Автор: Крыс Питерский (и Мыська)
Ассалям алейкум, умилительные наши. С настойчивостью, достойной лучшего применения, Крыс и Мыська продолжают являться к вам с пятничной несерьезной болтовней. Что ж - не худший вариант встречи с крысой и белкой...
Мы тут давеча встряли в культуроведческие разговоры, если помните. Началось все с невинной шутки, на которую некоторые подписчики очень уж взбудоражились. Пришлось разъяснять. И знаете, оказалось интересно!
А тут как раз, копая материал для очередного материала по Толкину (да, он будет, если кому интересно), наткнулись на забавный момент. Есть ряд людей, которые, грубо говоря, до талого будут отрицать культурные символы и цитирование. Дескать, вон птичка на той фреске нарисована просто так, художнику захотелось, а не потому что она обозначает чистоту/божественные тайны/самопожертвование/пороки всякие нехорошие. Подискутировать на эту тему было бы очень интересно, но делать так мы, конечно, не будем. А лучше просто упомянем некоторые очевидные (и не очень) примеры христианских сюжетов, которые намертво застряли в нашей культуре. ОСТОРОЖНО! Будет МНОГО картинок!
Начнем с очевидного. Христианство, хотим мы того или нет - намертво закреплено в культурном коде европейской цивилизации. И дело тут не в происках жыдомасонов, а в совершенно очевидных вещах.
Европа живет в системе христианства уже +/- тысячу лет. Причем это, напомню, была не просто религия, а системообразующая концепция, служившая отправной точкой при организации быта, написании законов, устройстве образовательных и научных институтов и т.д. и т.п. Было бы просто смешно считать, что она не въелась нам в подкорку намертво - на самом базовом уровне.
И искусства это касается вдвойне. Ибо, напомним - другого искусства кроме христианского изначально не было. Ну как, практически не было, но даже искусство светское все равно использовало все те же приемы и методы. Других просто не было. Даже в атеистическом СССР христианские мотивы (на уровне пресловутых "мемов") так или иначе - мелькали везде. Об этом мы, к слову, помянем еще пару раз.
При этом были отдельные сюжеты и образы, в силу разных причин, особо востребованные. Вот о трех из них (ага!) мы и поговорим.
I. За столом сидели мужики и ели...
Ну да, тут мы выглядим несколько пошловато. О цитировании "Тайной вечери" не писал только ленивый. Но, как говорится - если герой нехорош, анекдотов про него не придумают.
Тут можно отметить интересный момент, кстати. Как раз в пику "оскорбленцам". Многократно цитирующие, обдумывающие и порой обстебывающие данный сюжет творцы - апеллируют не к тайной вечери, как таковой, а именно к фреске Леонардо. Так-то иконография данного события (по весьма понятным причинам) весьма разнообразна. Например, это могло выглядеть вот так:
Или вовсе получать совершенно хулиганские (да-да, это не клятые зумеры придумали) интерпретации. О данной шутке, к слову, уже писал наш блистательный коллега.
Так почему же все-таки Леонардо? Ответ, как нам кажется, очевиден.
Идеальное построение кадра композиции (про это куча всего написана - почитайте, интересно). Четкий ритм. Набор колоритных, контрастирующих друг с другом персонажей. Идеальная основа - бери, да переосмысливай.
Ну, и переосмыслили... В первую очередь, понятно, Симпсоны...
Мрачный и депрессивный фильм "Хранители" тоже не чужд чувства юмора...
И да, может, кто-то не ждал... Но даже любимые советские мультики этим грешили!
В общем, коли видите симметрично выстроенный кадр где за длинным столом лицом к зрителю расположен ряд персонажей - звоните куда надо. Ватикан уже здесь! Ну, или просто блесните перед подружкой/дружком эрудицией и тонкостью.
II. И упал он заместо нас...
И уж если с творчеством Леонардо кто-то и не знаком, то уж распятие хотя бы раз в жизни видел каждый. А значит - тоже идеальный в своей узнаваемости культурный символ.
