Сансара или самсара (санскр. संसार «блуждание, странствование») – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Сансара – одно из центральных понятий в индийских религиях – индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти. Например, в философской школе адвайта-веданты индуизма, а также в некоторых направлениях буддизма сансара рассматривается как результат неведения в понимании своего истинного «я», неведения, под влиянием которого индивид или душа принимает временный и иллюзорный мир за реальность вообще.
Символом сансары считается колесо, которое представляет космическую энергию и солнце. Если рассматривать языческие культуры, то колесо является главным атрибутом солнечных богов, напоминающем о жизненном цикле, постоянном перерождении и обновлении.
Закон сансары (круговорот людей) – это по большому счету также и кармический закон, который определяет не только, как будет жить человек в этой жизни, но и что ему стоит ждать в перевоплощениях. Механизм такой называется бхавачакра. В его состав входят 12 звеньев.
· авидья – это кармические импульсы;
· виджняна – сознание, сформированное этими импульсами;
· намарупы – физический и психический облик, которое сформировало сознание;
· нама-рупа – формирует шесть чувств;
· аятана – зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение вкуса и воспринимающего ума, сформировано напа-рупа;
· спарша – восприятие мира;
· ведана – чувства, порожденные восприятием;
· тришна – желания, возникшие в результате чувств;
· упадана – привязанность к чувствам и мыслям;
· бхава – существование, возникшее из-за привязанности;
· джати – рождение, возникшее вследствие всего;
· смерть.
Цикл существования подразумевает, что мысли, слова и дела, будь они хорошие или плохие в любом случае оставляют след на карме. Кармический след приведет человека к его следующему перевоплощению. Основная цель буддизма прожить свою жизнь так, что бы не оставить следов на карме. Поэтому поведение буддиста не может зависть от того, что он хочет или чувствует. Закон сансары должен обойти его стороной.
Вход в любой буддийский храм обязательно украшен этим символом. Все учения Будды отразились в колосе сансары и стали самым популярным сюжетом буддизма.
Колесо сансары представляет круговорот сансарического бытия:
1. Центральный круг представляет собой маленький круг с изображением трехглавого коня – неведения, привязанности и гнева.
2. Второй круг состоит из двух половин, светлой и темной. Он разделен так по типу кармы. Благой и не благой.
3. Третий круг состоит из пяти или шест половин, это следствия рождения в одном из миров.
4. Драгоценное человеческое тело – человек находится по середине между живыми существами.
5. Внешний ободок колеса изображает учение. Это этапы, ведущие людей от рождения до самой смерти.
6. Яма – бог смерти, выражает принцип всей кармы и крепко держит колесо сансары.
7. Будда свободный от круговорота изображается вне колеса в верхнем углу.
Для того чтобы выйти из колеса сансары, необходимо позаботиться о:
· Спасении любых жизней (человека/домашнего животного/небольшого насекомого). Каждая жизнь имеет свою ценность и смысл. Лишних на этой планете нет.
· Проявлении материальной и духовной щедрости. Важно делиться с людьми информацией, хвалить и поддерживать других, помогать материально нуждающимся.
· Верности любимому человеку, родственникам, друзьям.
· Отсутствии лжи. Если случаются споры между людьми, которые враждебно настроены друг к другу, следует помочь им в достижении примирения.
· Культурной доброжелательной речи.
· Проявлении сострадания к людям и животным.
· Любви к окружающим.
Также необходимо ценить людей, которые находятся рядом, заниматься самообразованием и помогать природе. Соблюдая несложные правила, можно навсегда покинуть колесо сансары и постичь состояние блаженства и гармонии.
В индуизме
Впервые учение о сансаре появляется в упанишадах (Чхандогья, Брихадараньяка).
В индуизме причиной пребывания души (дживы) в мире сансары считается авидья (неведение), которое проявляется в незнании индивидом своей истинной природы, своего истинного «Я» и отождествлении себя с бренным материальным телом и иллюзорным миром майи. Подобное отождествление держит дживу в оковах чувственных наслаждений, заставляя её перевоплощаться и принимать всё новые и новые тела в круговороте сансары.
