Автор Джилл Баршай
Цифры не врут, правда? Но они также не всегда рассказывают всю историю. Именно так обстоит дело с последними результатами ключевого глобального образовательного теста — Программы международной оценки учащихся (PISA).
В прошлом результаты PISA часто вызывали бурную дискуссию о том, почему американские студенты так сильно отстают от других стран, таких как Финляндия, Корея и Польша. Но самые последние рейтинги, опубликованные в декабре 2023 года, показали, что 15-летние американцы поднялись в международных рейтингах по всем трем предметам – математике, чтению и естественным наукам. Министр образования Мигель Кардона отметил, что крупнейшие в истории федеральные инвестиции в образование – примерно 200 миллиардов долларов – позволили Соединенным Штатам оставаться «в игре» во время пандемии. (Испытания проводились в 2022 году.)
Но за этим радужным поворотом событий скрывается гораздо более мрачная картина. Рейтинги, возможно, и выросли, но результаты тестов — нет. Единственная причина, по которой США выросли, заключается в том, что академическая успеваемость в странах, которые когда-то имели более высокий рейтинг, таких как Исландия и Словацкая Республика, упала еще больше по сравнению с предыдущим раундом тестирования в 2018 году. Ни Индия, ни Китай, которые возглавили рейтинг в 2018 году, не участвовали в PISA 2022 года. По математике США поднялись с 29-го на 28-е место, оставаясь по-прежнему в нижней половине экономически развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), международной организации, состоящей из 38 стран-членов, которая курирует экзамен PISA.
Особенно разрушительным было ухудшение успеваемости по математике. Американские студенты набрали на 13 баллов ниже, чем в 2018 году, что эквивалентно потере двух третей года обучения по этому предмету.
Это были самые низкие результаты по математике в США, зафиксированные в истории теста PISA по математике, который начался в 2003 году. Более трети 15-летних школьников в США (в основном 10-классники) считаются плохо успевающими, неспособными сравнивать расстояния между двумя маршрутами или конвертировать цены в другую валюту. За последнее десятилетие доля американских студентов, обучающихся на этом самом низком уровне, увеличилась; Еще в 2012 году чуть более четверти американских студентов считались плохо успевающими.
Только семь процентов американских студентов могут изучать математику на продвинутом уровне. В Соединенных Штатах больше студентов в нижней группе и меньше студентов в верхней группе, чем в большинстве других промышленно развитых стран, входящих в ОЭСР. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть международный рейтинг стран с низкими и лучшими показателями в каждой стране.)
Результаты также подтвердили широко распространенное неравенство в образовании в США. Чернокожие и латиноамериканские студенты в среднем набрали гораздо меньше баллов, чем азиатские и белые студенты. Представители малообеспеченных семей набрали более низкие баллы, чем их более состоятельные сверстники.
Андреас Шлейхер, директор по образованию и навыкам ОЭСР, подчеркнул, что неравенство в США часто ошибочно воспринимается как прежде всего проблема слабых школ в бедных районах. Его анализ показывает, что низкая успеваемость по математике распространена во всех школах США. Некоторые учащиеся в одной и той же школе учатся намного хуже, чем другие, и этот диапазон между учениками с низкими и продвинутыми показателями в школах США намного больше, чем диапазон оценок между школами.
Этот новый тест PISA стал первым крупным международным показателем образования после того, как пандемия Covid закрыла школы и нарушила образование. Результаты тестов снизились по всему миру, но ОЭСР обнаружила лишь небольшую связь между тем, как долго школы были закрыты, и успеваемостью их учеников по тесту PISA. Закрытие школ объясняет лишь 11 процентов различий в результатах тестов в разных странах; почти 90 процентов объясняются другими, неясными причинами. Однако ОЭСР рассматривала абсолютный уровень результатов тестов, а не то, насколько они упали или выросли. Необходим дополнительный анализ, чтобы увидеть, существует ли более тесная связь между закрытием школ и изменениями результатов тестов.
Даже если закрытие школ в конечном итоге окажется более важным фактором, пандемия — не единственная причина, по которой учащиеся испытывают трудности. За последние два десятилетия глобальные рейтинги в целом снижались. Одна из гипотез заключается в том, что технологии отвлекают подростков. Студентам впервые задали вопрос об отвлечении технологий на экзамене PISA 2022 года. Сорок пять процентов студентов заявили, что чувствуют беспокойство, если их телефонов нет рядом с ними. Шестьдесят пять процентов сообщают, что их отвлекают цифровые устройства во время уроков математики. До часа времени, проведенного за компьютером в свободное время, было связано с более высокой производительностью. Но активные пользователи, те, кто проводил за компьютером пять-семь часов ради развлечения, имели более низкую успеваемость даже после поправки на социально-экономические профили семьи и школы.
Другим фактором может стать рост миграции во всем мире. Возможно, снижение результатов тестов отражает проблему обучения новых иммигрантов. Однако ОЭСР не обнаружила статистически значимой корреляции между иммиграцией и академической успеваемостью в среднем. В Соединенных Штатах иммигранты превзошли студентов, чьи родители были коренными жителями, по математике с поправкой на социально-экономический статус. Не было никакой разницы между иммигрантами и неиммигрантами в чтении.
Япония была одной из немногих стран, бросивших вызов этим тенденциям. В период с 2018 по 2022 год показатели по математике и чтению значительно выросли. Акихико Такахаси, почетный профессор математики и математического образования Чикагского университета ДеПола, сказал, что в Японии школы были закрыты на более короткий период времени, и это помогло, но он также отдает должное коллективному духу среди японских учителей. В беседах с японскими учителями Такахаси узнал, как учителя прикрывают друг друга во время закрытия школ, чтобы ни один ученик в их школах не отставал. Некоторые ходили по домам, исправляя домашние задания учеников.
Соблазнительно взглянуть на ужасные результаты PISA по математике и сказать, что они являются свидетельством того, что США необходимо изменить методы преподавания математики. Но результаты PISA не дают четких рекомендаций относительно того, какие математические подходы наиболее эффективны. Даже Япония, одна из самых успешных стран, придерживается смешанного подхода. Такахаши говорит, что в начальной школе учащихся обучают более прогрессивному подходу, часто просят учеников решать задачи самостоятельно, без пошаговых инструкций, и развивать собственные математические рассуждения. Но в старшей школе, когда сдается экзамен PISA, прямое и подробное обучение является скорее нормой.
Новые результаты также подчеркнули продолжающийся упадок бывшей звезды. В течение многих лет Финляндия была образцом для подражания в плане превосходной успеваемости. Представители образования приехали со всего мира, чтобы узнать о его прогрессивных подходах. Но за последние несколько циклов тестирования страна потеряла 60 пунктов, что эквивалентно потере трех полных школьных лет обучения. Я подозреваю, что мы больше не услышим призывов учить по-фински. «Вы должны быть осторожны, потому что сегодняшние лидеры могут оказаться отстающими завтра», — сказал Том Лавлесс, независимый исследователь, изучающий международные оценки.
У американских студентов было одно светлое пятно. Пятнадцатилетние подростки сравнительно хорошо сдали тест по чтению PISA: их баллы снизились всего на один балл, в то время как в других странах снижение было гораздо более резким. Но эти хорошие новости также омрачаются последними результатами теста Национальной оценки прогресса в образовании (NAEP), который часто называют «Табель успеваемости нации». Показатели чтения четверо- и восьмиклассников ухудшились за последние два цикла тестирования в 2019 и 2022 годах.
В целом результаты PISA служат дополнительным подтверждением того, что у американских студентов проблемы, особенно по математике, и мы не можем винить во всем пандемию.
См. также