Найти тему
Русь Триединая

КЛЮЧИ ОТ РУССКОГО ХАРЬКОВА! Ключ памяти 5. КАК ХАРЬКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ ПРИ ИВАНЕ III ПЕРЕШЛА ИЗ ЛИТВЫ В РОССИЮ

Ива́н III Васи́льевич (Вели́кий) Государь всея Руси. 22 января 1440 — 27 октября 1505 г.
Ива́н III Васи́льевич (Вели́кий) Государь всея Руси. 22 января 1440 — 27 октября 1505 г.

Сергей Моисеев

Чтобы разобраться в сегодняшних русско-украинских отношениях, надо знать эпоху русско-литовских войн. Сегодня Русь также, как и тогда, поделена между двумя политическими центрами.
История Харькова – это та же русская история, как история Смоленска, Курска, Белгорода, Орла, Брянска, Калуги, Ржева. Эти русские области после батыева нашествия были разорены и в середине 14-го века отошли к Литве. А это территория нынешней Украины (За исключением Галичины), Белоруссии и ряд областей сегодняшней России. Мало кто знает, что такие города как Калуга (этот город впервые упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 году) и Ржев находились в составе Литвы, а это всего, каких-то 150-200 километров от Москвы.
Важно пояснить, что из себя в то время представляло Великое Княжество Литовское. Это было Русское государство! Литвой оно было только по названию.
Официальный язык был русский. Тогдашний основной Закон Литвы – Литовский статут написан на русском языке. Самих литовцев в государстве была лишь одна десятая часть, девять десятых были русские. Литовское княжество объединяло под собой девять Юго-Западных русских княжеств. Сами литовцы-язычники, стоявшие на более низкой ступени развития, христианизировались и обрусели. Москва и Вильно стали соперничающими центрами собирания русских земель. В конце 14-го первой половине 15-го века доминировала Литва. При Дмитрии Донском, литовский князь Ольгерд, воспринимавшийся многими русскими князьями как освободитель от ордынского ига, в 1368 и 1370 годах вместе с войсками Твери и Смоленска дважды осаждал Москву, но возведенный Дмитрием Донским белокаменный Московский Кремль выстоял.
После смерти Ольгерда политику литовской экспании на восток продолжил его сын Ягайло, рожденный от тверской княжны Иулиании. Его братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский, и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. 
В 1384 году Ягайло с Дмитрием Донским заключили московско-литовский договор, предусматривавший брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения великого князя литовского верховной власти великого князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского. Однако договор так и не был реализован. Соседние державы приложили усилия по недопущению московско-литовского сотрудничества. Золотая Орда в том же году наложила на всё Владимирское великое княжение чрезвычайно высокую дань, а также санкционировала поход Олега Рязанского на Московские владения. Дмитрий Донской был вынужден подчиниться требованиям Орды и даже отдать своего сына в заложники, что ударило по его авторитету.

Великое Княжество Литовское и Русское в 15 м веке.
Великое Княжество Литовское и Русское в 15 м веке.

Для Ягайло перспективы занятия польского трона были предпочтительней условий договора с Дмитрием Донским, по которому он мог претендовать лишь на второе место в русских землях. Ягайло обещал присоединить к Польше литовские земли и креститься. В итоге, в августе 1385 года в Кресвком замке (на территории современной Белоруссии) была подписана Кревская уния.
Ягайло заключив брак с польской королевой Ядвигой, становится польским королем и обязуется перевести Православную Литву в католицизм.
С этого момента Литва сходит с верного исторического пути, постепенно окатоличивается. Русские князья Литвы и южнорусский народ в целом подвергается дискриминации по национальному и религиозному признаку.
После продолжительной борьбы власть в Литве захватил двоюродный брат Ягайло – Витовт. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан убедил Витовта возглавить антипольскую коалицию и обручил дочь Витовта Софью с Василием Дмитриевичем.

Дар Софьи Витовтовны икона "Благодатное небо". Находится в Архангельском соборе Московского Кремля.
Дар Софьи Витовтовны икона "Благодатное небо". Находится в Архангельском соборе Московского Кремля.

В 1391 году был заключен брак Василия I и Софьи Витовтовны. В знак родительского благословения Софья Витовтовна привезла из Смоленска в Москву икону «Благодатное Небо». Эта икона и сейчас находится в Архангельском соборе Московского кремля.
После смерти Великого князя Василия I при малолетнем князе Василии II Московское княжество на некоторое время фактически становится вассалом Литвы. Русь Литовская доминирует над Московской.
В конце 15-го века в правление первого русского государя Ивана Третьего Великого началась эпоха русско-литовских войн. Эти войны шли внутри общерусского пространства, были продолжением войн, которые вел Иван III с Тверью, Вяткой и Новгородом. Это был процесс собирания русских земель воедино.
Эта эпоха наиважнейшая для нас. Именно в той эпохе противостояния Руси Литовской и Руси Московской ключ понимания сути сегодняшнего противостояния России и Украины. Сегодняшняя ситуация, по сути, воспроизведение русско-литовских войн.

