Найти тему
Охота не работа

Как «Буран» назовешь… (50)

Так он и ходить станет. Назвали бы «лайка», по высокому снегу не ходил бы. А если «рысь» то зайца догонял бы. А коли «кот» – ходил бы сам по себе, и только по весне. А уж назвали «буран» – то и получите песню. Не любители песен, утешьтесь, не всякому слух дан.

Деревня снова встретила безлюдьем. Савелий был в конторе. Сидел по за столом всклокоченный. Меж стопок папок. На свежих Валеру и Сергея посмотрел вскользь, и мимо. Сергею сразу выпало ехать на сенокос. Валера пошел закрывать наряды на ѝзбы. Пока было поставлено пять. Устроился при подоконнике у входа.

Мимо него прошествовала группа, гуськом, сперва к председателю. Потом, в том же порядке, обратно. Высоко неся носы. Валера приветствовал, ничего не услышал в ответ. Проводил таинственных незнакомцев взглядом. «Ревизоры, что ли? Да какие в колхозах ревизоры». На тот же вопрос Савелий махнул рукой. И велел, озабочено:

- Закончишь с нарядами – ищи заготовителя, дуйте на склад, там снегоходы, он покажет годный и подготовь к заброске. Вертолет, восьмерка, будет, у геологов через пару недель – своих будут вывозить, обещали попутно забросить. Да, и Серегу напряги по ремонту, топливу и запчастям. Он почитай уже лет пять на буранах ходит. Соображает… скажи пусть запчасти, какие попросишь, даст. Рацию забери. Капканы из расчета сотню на избу пока. Рубероид. Бензопилы, на три участка и одной хватит. И печи пусть отдаст заодно, жесть раскроит - трубы сами гнуть будете. Ну и мелочи там – стекло – гвозди. Бензин пусть закачает, сразу разведите, две бочки, если будет добыча, самолетами завезем, и крышки проверьте, чтобы не текли, а то пешком понесете. Ну и муку-крупу, это сам добери. С грузом останешься, приберешь там всё на месте.

Серёга открыл дверь склада, подпертую лопатой. В глубине, за дровнями, желтел снегоход. И вдоль стены фрагменты других. На верстаке покоились снятые детали. Расчистили от досок место вокруг аппарата.

Заготовитель попинал в борт корпуса «буран», и саркастично- озабочено:

- Кто на нем только не пробовал, пешком возвращались, устали таскать его из леса. Хотели на запчасти разобрать, да он не списан еще. Чуда ждем. Может сам починится, или вот хоть бы ты и наладишь его.

- Посмотрю, учён дéдовым мотоциклом. Перебирал чаще, чем ездил…

- Значит судьба такая. Но есть и добрые вести – по осени привезут еще пару новых снегоходов. Да вертолета уже не будет. Да и не вам. Это на северный и восточный участки – там хоть ездить можно, и олень есть…

- Перевал низкий, вот до него дорубиться бы…

- Смотри не скажи кому – всю зиму и станешь рубиться. Инструкция и кое-какие ключи под сидушкой - читай, смотри, а там видно будет - стоит его тащить за перевал, или нет…

- А что за неисправности были?

- Не вникал. Кажется, всё ломалось, одно за другим. Хотя, может и руки росли не оттуда – техника, она, брат, знаний требует. Последовательности и терпения. Бензин принесу - дерзай.

Валера обошел изделие. Снегоход , по виду, новый. Кромки гусениц не истерты до корда еще. Из очевидного, на замену, подгорелые жгуты проводов, кое-как замотанные изолентой. Кажется, лили бензин в карбюратор. При старом, мембранном карбюраторе это надо было. Этот уже поплавковый, не родной.

Валера знал, что подступаться к аппарату надо с попытки завести. Тогда он сам и покажет болячки свои.

