Поспелов

Теперь потихоньку продвигались в сторону управления. Но когда в очередной раз по-настоящему заглохла машина, ночевать пришлось идти на ближний хутор. Очень уж Куртис со здоровяком не хотели спать в кузове. Поспелов всю ночь следил за тремя агентами, доверять которым ничто не располагало.

Почти у самого въезда в город «голосовал» пешеход. Не взять его и вызвать подозрение у шпионов было невозможно. Оказалось, что тот сидел с одним из агентов в концлагере. К счастью, случайный пассажир сошёл раньше.

Когда подъехали к управлению, на шлагбауме стоял новичок, не знающий Поспелова в лицо, и потребовал документы. Крайне опасно было показывать удостоверение сотрудника СМЕРШа почти на глазах у шпионов, но Михаил Андреевич сумел сделать и это. Когда он обернулся к машине, все шпионы спокойно сидели в кузове.

Плакат СМЕРШ военного времени
Плакат СМЕРШ военного времени

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

«Спектакль» закончился в следственном отделе Управления контрразведки фронта. Там здоровяк сдал четвёртого шпиона, которого чекисты взяли в тот же день. Так была обезврежена очередная, одна из многих групп абвера. Майор Поспелов и его помощники провели блестящую операцию.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.