Русские воины эпохи Ивана III
Русские воины эпохи Ивана III

Чья сейчас возьмет? Этим вопросом задавался Александр Пушкин в своем стихотворении «Клеветникам России».

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор,
уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

В первую русско-литовскую войну (Странную войну, Хитрау войну 1487—1494 гг.) Россия отвоевала у Литвы небольшую часть пограничных земель — Вязьму и Калугу, основанную литовским князем Витовтом. К России отошли территории Вяземского и Верхнеоцких княжеств. Литва отказывалась от былых политических претензий на Новгород, Тверь, Рязань, а также от совместного владения приграничными «чернокунскими» территориями. В нашем случае ту войну можно сравнить с войной на Донбассе 2014-го года.

Первая русско-литовская война 1487—1494 гг.
Первая русско-литовская война 1487—1494 гг.

После поражения в первой русско-литовской войне литовцы не осознали, что причиной развала изначально русского Литовского княжества стало заигрывание с Западом, и одержимость католицизмом. Литовский князь Александр был женат на дочери русского государя Ивана III Елене. После первой русско-литовской войны мир был закреплен этим браком. Заключая брак, Александр обязывался не принуждать Елену к переходу в католицизм и сохранить за ней веру её отцов – «греческий закон». Благодаря этому Елена Ивановна смогла стать покровительницей православных в литовском государстве.

Лицевой летописный свод XVI века. Обращение русских князей Литвы за помощью к Ивану III
Лицевой летописный свод XVI века. Обращение русских князей Литвы за помощью к Ивану III

Но это длилось недолго, в Вильно Елену стали настойчиво принуждать перейти в католицизм. Иван III, в письмах предупреждал своего зятя Александра, вести себя осторожнее в религиозных вопросах, но тот не внял увещеваниям тестя. В этих условиях, Симеон Черниговский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем и Любечем, и Василий Рыльский, в чьем владении находились Рыльск и Новгород-Северский (включая земли нынешней Харьковщины), сохраняя верность Православию, обратились к Великому князю Ивану III с просьбой избавить их от литовского католического ига, принять с вотчинами в состав Русского государства. Иван III вступил в войну с Литвой, которая продолжалась несколько лет и завершилась грандиозной победой в 1503 году. Московская Русь тогда отвоевала ряд исконно русских земель, среди них — Северские земли (включая Путивль и Гомель), в общей сложности 19 городов, 70 волостей, 22 городища, 13 сел.
Важно помнить, что вторая русско-литовская война (1500-1503 гг.) началась по религиозным причинам. И для Литвы, потерявшей треть своей территории, та война историческая катастрофа и урок истории.
Итог войны за наследие Древнерусского государства определила битва при Ведроше состоявшаяся 14 июля 1500 года под Дорогобужем. Это было крупное сражение для того времени, с каждой стороны учувствовало около сорока тысяч воинов. Дикая сеча продолжалась около шести часов. Это важное событие в истории России сейчас незаслуженно забыто.
В российской военной истории Ведрошская битва рассматривается как продолжение и развитие лучших традиций русского военного искусства, заложенных на поле Куликовом. Исход сражения, как и в Куликовской битве, был решён флангово-тыловым ударом засадного полка. Битва закончилась разгромным поражением литовского войска, пленением командующего литовскими войсками Константина Острожского и, впоследствии, переходом около одной трети территории Великого княжества Литовского под власть великого князя Ивана III.
В Москве победу отметили всенародным празднеством, воевода Даниил Щеня чествовался как победитель и герой сражения.

Битва при Ведроше 14 июля 1500 г. решила исход Второй русско-литовской войны.
Битва при Ведроше 14 июля 1500 г. решила исход Второй русско-литовской войны.

Многие обратили внимание на знаменательное совпадение: литовцы были разбиты на Ведроше 14 июля — в тот самый день, когда москвичи разгромили новгородцев на Шелони в 1471 году и покорили Казань в 1487 году. В этом «совпадении» русские люди того времени видели богоугодность московского дела, собирания русских земель под одним политическим центром. Это был самый крупный военный успех за всю жизнь Ивана III, наполненную громкими победами. Об этой победе не принято было говорить в Советский период, нельзя было нарушать пресловутую дружбу народов, которая выстраивалась за счет русского народа. У нас, к тому же, были дружеские отношения с Польшей и т.д., по этой причине вся эта история была спрятана. Не принято было говорить об этой победе и в постсоветский период. Ведь долгое время границы СНГ считались нерушимыми.
На Украине всячески прячут и тот факт, что исторический герб Чернигова – Двуглавый орел. Прячут, потому что возникает вопрос, как это могло случиться? И тогда обнаружится, что Чернигов вошел в состав России еще при Иване III.
После Второй Русско-Литовской войны 2 АПРЕЛЯ 1503 года БЫЛО  ЗАКЛЮЧЕНО БЛАГОВЕЩЕНСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ между Иваном III Великим и его зятем литовским князем Александром. В договоре Александр назвал Ивана III – «государем всея Руси»…