Опять же, объяснять чем он хорош технически особо не стоит. Помимо узнаваемого образа, налицо эффектная поза, позволяющая сосредоточить взгляд на герое, зашкаливающая экспрессия, ну и чего таить (обычно в подобной позе все-же мужиков показывают) возможность поиграть бицухой на камеру.
Впрочем, иронию в отношении данного символа творцы позволяют себе куда реже. То ли по причине чуткости, то ли - скорее всего, помня, что комнадзоры не дремлют в любой стране. Их можно понять.
Интересно, к слову, разнообразие иконографии распятого персонажа. Он может висеть в воздухе или стоять на коленях. Голова может быть опущена или гордо/страдальчески поднята. Главное, что видя это на экране, мы сразу понимаем - вот это вот момент эмоционального пароксизма, и вообще он кагбэ из последних сил, но точно за нас.
Примеров немеряно, так что гадски субъективно выберем наше любимое. Вот, например, без шуток великий фильм "Взвод"
А вот любпытная субверсия - в кои-то веки женский вариант. И да, кидайтесь в нас тапками, но "Чужой" 3 - чертовски хороший и недооцененный фильм...
И даже клятый совок. Ага, снова... В прекрасной "Юноне и Авось" это используется в хвост и гриву. Увы, инет нам подходящих кадров не дал, а делать скриншот было лень... Чтош - лишний повод пересмотреть!
К слову, не стоит путать "позу распятия" с другой (похожей до степени смешения", тоже из христианства - "позой вознесения". Различаются они по контексту. Если огребает ГГ, значит, распятие. А вот если вознесение...
В общем, не стоит так уж удивляться особо отмороженным товарищам, творящим таки решившимся на всяких там распятых Микки Маусов. Это, повторимся - уже не про первоисточник. Это про культурный код.
III. Ах на кого ж кормилец нас покинул!
Поняли, о чем мы, да? Вот тут, к слову - не все знают, что у подобного даже специальное название есть. "Пьета". Сюжет довольно распространенный в христианском искусстве - и не в меньшей степени, в современном.
Тут все работает наоборот по сравнению с предыдущим примером. Сюжет концентрируется не на том, что несет герой в мир своей жертвой, а на том, что испытывает конкретный персонаж (благо, второму, как правило - испытывать уже нечего). Говоря по-умному, эпика переходит в лирику.
И да, это именно отсылка. Ведь если в оригинальном сюжете расположение персонажей логично и символично - сын на руках у матери это древнейший архетип, то ныне тосковать может муж по жене, брат по брату, жена по жене ребенок по родителю, и так далее. Зачем при этом обязательно хватать (порой довольно увесистую) мертвую тушку на руки (вариативно на колени), даже когда это не нужно по практическим соображениям - объяснимо только с точки зрения символизма.
И тут опять же, примеров тонны, так что кратенько. Начнем, объективности ради - с НЕлюбимого фильма... Стоп, да по всей франшизе такое тоннами!
Ну куда же без Тарантиновщины?
Ну и да, чойтомы только один раз помянули Толкина?
К слову о глубине залегания в мозгу всех этих ваших. Собственно, сама идея статьи пришла нам давеча в голову, когда крутя свое (донельзя этим довольное) малолетнее чудовище на руках, Крыс осознал, что находится в глубокой реверсии пьеты. "Когда б вы знали, из какого сора..."(с)
На этом мы, наконец, заканчиваем и отползаем в нору - наслаждаться меметичностью бытия. А вам, родные - тепла и мирного неба над головой. Йоль скоро, прорвемся!
P.S. Не, таки не можем удержаться напоследок. Опять про атеистический СССР. Помните же эту прелесть?
А вот теперь (коли еще не видели) такой забавный постер:
P.P.S. Таки да, теперь это будет здесь всегда. Искреннее спасибо всем за донат. Ныне это очень важный стимул писать!
Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятно
И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой (да, эта покорябанная ссылка уже стала фичей!)