Стадия конечного освобождения из цикла сансары называется в индуизме по-разному: мокша, мукти, нирвана или махасамадхи.
В традициях йоги описываются несколько путей освобождения из цикла сансары и достижения мокши. Мокши можно достичь посредством любви к Ишваре/Богу, путём медитации, научившись отличать реальность от иллюзии посредством философского анализа или путём правильного выполнения предписанной деятельности без привязанности к её плодам.
В монистической адвайта-веданте, которая оказала сильное влияние на йогу в индуизме, Брахман рассматривается как безличная и бесконечная реальность, при осознании которой все временные проявления, такие как сансара, космос, дэвы и различные формы Бога представляются манифестациями безличного Брахмана.
В философской школе санкхья – одной из шести ортодоксальных школ в философии индуизма – принимается существование двух тел: грубого материального тела, называемого стхула, и тонкого материального тела, которое не разрушается после смерти грубого и переходит в следующее физическое тело, получаемое индивидом в цикле сансары. Тонкое материальное тело состоит из трёх элементов:
• Буддхи («сознание»)
• Аханкара («эго»)
• Манас («ум как центр чувственного восприятия»)
В круговороте сансары живые существа, эволюционируя или деволюционируя, проходят через различные формы жизни от микробов, насекомых, растений и даже минералов – до самой возвышенной позиции дэвы-творца вселенной Брахмы. Положение, в котором оказывается живое существо в этой жизненной иерархии, зависит от качеств, приобретённых в прошлых воплощениях, и является плодами кармы, которые индивид вынужден пожинать.
Существует несколько вариантов объяснения работы кармических реакций в цикле сансары. Согласно некоторым из них, душа (джива) после оставления грубого материального тела переносится тонким телом на небесные или адские планеты или планы бытия (локи) и пребывает там до тех пор, пока не пожнёт определённую часть плодов своей хорошей или плохой кармы. После этого джива рождается заново и оказывается в определённом теле и при определённых обстоятельствах, которые являются результатом остатка её кармы. Теоретически это делает возможным памятование о прошлой жизни (джатисмара) – способность, которой часто обладают великие святые и которая может быть развита посредством определённых духовных практик.
В буддизме
В буддизме под сансарой понимают мир страданий (дуккхи), страстей и несвободы, неразрывно связанный с повторяемым циклом рождений и смертей. В шастре «Спасение украшения» сансара описывается следующим образом: «Истинная сущность её пустота, вид её обман, признак её мучение и рождение». В частном случае под сансарой также может пониматься «сознание обычных существ», которое подвержено «неведению, гневу, страстной привязанности» и другим омрачениям, или общая последовательность подобных состояний сознания, непрерывно сменяющих друг друга в каждый момент времени.
Визуальным воплощением сансары также может служить бхавачакра, изображающая двенадцатичленную формулу бытия вместе с основными омрачениями в виде неведения, привязанности (страсти) и ненависти в их животном воплощении, а также элементами буддийской космологии. Комментируя бхавачакру, учителя тибетского буддизма указывали, что если человек больше не хочет вращаться в круговороте сансары, ему необходимо разъединить двенадцатичленную цепь.
Сансара считается не имеющей начала. Наиболее важными причинами продолжения существования сансары считаются карма и омрачения живых существ, причиной же существования человека в сансаре является его неведение относительно своей природы и убеждённость в существовании вечного и неизменного «я». Освободиться от сансары и страданий возможно с помощью достижения нирваны, являющейся «миром абсолютного, миром свободы».
Среди шести миров, в которых могут перерождаться живые существа, мир людей считается наиболее подходящим для достижения нирваны, несмотря на то, что мир богов считается более счастливым. Страдание присутствует во всех шести мирах, но перерождение в миры животных, голодных духов и адских существ считается нежелательным. Согласно буддизму, выбор конкретного мира для перерождения происходит исходя из накопленной кармы. В тхераваде считается, что перерождение происходит сразу после смерти, в махаяне указывается, что существует промежуток времени между смертью и новым рождением. В тантрическом буддизме данный промежуток оформился в концепцию бардо.
