Найти тему
Русский музей

Василий Суриков: 5 фактов о жизни и творчестве. К выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»

В Русском музее проходит масштабная монографическая выставка Василия Сурикова. Впервые за 90-лет открылась экспозиция, посвященная творчеству известного мастера исторической живописи. Делимся с вами интересными фактами биографии и рассказом об избранных произведениях художника из собрания Русского музея.

Мечтая поступить в Академию художеств, Василий Суриков отправился в Санкт-Петербург из Красноярска с рыбным обозом.

Василий Суриков с матерью Прасковьей Федоровной и братом Сашей. Красноярск. 1868 (перед отъездом в Академию художеств). Русский музей
Василий Суриков с матерью Прасковьей Федоровной и братом Сашей. Красноярск. 1868 (перед отъездом в Академию художеств). Русский музей

Василий Суриков родился в 1848 году в Красноярске, в семье коллежского регистратора (так назывался младший чин в гражданской службе). В его роду были донские казаки и крестьяне.

Детство и юность художника прошли в окружении суровой сибирской природы и быта, существенно отличавшегося от столичного. В жизненном укладе сибиряков сохранялось много старинных обычаев.

«…Люди были мощные и сильные духом: «Душа крепко сидела в ножнах своего тела… Нравы жестоки были…», — пересказывал Максимилиан Волошин свои беседы с мастером.

Это во многом сформировало стойкий характер художника и по-своему предопределило интересовавшие его сюжеты и темы.

Вид на Красноярск с сопки. 1890-е. Русский музей
Вид на Красноярск с сопки. 1890-е. Русский музей

Первые серьезные уроки рисования Василий Суриков получил от профессионального художника Николая Гребнева в Красноярском уездном училище. Он всячески старался развивать талант мальчика: брал с собой на пленэрные этюды, поручал копировать гравюры, рассказывал о Брюллове и Айвазовском.

Юноша загорелся идеей учиться в Академии художеств. Но это было трудно осуществить. Его отец умер рано, семья жила скромно. В те времена даже дорога из Красноярска в Петербург была долгой и трудной.

«Мать какая у меня была: видит, что я все плачу —горел я тогда, так мы решили, что я пойду пешком в Петербург. Мы вместе и план составили: пойду я с обозами, а она мне 30 рублей на дорогу давала…», —рассказывал Суриков.
Енисей. 1891. Русский музей
Енисей. 1891. Русский музей

Пешком идти все же не понадобилось. О талантливом юноше узнал сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов и решил принять участие в его судьбе. Впоследствии Кузнецов будет выплачивать Сурикову стипендию в течение всего времени обучения, приобретать его первые картины, заботиться о здоровье. А начиналось все так:

«Он (Кузнецов) в Петербург рыбу посылал в подарок министрам. Я с обозом и поехал. Огромных рыб везли: я наверху воза на большом осетре сидел. В тулупчике мне холодно было, коченел весь. Вечером как на станцию приедешь — пока еще отогреешься...», — рассказывал художник.

Суриков отправился из Красноярска зимой 1868 года. Дорога в Санкт-Петербург заняла несколько месяцев. Первая попытка поступления в Академию провалилась – не хватило навыков. Но Суриков не отчаялся, летом учился в школе Поощрения художеств, а осенью 1869 года снова участвовал в экзаменах. Наконец его мечта осуществилась, началась волнующая пора учебы в прославленных стенах Академии художеств.

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870. Русский музей
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870. Русский музей

В Академии художеств у Василия Сурикова было прозвище «композитор».

Нет, он не писал музыку. Такое прозвище товарищи дали Сурикову за его особую любовь к построению композиции.

Изгнание Христом торгующих из храма. 1873. Академический эскиз. Русский музей
Изгнание Христом торгующих из храма. 1873. Академический эскиз. Русский музей

Студентом Суриков был увлеченным, учился страстно и гордился своими успехами. Нередко на конкурсах он получал медали и денежные премии. Впоследствии художник примкнул к товариществу передвижников, но против Академии не бунтовал и был благодарен за те навыки, которые получил в годы учебы.

Уже многие его ученические эскизы обнаруживают стремление гармонично выстроить сложную многофигурную композицию, что станет отличительной чертой последующих произведений художника.