Выкрутил свечи, почистил, выставил зазор, прокрутил стартером. Искра была слабой. Снял стартер, маховик. Почистил контакты, затянул все что затягивалось, проверил целостность отходящих проводов, выставил зажигание, собрал, на сразу попав рычагом опережения зажигания маховика в паз на подвижном кулачке. Искра стала четче. Но лошадь не убьет, по странному замечанию Морозова, когда тот то же самое проделывал со своим «Вихрем».

Проверил топливные шланги, снял бензонасос, протер отстойник, подул на сетку и клапан. Мембрана была целой, рабочей, без пузырей. Резинки прокладок на месте. Снял карбюратор, отрегулировал иглу, закрывающую подачу топлива, для этого перевернул карб отстойником вверх. Спайка поплавка была не параллельно краю отстойника. Для регулировки подогнул латунную пластину, удерживающую запорную иглу. Собрал отстойник, поправляя прокладку. Замок дозирующей иглы жиклера поставил на среднюю риску. Установил карб.

Серега притащил канистру смеси, молча походил вокруг, ушел. Валера попытался завести снегоход. Не с первой попытки завелся, перешел на один, заглох. Еще несколько попыток не дали результата, хотя один цилиндр схватывал. Свечи оказались залиты.

Валера снял рулевое, выхлопную, проверил через окна кольца – в норме, пружинят и даже без выработки. Снял двигатель. Располовинил кожух. Под головками цилиндров была грязь. Снял, проверил поршни – целые, прокладки как новые, очистил ребра. Собрал, без фанатизма, затянул головки цилиндров. Осмотрел и протянул картер.

Оставил так – подумать. Утро с Сергеем начали с обсуждений причин. По убывающей решили так:

(а) топливная – выяснить почему переливает, проверить жиклер, хотя как его проверишь, запорную иглу, опустить иглу жиклера, а лучше сразу поменять карб.;

(б) электрооборудование – заменить конденсаторы (искра-то слабая), поменять провода, с катушек на диодный мостик и к фаре, от прерывателей к ТЛМ-кам, поставить новые свечи, колпачки, заведомо исправный маховик;

(в) проверить герметичность картера.

Если аппарат не заведется, повторить то же еще раз. И уже затем лезть в картер, что не хотелось бы.

Проделали все эти манипуляции. Аппарат заработал. Не без перебоев, но мягко. «Как жигуль» - сказал Серега. «А что было-то?» - это уже Валера. «Главное, чтобы этого больше не было».

Следующие трое суток они посвятили трансмиссии и ходовой. Реверс был цел, цепь натянута, масло заменили. Вариатор смазан, оси грузиков с выработкой, повернуты. Ведущий и ведомые конуса отрегулированы. Затем Валера долго забивал солидол в подшипники катков и хвалил молодца который придумал катки без масленок. Заодно заменил пару стертых резинок катков и поменял заклинившие подшипники. Поменял зубчатые направляющие обеих ведомых валов. Не потому что пора, а потому что были. В балансиры не лез, те не имели люфта. Все снятые детали пошли в запас. Затем вывесили зад бурана и отрегулировали гусеницы.

Вопрос вызывало рулевое управление, ненадежно закрепленное двумя шпильками на крышке реверса. И еще более ненадежно был закреплен руль к рулевому валу – хилым болтиком. Репку пришлось чесать обоим, как без инструмента чинить это в тайге, если что. Но выход нашли – решения придумывать вслед проблем. Для чего Сергей поделился болтами, гайками, проволокой, ручной дрелью со сверлами. И вывел главные правила:

протягивать при первой возможности всё что протягивается;

- топтать дорогу, потом ехать, по возможности;

- вариатор и левый цилиндр не перегревать, не чугун, все-таки, для чего чаще охлаждать.

Оглядев результат, Серега удовлетворенно выдохнул: «нашего полку механизаторов прибыло, да лишь бы не затянула тебя эта мазута в ущерб охоте». Валера в этом был уверен.