Благовещенское перемирие одна из самых важных дат русской истории! Эту дату в будущем должен знать каждый школьник.
В тот знаменательный день граница России официально и признанно другими государствами перенеслась на тысячу километров западнее от Москвы. Огромная территория от Калуги до Киева, Чернигова и Путивля, в том числе и земля нынешней Харьковской области, вошла в состав России! Россия приобрела земли, сравнимые по площади с огромной новгородчиной.
Тогдашний ошибочный цивилизационный выбор привел Литву в сегодняшнее жалкое, рабское, положение на задворках Европы.
А ведь еще в 14-м веке это было самое могущественное государство восточной Европы занимавшее пространство от Черного до Балтийского моря.
Харьковская, Сумская и Черниговские земли вошли в состав России за сто пятьдесят лет до Переяславской Рады!
В Смутное время Чернигов и Смоленск (отвоеванный у Литвы в 1514 м году) перешли к Речи Посполитой и в состав России вернулись 1667-м году.

Русско-литовская война 1500-1503 гг.
Русско-литовская война 1500-1503 гг.

Территория исконно русских княжеств Северщины, целое столетие находившаяся в составе Литвы, носит для России жизнеобеспечивающий характер, сейчас эта земля называется Слобожанщиной. Да конечно Харьков еще не был основан, и пространство Дикого поля была мало заселено, но это ничего не меняет. Не случайно главный кафедральный собор в Харькове Благовещенский. Для нас это напоминание и о том важнейшем историческом событии, когда в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Харьковская земля вошла в состав России!
Очевидно, что Иван III Великий был орудием Божественной Воли. Он увеличил территорию России в шесть раз, не потерпел ни одного поражения, научил своих соотечественников не бояться ни Востока, ни Запада. Заложил основы русской государственности, которой мы пользуемся сейчас.
Секрет его успеха и величия видится в его живой творческой вере в Промысел Божий. Библия была его настольной книгой.
Многим эта взаимосвязь непонятна. Сейчас вообще утрачено сакральное понимание власти как формы тяжелейшего и ответственного служения. Лишенная нравственных бытийных опор власть вырождается в голое насилие.
Только человек, понимающий, что природа власти мистична. Осознающий, что власть — это форма ответственного служения, бремя священнодействия у Алтаря Отечества, может подойти к власти с правильной стороны. В противном случае все азартные попытки оседлать вращающееся колесо политической фортуны будут заканчиваться конвульсиями под этим же колесом.

Государь Иван III получает известие о победе над Литвой на берегу реки Ведроши
Государь Иван III получает известие о победе над Литвой на берегу реки Ведроши

Задача власти не обслуживать страсти арифметического большинства, а творчески служить Богу и народу в соответствии с Заповедями, ограничивая зло – быть рукой удерживающей.
На земле существуют как бы отражения, отзвуки различных сущностей духовного мира – вся земля являет собой некий грандиозный метасимвол.
Кремль земной – отражение Кремля Небесного.
Символично, что в центре Кремля высится колокольня Иван Великий. Это не просто колокольня – это памятник основателю русского государства Ивану Великому III.
Именно по воле Ивана III Великого итальянскими мастерами был выстроен сегодняшний Московский Кремль. Соборная площадь с царской Грановитой палатой.
В Кремле бьется двухкамерное сердце России – это Успенский и Архангельские соборы. В этих соборах покоятся: Великие князья, Цари, русские Митрополиты и Патриархи – это отцы-строители и защитники Русского Мира.
Иван III Великий создал для нас этот священный Алтарь Отечества.
В русском языке выражение «выйти из Египта» обозначает освободиться не только физически, но что наиболее важно, вывести свое сознание из рабства духовного. Поэтому мы вспоминаем своих предков, и великих строителей России.
А глядя на Кремль, вспоминаем создателя русской государственности, Ивана III Великого, который растоптал ханскую басму, сбросил ордынское иго и сумел из разрозненных княжеств собрать единое государство, при котором, символ нашего цивилизационного преемства от Византии, Двуглавый орел перелетел в Россию.
Для нас же актуальным является то, что он успешно решил «украинский вопрос». Сделал Москву Третьим Римом! Вспоминая всю эту историю, мы выводим свое сознание из рабства.
Именно в эпоху Ивана Третьего появляется понятие Отечество.
Символично, что в построенном им Успенском соборе Московского Кремля есть древняя икона Отечество.
Важно, чтобы в освобожденном Харькове нашлось место памятнику государю Ивану III.

Достойный памятник создателю русского государства спроектировал московский скульптор Виктор Воробьев. Если этому памятнику не найдется места на Московской земле, то найдется на Харьковской.

Проект памятника государю Ивану III московского скульптора Виктора Воробьева
Проект памятника государю Ивану III московского скульптора Виктора Воробьева

Ведь пока о человеке сохраняется благодарная память в памяти потомков, он жив в сознании помнящих.

Книга "КЛЮЧИ К РУССКОМУ ХАРЬКОВУ" Сергея Моисеева,

председателя общественной организации "Русь Триединая"

Ключи от русского Харькова | Моисеев С. В. - купить с доставкой по выгодным ценам в интернет-магазине OZON (1570225925)