Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психоанализ Гарри Поттера

Сегодня здесь будет немного прикладного психоанализа (это когда анализу подвергается не некто в кабинете, а продукты творчества).

Но сначала я расскажу о таком любопытном явлении, как специфические бессознательные защиты латентного периода (~возраст начальной школы): фантазия семейного романа и фантазия близнецов. Сегодня речь пойдет о первой.

Фантазия семейного романа заключается в том, что ребёнок считает своих родителей, с которыми он живет, ненастоящими. Как будто когда-то произошла подмена и где-то существуют его настоящие родители, люди куда более добрые, умные, сильные, богатые, т. е. наделенные всевозможными позитивными качествами в существенно большей мере, чем те родители, с которыми приходится жить. Цель ребенка — отыскать настоящих родителей и воссоединиться с ними, пройдя суровые испытания и развив в себе все необходимые наилучшие качества. Обычно эта фантазия не осознается ребенком, но бессознательно структурирует его поведение. Она по принципу смещенения позволяет перенести слишком сильные любовные и агрессивные импульсы с реальных фигур на вымышленные.

Думаю, именно этот феномен является одной из причин невероятного успеха Гарри Поттера: огромное количество людей, которым не знаком опыт реального сиротства, чувствуют глубокую связь с Гарри, потому что его история воплотила их бессознательные фантазии. Воспитывающие его маглы Дурсли поистине ужасны, то ли дело бесстрашные волшебники Лили и Джеймс Поттеры! Родство с ними открывает для Гарри абсолютно невероятный мир волшебства и магии.

Любопытно также, как зрело и терапевтично Джоан Роулинг разрешила линию поиска настоящего родителя Гарри в 3 части в эпизоде с патронусом: превращаясь из латентного ребенка в подростка, Гарри прощается с надеждой на идеального всемогущего отца и обретает необходимую ему силу в себе. Позже, в 6 части, он также переживает разочарование в отце, его образ деидеализируется на фоне истории с Северусом Снейпом. Образ матери при этом остаётся все таким же безупречным, что может создать определенные сложности для Джинни Уизли.

Вернемся к теории: если же отношения в семье действительно плохие, эта фантазия может достигать сознания и выливаться в дромоманию — непреодолимую склонность к побегам из дома, которая характерна именно для латентного возраста.

Здесь вспоминается советская классика — история Дяди Федора из Простоквашино. Можно предположить, что лежащая в ее основе все та же фантазия семейного романа в процессе сублимации автора обрела свою специфическую форму: мальчик сбегает из дома жить с котом и собакой. При этом кот Матроскин, например, проявляет стереотипно женские черты поведения: хозяйственность, бережливость, заботливость. И даже включается в комичный любовный треугольник с родителями Дяди Федора: «Если бы у меня такой кот был, я б, может, и не женился бы никогда».

Думаю, среди детских художественных произведений можно найти еще множество примеров данного явления. Какие пришли на ум

Автор: Гуменникова Светлана Петровна
Психолог, Психоаналитически-ориентированный

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru