Почему социальные изменения, много лет безнадежно ожидаемые, несмотря на предпринимаемые усилия, обвально происходят в произвольный момент без видимого повода? Логика подсказывает, что просто набирается критическая масса причин, и тогда поводом может стать всё, что угодно. Но у автора другой, очень любопытный и нестандартный взгляд на предмет.
Книга была написана в 2000-2002 годах, но я не жалею, что прочитала ее сейчас. За эти годы не произошло ничего, что стопроцентно опровергло бы его теорию. Не возникает впечатления Старика Хоттабыча, отвечающего урок географии в советской школе 🧙♂️ Некоторые мысли оказались пророческими:
Когда люди перегружены информацией, они вырабатывают невосприимчивость к традиционным формам охвата. Вместо этого они обращаются за советом и информацией непосредственно к людям, которые окружают их в жизни и которые пользуются их уважением и доверием.
Это наблюдение автор сделал в 2002 году, когда заметил, что ему приходит слишком много спама и электронная почта, такой многообещающий еще недавно инструмент рекламы, испортился. Он предсказал, таким образом, появление инфлюэнсеров.
В таких книгах очень важно соблюдать баланс между теорией и примерами из жизни, иначе получится либо сухой занудный бубнёж, либо сборник побасенок - хорошо если новых и прошедших факт-чекинг. Автору это удалось.
Вот один из интересных примеров. На каждой упаковке любого продукта всегда есть телефон компании для того, чтобы клиент мог позвонить при возникновении вопросов. Я всегда думала, что это средство от лишних расходов: пусть какой-нибудь вечный жалобщик позвонит и выскажет всё, что на душе накипело, чем найдет адвоката и подаст в суд ⚖️ Оказывается бывают полезные звонки и компании ожидают их.
А еще я неожиданно получила ответ на вопрос, который мучил меня, когда сын был маленьким. Почему дети в определенном возрасте готовы слушать/смотреть одну и ту же историю снова и снова? (выводя из терпения родителей 😵). А потому что
…движущей силой дошкольника является не поиск новизны, как в случае со старшими детьми, а поиск понимания и предсказуемости. Для маленьких детей повтор - это большая ценность. Они его требуют.
Эта особенность возрастной психологии стала очевидной в ходе создания детских образовательно-развлекательных программ в США.
Какие интересные идеи можно почерпнуть из этой книги?
- Паттерны социального поведения распространяются по законам эпидемиологии. Распространителями являются люди определенных типов. Здесь вспоминается старая реклама шампуня. Девушка предлагает друзьям идею для вечеринки, но ее никто не слушает, потому что ее волосы висят унылыми прядями. Но как только прическа обретает объем, друзья делают так, как она предлагает 🎉 Сама часто думаю, где бы взять шампунь с подобным эффектом…
- Когда социологи спорят, что больше влияет на поведение человека, генетика или воспитание, никто не принимает всерьез внешнюю среду - ту, которая существует в момент поведения и называется обстоятельствами. Принято считать, что честный человек никогда не украдет. Но есть же пословица «Плохо не клади, вора в грех не вводи» (Не только в России, кстати. Итальянцы говорят L’occasione fa l'uomo ladro). Здесь же автор приводит «теорию разбитых окон». Ее сейчас заклеймили как крайне правую - реакционную, как говорили во времена моего детства, - потому что следование этой тактике породило всплеск полицейского насилия по отношению к чернокожему населению. Но ничто не мешает поразмышлять о ней на досуге 🛋
В общем, это очень хорошая книга. Главное - не искать в ней исчерпывающее объяснение всем без исключения социальным явлениям.