При входе во многие буддистские и индуистские храмы можно заметить интересную картину, лепнину или резьбу, изображающую колесо из 4 окружностей с разными образами. Это и есть колесо сансары, которое являет собой воплощение не просто жизненного цикла одного человека, а всего мироустройства в целом, жизни всего сущего.
Предание гласит, что Будда Шакьямуни посоветовал царю Магадхи подарить такую картину правителю Утраяне, что в итоге вызвало у него доверительное и уважительное отношение к Учению.
Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и три окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змеи. Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.
Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше. Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.
Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисаттва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.
В соответствии с буддийским учением миры могут быть:
• Адские. Там рождаются существа, чей ум полон гнева, злобы, жажды мести. Они ослеплены ненавистью. Существа этих миров испытывают непрерывные страдания разного характера. Ады бывают самые разнообразные: от горячих до холодных.
• Миры голодных духов. Существа этого мира одержимы страстями и вожделением. Их гложет ненасытность. В этих мирах существа мучаются от невозможности утолить свои распалённые до предела страсти и похоти.
• Мир животных. Животные проживают свой век в неведении и тупости, удовлетворяя естественные нужды и не помышляя о духовном. Они вынуждены подчиняться обстоятельствам, не имея воли, чтобы изменить их. Они полны беспокойства и страха, либо лени и безразличия.
Следующие миры считаются благоприятными:
• Мир людей. Людские умы наполнены привязанностями и сонмом нескончаемых желаний.
• Мир полубогов (асуров). У этих существ преобладает воинственность, они полны гордыни, ревнивы и завистливы, но в отличие от богов, коим завидуют, не являются бессмертными. Согласно индуистской мифологии, сосуд с эликсиром бессмертия – амритой – появляется в мире асуров, но тут же улетает в мир богов, не доставаясь первым.
• Мир богов (девов). Боги полны радости и блаженства. Божественные миры также разнообразны: от ближних к миру асуров до самых высоких – миров Брахмы. В них царит всеобщее счастье, а удовольствия, испытываемые обитателями, настолько привлекательны и желанны, что редкие боги задумываются о законе кармы и последующем перерождении. Говорят, что когда жизнь божества благих миров подходит к концу, то оно испытывает страдания даже большие, чем испытывает умирающий человек, ибо понимает, каких наслаждений лишается.
Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.
Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.
Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины. Человек со стрелой в глазу — символ отсутствия ясного видения происходящего. Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.
Второй сюжет изображает гончара за работой. Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё. Обычно этот этап соответствует зачатию.
Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.
Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке. Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.
Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.
На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию. Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.
Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.
Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.
Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.
Десятая часть изображает беременную женщину. Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.
На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.
И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.
Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма – божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто. В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами. Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира. Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.
Образ Будды – это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).
В джайнизме
Сансара в джайнизме представляет собой мирскую жизнь, характеризующуюся чередой перевоплощений в различных планах бытия. Сансара рассматривается как мирское существование, полное страданий и мучений и как таковое нежелательное и заслуживающее того, чтобы от него отречься. Круговорот сансары не знает начала, и душа, попавшая в него, вечно крутится в нём вместе со своей кармой.
В сикхизме
В сикхизме принято считать, что благодаря благочестивым поступкам в прошлом (карме или кирату) человек получает шанс родиться в человеческом теле, что рассматривается как шанс, который не следует терять. Сохранив благочестие и таким образом получив «милость Всевышнего», человек может достигнуть освобождения из круговорота рождения и смерти, в котором душа пребывает со времени сотворения Вселенной, перевоплощаясь из одного тела в другое. Конечная стадия, на которой душа освобождается из цикла реинкарнации, называется мукти. Согласно учению сикхизма, мукти возможно достичь перед смертью – уровень, который известен как дживан-муктат, что в переводе означает «достигший освобождения уже в этой жизни».