Пир Валтасара 1874. Академический эскиз. Русский музей
Пир Валтасара 1874. Академический эскиз. Русский музей

Ряд учебных работ Василия Сурикова также представлен на выставке в Русском музее.

Написанию картины «Взятие снежного городка» (1891) предшествовала тяжелая личная драма художника.

Взятие снежного городка. 1891. Русский музей
Взятие снежного городка. 1891. Русский музей

После окончания Академии художеств Василий Суриков в скором времени переехал в Москву, где и прожил большую часть жизни. Но мастер никогда не забывал о тех местах, где прошло его детство. В сибирских просторах он черпал вдохновение и находил темы для произведений, родная земля давала ему силы для преодоления жизненных трудностей.

Когда в 1888 году от болезни сердца умерла его любимая жена, Елизавета, художник был безутешен, практически забросил занятия живописью. В этот тяжелый период он писал брату Александру:

«Милый Саша!.. Жизнь моя надломлена. Что будет дальше, и представить себе не могу».

Василий Суриков к тому времени стал состоявшимся, знаменитым художником: уже были созданы «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». А его брат Александр Суриков, который был младше на 8 лет, жил в Красноярске в том же доме, где прошло их детство, вел простую, тихую жизнь.

Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» Василий Суриков с братом Александром и дочерьми Еленой и Ольгой. 1888. Русский музей
Фотографическая фирма «Шерер, Набгольц и Ко» Василий Суриков с братом Александром и дочерьми Еленой и Ольгой. 1888. Русский музей

Единственным далеким путешествием Александра Сурикова стала поездка в Москву – он отправился туда, чтобы навестить брата и убедить его вернуться в Красноярск. Александр, вместе с матерью Прасковьей Федоровной, рассудили, что именно поездка в родной город и окружение близких людей, как ничто иное, помогут Василию Сурикову излечить душевные раны. Так и случилось.

Возможно, идею написания полотна «Взятие снежного городка» также подал живописцу брат. На этой картине Александра можно узнать в толпе сибиряков.

Фрагмент картины «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей
Фрагмент картины «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей

Это жизнерадостное полотно изображает известную в Сибири старинную народную забаву, которую Василий Суриков видел еще ребенком.

Соревновались две команды, одна из которых обороняла снежную крепость, а другая стремилась ее разрушить. Ветками участники отпугивали лошадей и мешали всадникам. Момент разрушения крепости становился кульминацией, торжеством искрометного народного веселья. Полотно наполнено яркими эмоциями, азартом, чувством единения. В сложной композиции много динамики, которую живописно дополняет красота зимнего пейзажа.

«На снегу писать, — все иное получается, — говорил художник, — вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых…».

В Красноярске Василий Суриков провел полтора года, а затем вернулся в Москву. Картину «Взятие снежного городка» приняли далеко не все современники художника: после исторических полотен бытовой сюжет казался несерьезным, тема – недостойной знаменитого исторического живописца.

Но это произведение очень много значило для автора, и он не сомневался в его ценности. В этом полотне он воспевал удаль, богатырскую силу народа, традиции родной земли.

Картина «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) была куплена императором Николаем II за рекордную сумму – 40 000 рублей. На тот момент это была самая высокая цена за произведение русской живописи.

Покорение Сибири Ермаком. 1895. Русский музей
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Русский музей

«Покорение Сибири Ермаком» – масштабное многофигурное историческое полотно. На его создание художник потратил около четырех лет, для подготовительных этюдов и зарисовок путешествовал по отдаленным районам Сибири.

В этой картине также звучит тема родного края, на этот раз художник обращается к его героическому прошлому.

Сюжет полотна посвящен битве дружины Ермака с многочисленными полчищами хана Кучума в 1582 году. Поход Ермака Тимофеевича способствовал прекращению разбойных набегов на приграничные территории и положил начало присоединению сибирских земель, включению их в состав России.

Композиционную задачу картины автор сформулировал так: «Хотелось передать, как две стихии встречаются, и одна начинает одолевать».

