Найти тему
Толкачев. Истории

Один интернет-канал пишет о великом педагоге Сухомлинском. Но факты свидетельствуют о другом

Оглавление

На образовательном канале «Мел» прочитал статью "8 принципов воспитания от Василия Сухомлинского. Великий советский педагог — о том, как учить и воспитывать детей"

Почему из фанатика-коммуниста, сделавшего головокружительную карьеру, вместо того: чтобы учить детей, делают ВЕЛИКОГО педагога?

Возникли вопросы!

О величии педагога...

Я то думал будут названы бестселлеры.

  • Как у Макаренко "Педагогическая поэма". Нет!
  • Помощь детям? Нет!!
  • Достижения учеников? Нет!!!
  • Научная диссертация? Есть только кандидатская: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Совсем уж далеко от науки!

В качестве аргументов величия педагога "Мел" приводит 600 статей , около 30 книг – забавное слово "около":))) , доклады и речи на съездах, беседы с родителями и письма к сыну.., цитаты.

Вот посмотрите, как дети себя ведут на его выступлении. Кроме слепого почтения - ничего не видно.

"Я злой человек" – как говаривал герой "Записок из подполья" Достоевского, поэтому скажу, что к величию все это отношения не имеет.

Карьера Сухомлинского

Педагог, за счет хорошей риторики и пиара коммунистических идей и... пронырливости, БЕЗ научных открытий, без защиты докторской диссертации: проскочил путь от директора сельской школы до члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР.

Причем его кандидатская диссертация в 1955 году звучала так: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», – науки здесь мало.

Сыграл свою роль врожденный дар приспосабливаться.

При этом для ДРУГИХ людей он советовал ДРУГОЙ путь :

"Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания".

Трудиться надо, и станешь, как Сухомлинский академиком за пару-тройку лет. Во как!

Теперь про "Мел" . Авторы выбросили из его выступлений - самое главное - пропаганду идей коммунизма - и написали так:
"Мысли Сухомлинского удивляют своей современностью".

Действительно, если у пропагандиста убрать пропаганду, то его можно сделать и буддистом, и конфуцианцем, и кем угодно.

Теперь «Мел» рассказывает об основных принципах воспитания Василия Сухомлинского.


1. Научить жить

«Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети. <…> И вот большое горе приходит тогда, когда эти взрослые дети рожают детей».

Ну то есть таким нельзя рожать? Запретить надо?

Сухомлинский говорит о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук. Если парень волокет в физике: то ему надо объяснить, что предмет о семье важнее! Вишь чего!

Разводы в семьях педагог объяснял по-протому. Мол, не понимают друг друга.

А отсутствие любви между людьми, психологическая несовместимость и т.д.?


2. Быть настоящим отцом

Здесь тоже педагог советовал личностное развитие и непрерывный труд.

Видимо, плохо соображая, что надо исктаь талант ребенка и искать пути игры, досуга, путешествий, отдыха, хобби, спорта.

Мел приводит легенду от Сухомлинского. Некий сельский врач построил теплицу не для того, чтобы там выразивать рассаду, цветы и овощи, а чтобы по утрам срывать цветок и ставить перед спящей женой. Видимо на работу или подоить корову жена по утрам не спешила.

3. Быть талантливым родителем
Здесь демагогия о собственном примере родителей и цитирую
«великой школе тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

4. Быть мудрым учителем

Конечно согласимся, что
"Даже самый пропащий и безнадёжный ученик всегда имеет хотя бы крупицу хорошего. Самая большая ошибка учителей — постоянно констатировать неуспех ученика. Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей".

Но как?

5. Воспитывать без наказаний

Здесь Сухомлинский слишком категоричен. Ведь если посмотреть в суть наказаний, то некоторые моральные и административные крайне действенны.
Мы категорически не говорим о телесных наказаниях.

6. Развивать любознательность

Здесь к бабке не ходи. Согласимся с гениальной мыслью .
"С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учите наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом".
Но почему только "В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать". А после 8-ми лет? А в 18 лет?


7. Уметь делать домашние задания быстро

Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку.
Но я никогда не понимал химию, и от моего бдения над учедником дома не выходило проку. Что бы мне сказал Сухомлинский?

-2

Позировать то он умел. тут ему не откажешь!

Демагогию в текстах педагога отмечали. В мае 1967 года профессор Вологодского пединститута Б.Лихачев в «Учительской газете», в статье «Нужна борьба, а не проповедь» обвинил Сухомлинского в том, что «вместо конкретной и четкой программы, изложенной в Моральном кодексе строителя коммунизма, вводится туманное понятие, именуемое человечностью».

Понятен намек, говоришь о "человечности": так растолкуй.

Какие тут открытия великого педагога, сложно разобрать, а взял их интернет-канал "Мел" из такой книжки "Этюды о коммунистическом воспитании"(1967). Видимо, за "этюды" он в 1968 г. и стал академиком.

Приглашаю подписываться на свой канал "Чтение историй и афоризмов"