Найти в Дзене
частные суждения

Древние боги и современность.

Античные греки о женщине, находящейся в состоянии сильного опьянения, говорили, что она «в объятьях Диониса». То есть общается с богом, связанным как с хмельными напитками, так и с безумием. А в современности о допившемся до чёртиков (черти внешне идентичны низшим богам древних греков — фавнам с сатирами) говорят, что у него «белочка». Казалось бы, при чём тут рыжий лесной зверёк? Обычно этимологию этого термина производят от медицинского «Белая горячка». Помните, в известной советской кинокомедии: «Горячий, совсем белый!»?

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г.

Этот образ намного древнее и глубже, чем может показаться. Прежде всего, он связан с «бел-горюч камнем Алатырь» из древней индоевропейской мифопоэзии. Некоторые исследователи считают, что само название «Алатырь» заимствовано из Ирана, ведь в персидском языке Al-atar как раз означает «белый горючий» (atharyu, в буквальном переводе, «пылающий»), причём само это слово происходит от имени авестийского бога огня. Но всё же, при чём здесь белка? А вот при чём.

Белочка Рататоск в представлении современного художника.
Белочка Рататоск в представлении современного художника.

В славянских мифах камень Алатырь находится «на острове Буяне», в центре мира. Он лежит у корня мирового древа, а по этому древу от корня до вершины бегает… ну да, разумеется, именно белка. В скандинавских мифах у неё даже имя есть — Рататоск. Но где бесстрашные викинги с Тором и Одином, а где обычные алкаши? Как тут не вспомнить берсерков с их мухоморным отваром. А также «мёд Одина», то бишь божественный хмельной напиток, дававший не просто опьянение, я священное безумие воинов и скальдов.

Приготовление сомы было трудным делом. Для этого индийские боги пахтали океан, используя мирового змея вместо верёвки.
Приготовление сомы было трудным делом. Для этого индийские боги пахтали океан, используя мирового змея вместо верёвки.

Связь опьянения с миром богов тоже очень древняя, в индийских мифах боги пьют исключительно сому, которая обычных людей опьяняет и поэтому дозволена только на праздниках (обычай пить спиртное на праздники тоже идёт из глубокой древности), когда люди приобщаются таким образом к миру небожителей. Конечно, бесконтрольные и слишком частые визиты в божественную обитель для неподготовленных личностей крайне опасны. Им грозит одержимость всякой божественной мелочью (в христианизированном сознании воспринимаемой как нечистая сила) что внешне выглядит как душевная болезнь.

«Дождь, пар и скорость», картина У. Тёрнера, 1844 г.
«Дождь, пар и скорость», картина У. Тёрнера, 1844 г.

Возвращаясь к образу мирового древа — положенное в горизонталь, оно, оставаясь мировой осью, становится дорогой. Дорога в мифопоэтике тоже священна, она также связывает разные миры. Это относится к любой дороге, от лесной тропинки, которая запросто может привести к избушке Бабы Яги, сторожке на грани между мирами живых и мёртвых, до бетонной магистрали. Или, к примеру, железной дороги. Не зря же последняя, изначально воспринимавшаяся как символ триумфа разума над косностью и дремучим невежеством, впоследствии обрела собственную мистику.

Постер аниме «Галактический экспресс 999», 1979 г.
Постер аниме «Галактический экспресс 999», 1979 г.

Разных баек и жутких историй, связанных с поездами и железной дорогой, не счесть. В произведениях искусства железная дорога глубоко мистична и, подобно мировому древу, связывает разные реальности. Достаточно вспомнить аниме «Галактический экспресс 999» или «поезд до станции Мост» у Крапивина. Что совсем не случайно, ведь само мировое древо в некоторых славянских заговорах именуется «булатным дубом». То есть железным деревом. Главная функция этого дерева, оно же дорога — путь в мир мёртвых. Отсюда, кстати, происходит выражение «дать дуба». Связь железной дороги со смертью в русской культуре сомнению не подлежит. «А по бокам-то всё косточки русские», писал применительно к железной дороге Некрасов. Лев Толстой послал свою Анну Каренину в мир мёртвых железной дорогой, в самом буквальном смысле.

Кадр из англо-американского фильма, снятого в России, «Анна Каренина», 1997 г.
Кадр из англо-американского фильма, снятого в России, «Анна Каренина», 1997 г.

Древнейшие мифы и их образная система никуда не делись. Мы, как и наши далёкие предки, живём во всё той же реальности, разве что описываем её слегка иначе. Не замечаемая в обыденной жизни связь нашего мира с иным, в котором обитают как боги, так и души покойников, проявляется в самых разных проявлениях искусства. В качестве иллюстрации, напоследок, клип, в котором связь железной дороги с тем светом показана более чем наглядно.