Найти в Дзене

Малоизвестная страница в истории Уралвагонзавода

85 лет назад 23 декабря 1938 года на Уралвагонзаводе были пущены в эксплуатацию цехи спецпроизводства МСБ №№ 1 и 2, в начале 1939-го – № 3, предназначавшиеся для выпуска изделий военного назначения.

В отличие от множества других подразделений завода, они уже к концу 1939 года были оснащены оборудованием и практически укомплектованы персоналом для трехсменной работы. В соответствии с установившимся в СССР стремлением делать военную технику на своих станках и из своих материалов механосборочные цехи оснащались, главным образом, отечественным оборудованием. Так, из имевшихся в МСБ-1 к началу 1941 года 135 единиц только пять станков были импортными: два сверлильных (четырех- и восьмишпиндельные) завода «Хилли Верке» и три карусельных фирмы «Нейлс». Точечные сварочные машины типа АТА-40 и АТА-175 поставил ленинградский завод «Электрик».

Специально для обслуживания механосборочных цехов была создана опытная станция, где проводились различные испытания техники, выполненной с применением новых технологий или материалов.

Статус механосборочных цехов подчеркивался на Уралвагонзаводе особым их местом в системе управления. В 1938 году был создан отдел специального производства, возглавляемый заместителем главного инженера. Первым его руководителем был назначен Александр Шевырев, работавший на УВС-УВЗ с 1933 года. В свои 30 лет в 1934-м был назначен начальником инструментального цеха, затем начальником технического (технологического) отдела. В конце сентября 1939 года заместителем главного инженера по спецпроизводству был назначен его сверстник Иван Окунев, в будущем легендарный директор Уралвагонзавода. Он курировал цехи спецпроизводства во время Великой Отечественной войны.

Иван Окунев. 1950-е годы
Иван Окунев. 1950-е годы

В монографии сотрудника Института истории и археологии Уральского отделения РАН Альберта Антуфьева «Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны» отмечается, что производство специзделий военного назначения на УВЗ с 1938-го по первое полугодие 1941 года возросло в 31 раз!

Ведущим конструктором по специзделиям в 1940 году был молодой инженер Дмитриев, а со 2 ноября того же года – более опытный специалист Каштанов.

Механосборочный цех № 1

Механосборочный цех № 1 (МСБ-1) предназначался для сборки артиллерийских передков и зарядных ящиков для 122-мм гаубиц образца 1910/1930 годов. В 1940-м ассортимент расширился за счет аналогичных изделий для 152-мм гаубиц и новейших 122-мм гаубиц типа М-30. Передкам для них в конце 1940-го придавалось особое значение. На время организации серийного производства Иван Окунев был освобожден от всех других обязанностей и занимался только этим делом. Благодаря солидным материальным и кадровым вложениям МСБ-1, в отличие от вагонных цехов, обороты набрал очень быстро. Уже в феврале 1939 года был впервые выполнен месячный план, а план первого квартала даже перевыполнен.

Сборка артиллерийских передков. 1939 год
Сборка артиллерийских передков. 1939 год

В феврале 1939 года цех был разделен на два отделения: № 1 (сборка переднего и заднего ходов со сдачей под окраску) и № 2 (сборка лотков и малярные работы с окончательной сдачей). В марте окончательная комплектация и сдача изделий военпредам была вынесена из цеха на склад готовой продукции отдела сбыта. МСБ-1 отличался довольно высоким уровнем технологий и организации производства. К весне 1939 года здесь хорошо освоили контактную сварку. В апреле 1939-го группа технологов во главе с Виктором Маликовым приступила к разработке и внедрению поточной сборки.

Премии за успешную организацию производственного процесса были для довоенного Уралвагонзавода большой редкостью. МСБ-1 одним из первых вошел в список исключений, в марте 1940 года помощник начальника цеха Михаил Щукин был награжден «за правильную организацию технологического процесса сборки и достигнутую высокую производительность». В первом полугодии 1941 года заказ на передки для гаубиц М-30 был даже перевыполнен: 1388 штук при плане 1300.

С 1938-го по 1943 год начальником МСБ-1 работал Виктор Маликов. В 1943-м он был назначен заместителем начальника инструментального отдела 430, затем заместителем начальника сборочного цеха 130. 16 апреля 1946 года он возглавил цех гондол № 400, где под его руководством было восстановлено производство полувагонов. 9 января 1949 года Маликов назначен заместителем главного технолога Уралвагонзавода по вагоностроению. В этом же году он был откомандирован на Лианозовский вагоностроительный завод (сейчас электромеханический завод, Москва). Во второй половине 1940-х годов много талантливых руководителей, специалистов УВЗ приказами Министерства транспортного машиностроения СССР отправлялись восстанавливать производства на заводах в западных и центральных регионах страны.

Любопытный факт: в едином заводском хозяйстве не только гражданские цехи ковали оружие, но и оборонное производство не оставалось в стороне при решении важных народнохозяйственных задач. Так, весной 1941 года в МСБ-1 обрабатывались детали экспериментальной вагонной тележки конструкции Александра Ханина.

В годы войны цех артиллерийских передков получил шифр «455». Численность персонала практически не менялась. На 1 января 1944 года в цехе трудились 615 рабочих, из них 158 женщин.

В 1941–1945 годах цех выпускал передки для двух типов орудий – 76-мм полковой пушки и 122-мм гаубицы. Если последние были освоены еще до войны, то задание на передки для «полковушки» поступило во второй половине июля 1941 года. Первую партию из 162 единиц удалось выпустить только в октябре.

К началу войны цех располагал весьма неплохим техническим оснащением и был знаком с конвейерной сборкой. Поэтому в 1942–1943 годах основное внимание уделялось совершенствованию поточно-конвейерных методов производства. В течение 1942 года для сборки артпередков было организовано четыре конвейера – по два на каждый тип изделия. На большом конвейере передков гаубицы М-30 производились операции от клепки короба до одевания колес; на малом – от установки поручней до окраски и сдачи изделий. На двух аналогичных конвейерах собирались передки 76-мм «полковушки».

В декабре 1943 года в цехе 455 были организованы поточные линии обрезки, сверления оси передка, фрезерования и сверления кронштейна, разметки и сверления штанги, разметки и клепки ваги, что позволило значительно сократить производственный цикл.

Среди рабочих цеха известен строгальщик-стахановец Петр Никишентов. 27 декабря 1942 года он выполнил сменную норму на 1174% , за что получил благодарственное письмо от заместителя наркома танкопрома Зернова.

Всего за предвоенный и военный период на Уралвагонзаводе было произведено 63 тысячи артиллерийских передков. В первой половине 1945 года их производство было прекращено.

Механосборочный цех № 2

Механосборочный цех № 2 (МСБ-2) должен был выпускать артиллерийские колеса; в действие он был пущен на рубеже 1938–1939 годов. Первым начальником цеха был инженер Иван Домбров.

К концу марта 1939 года производство в цехе еще только налаживалось, готовой к сдаче продукции пока что не было. Конвейер сборки колес был пущен в конце года.

С 1 апреля 1940 года производство колес из МСБ-2 было передано в механосборочный цех № 1. Как отмечалось в приказе по заводу, это было сделано «в целях максимальной загрузки рабочего дня служащих и улучшения организационной структуры управления».

В том же году на МСБ-2 была возложена задача освоить выпуск двух деталей снарядов М-13 для систем залпового огня «Катюша»: крышки сопла и камеры. Начальником цеха был назначен бывший руководитель инструментального цеха Павел Ахромов. В годы Великой Отечественной войны МСБ-2 получил литер «460». Он выпустил 442 446 комплектов реактивных снарядов. В первом полугодии 1945 года производство комплектов деталей снарядов М-13 было прекращено. Любопытный факт: в качестве опор ограждения школы № 7 на улице Ватутина многие годы служили не сданные по каким-то причинам военпредам камеры с приваренными к ним крышками сопла снарядов легендарных «Катюш».

Механосборочный цех № 3

Механосборочный цех № 3 (МСБ-3) был создан на основании приказа по заводу от 2 декабря 1938 года, хотя первую продукцию выдал в начале 1939 года. Этим же приказом был назначен начальник цеха – двадцатисемилетний Алексей Андреев.

Основная продукция МСБ-3 – авиационные бомбы, разумеется, в неснаряженном виде. Заливка взрывчатых веществ производилась на заводе № 56 в поселке Северном Нижнего Тагила. В 1939–1940 годах это были ФАБ-50 (фугасные авиабомбы весом 50 кг), в начале 1941-го их сменили более мощные ФАБ-100. Первая продукция была принята военпредами в апреле–мае 1939 года.

Производство авиационных бомб. 1940-е годы
Производство авиационных бомб. 1940-е годы

При обучении работников цеха использовался опыт аналогичных производств других предприятий. Так, группа только что переведенных из разных цехов в МСБ-3 инженерно-технических работников уже 13 декабря 1938 года была отправлена на Ростсельмаш для прохождения практики. Известную помощь в упорядочении и стандартизации производства авиабомб оказала конференция ведущих специалистов-боеприпасников наркоматов среднего машиностроения и боеприпасов, проведенная на Уралвагонзаводе в январе 1940 года.

Авиабомбы требовали наличия разнообразного и сложного оборудования. В МСБ-3 действовали пескоструйные камеры, дуговые сварочные аппараты и машины точечной сварки, устройства для гидравлических испытаний изделий. К началу 1941 года практически вся техника МСБ-3 (64 единицы) имела отечественное происхождение. Единственное исключение – американская сварочная машина «Федераль».

В годы Великой Отечественной войны к довоенной номенклатуре изделий цеха ФАБ-100 добавился выпуск корпусов химических ХАБ-100 и зажигательных ЗАБ-500 авиационных бомб. МСБ-3 с октября 1941 года носил литер «470». В январе 1943-го производство авиабомб на УТЗ было прекращено к большому неудовольствию куратора промышленности боеприпасов СССР наркома внутренних дел Лаврентия Берия.

Предприятию необходимо было нарастить производственные мощности для резкого увеличения выпуска танков Т-34. И директор завода Юрий Максарев, известный своим мужеством и непреклонностью, настоял на данном решении. В феврале 1943 года начальник цеха Алексей Андреев был рассчитан с УТЗ «ввиду переезда цеха на другое место работы».

Всего в 1939–1942 годах на УВЗ-УТЗ было выпущено 2 268 236 корпусов авиационных бомб.

Текст: Алла Пислегина, директор Выставочного комплекса Уралвагонзавода

Фото: из архива музея истории Уралвагонзавода