В лодке. Между 1891–1894. Этюд. Русский музей
В лодке. Между 1891–1894. Этюд. Русский музей

Войско Ермака мощным клином врезается во вражеские ряды. А пестрое по составу войско Кучума словно волной стекает с холма и оказывается прижато к склону. Оно многочисленно, но разобщено и не выдерживает натиска. Бойцы хана еще сражаются, но на их лицах – испуг, смятение, неуверенность, некоторые пытаются бежать.

Картина сыграла знаковую роль в жизни художника: она была приобретена императором для недавно созданного Русского музея за рекордную сумму, а после ее написания Василий Суриков получил звание академика Императорской Академии художеств.

Произведения художника всегда ценились высоко. При этом, Суриков практически никогда не писал на заказ. Его единственная заказная работа – эскизы для росписи Храма Христа Спасителя, исполненные сразу после окончания Академии художеств.

Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи ХХС. 1876. Русский музей
Первый Вселенский Никейский Собор. Эскиз росписи ХХС. 1876. Русский музей

С оговорками, заказными могут считаться некоторые портреты, но они, как правило, были написаны по просьбам друзей семьи.

Мастер самостоятельно выбирал темы для произведений и мог работать над одной картиной столько, сколько считал нужным – на написание одного полотна порой уходило несколько лет. При этом именно живопись оставалась основным источником его дохода.

Создавая образ главного героя для картины «Степан Разин» (1906), Василий Суриков использовал эскизы, имевшие в том числе автопортретный характер.

Степан Разин. 1906. Русский музей
Степан Разин. 1906. Русский музей

«Степан Разин» – последнее многофигурное полотно Василия Сурикова.

Степан Разин – предводитель крестьянского восстания. На картине изображен эпизод его возвращения из успешного персидского похода. Струг наполнен трофеями, на дно постелен роскошный ковер, герои веселы и беспечны. И только сам атаман задумчив и серьезен. Среди его верных сподвижников нет никого, кто мог бы понять его мысли и состояние души.

Художнику всегда очень важна была не только историческая, но и психологическая убедительность, «правда лиц»: героев картин он писал с живых людей, своих современников.

Найти точный прототип для задуманного героя было столь важно, что порой живописец даже преследовал на улице людей, которые казались ему подходящими, и не отступал, пока не добивался согласия позировать.

Лицо главного героя этого произведения неоднократно переписывалось, но некоторые этюды образа Степана Разина сохраняют черты самого художника.

Этюд – вариант головы Степана Hазина. 1910. Русский музей
Этюд – вариант головы Степана Hазина. 1910. Русский музей

После смерти супруги Василий Суриков никогда больше не женился. У него было две дочери, со временем появились внуки.

Художник переезжал с места на место, собирая этюды для своих картин, много путешествовал. Как отмечал Максимилиан Волошин:

«Жил он всю вторую половину своей жизни настоящим кочевником – по меблированным комнатам, правда, по дорогим и комфортабельным, но где ни одна вещь не говорила об его внутреннем мире. Но всегда и всюду с ним переезжал большой старый кованый сундук, в котором хранились рисунки, эскизы, бумаги, любимые вещи…».
Автопортрет. 1915. Русский музей
Автопортрет. 1915. Русский музей

Некоторые авторы считают, что на картине «Степан Разин» автор затронул тему одиночества лидера или вообще одиночества великого человека. Не только среди толпы, но и среди сподвижников.

Василий Суриков не преподавал, учеников у него не было. Всю жизнь он посвятил творчеству. Масштаб его таланта, своеобразие характера и избранный путь живописца отечественной истории делают его искусство уникальным явлением в русской живописи.

Александр Суриков в 1920 году составил завещание, по которому имевшиеся в его распоряжении картины Василия Сурикова, личные вещи и «все, что будет сочтено необходимым» оставалось музею. Александр стал последним из семьи, кто жил в родовом доме Суриковых до своей смерти в 1930 году.

Сейчас там находится мемориальный дом-музей.

Фотограф П. В. Тюрин. Дом Суриковых в Красноярске. Вид со двора. На крыльце сидит брат художника Александр. 1926. Русский музей.
Фотограф П. В. Тюрин. Дом Суриковых в Красноярске. Вид со двора. На крыльце сидит брат художника Александр. 1926. Русский музей.

Выставка произведений Василия Сурикова в Русском музее работает до 13 мая 2024 года.

Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ – традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея.