Этот паренёк привлек внимание новоиспечённых студенток-первокурсниц физмата пединститута сразу, как только появился в аудитории. Было первое сентября, вчерашние абитуриенты, немного волнуясь, знакомились друг с другом, ожидая преподавателя, который проведёт первую в их жизни пару. За две минуты до начала занятия на пороге возник растерянный молодой человек с большой дорожной сумкой, и на него сразу устремились взгляды всех первокурсников, которые уже расселись за парты. Парень прошел по ряду между партами, еле волоча свой баул, то и дело спотыкаясь о чьи-то ноги и бормоча «извините».
На переменке между половинами пары загадочный студент рассказал о том, что живёт он далеко , почти три часа езды и, вообще-то, ему, по-хорошему, нужно было приехать ещё вчера вечером, чтобы заселиться в общежитие. Но так не хотелось уезжать из дома, и мама очень переживала, что долго его не увидит. В общем, он решил, что встанет с утра пораньше и поедет, рассчитывая успеть закинуть вещи в общагу и даже немного отдохнуть с дороги. Но во время пересадки замешкался, опоздал на электричку, а следующая прибыла на вокзал впритык. Времени хватило только на то, чтобы вприпрыжку добраться до института, так что пришлось тяжелую сумку тащить с собой.
-Так тебе ещё в общагу заселяться? – спросила хохотушка Марго,- ну ты обращайся, если что, мы поможем. Теперь пять лет в одной упряжке идти, да, Вик?..
Марго весело подмигнула подружке, которая застенчиво улыбалась, глядя на однокурсника. Мальчик был приятный, скромный, слегка растерянный, но от этого ещё более милый.
-А как тебя зовут? – спросила Вика.
-Паша, - ответил парень. Прозвенел звонок, студенты нехотя разбрелись по своим местам.
-Паш, ты здесь? – Марго, постучав три раза в обшарпанную деревянную дверь, заглянула в комнату. Вика маячила за её спиной.
Паша сидел на скрипучей кровати, задумчиво глядя в окно. У его ног стояла открытая сумка.
-Ты ещё даже вещи не разобрал? Слушай, а соседи твои где? С кем ты живёшь? Надеюсь, с первокурсниками? А то у нас в соседней комнате девочка поселилась с филфака, а там уже две третьекурсницы жили. Так они ей такое посвящение в студенты устроили! Прямо дедовщина какая-то! – Марго картинно закатила глаза.
-У меня нет соседей. Я пока один.
-Ну да, нам говорили, что мужской этаж полупустой. В пед в основном девчонки идут. Паш, а у тебя призвание, да? Ты учителем мечтаешь быть?
Паша молча поднял сумку и поставил её на кровать. Внутри что-то звякнуло.
-Что это у тебя там? Давай, мы поможем всё разобрать и разложить? Вместе-то веселее, - продолжала активничать Марго.
-Я не знаю, что там, мне мама сумку собирала, - ответил Паша, выкладывая содержимое на покрывало.
Марго тихонько прыснула, не сумев сдержаться, и язвительно спросила:
- А шнурки тебе мама не завязала?
Вика укоризненно посмотрела на подругу:
-Рит, ну хватит тебе! Паш, а это всё мама твоя делала? – спросила она, указывая на многочисленные банки с соленьями и пакеты с пирожками.
-Да, это всё мама, - Паша с благодарностью посмотрел на Вику, а потом бросил короткий хмурый взгляд на её дерзкую подругу.
-Вот это изобилие! Ну, теперь мы точно знаем, к кому сегодня ужинать пойдем! – продолжала веселиться Марго.
После того, как сумка была разобрана, а вещи разложены, Паша спросил:
-Девчонки, а у вас на этаже где душ находится? Что-то я прошёлся здесь, но не увидел…
-Так душ только на первом этаже! Как выходишь с лестницы, налево вахта, а направо душевые. Одна мужская, другая женская. Они ещё и работают через день.
-Как через день? – у парня округлились глаза от изумления.
-Добро пожаловать в общагу! – расхохоталась Марго, - ладно, мы пойдем, нам ещё к соседям надо зайти. Пока!
Паша попрощался о однокурсница и с таким озадаченным видом, что, выйдя за дверь, Марго снова рассмеялась, глядя на подругу.
-Да-а, ну прямо мамин пирожочек! Странно, что он ещё не с мамочкой сюда заселился…
-Ну что в этом такого, Рит? Это разве плохо, когда родители заботятся о детях? – задумчиво произнесла Вика.
-Заботятся? Ну не знаю, не знаю. По-моему, это по-другому называется. О, Ксюха, привет! – Марго тут же думать забыла про однокурсника, встретив в коридоре девчонку из соседней комнаты…
На следующий день, после большой перемены, Пашино место в аудитории пустовало. Наблюдая за строгим преподавателем, который нудно читал лекцию, то и дело поправляя сползающие на нос очки, Вика тихо прошептала, наклонившись к Марго:
-Интересно, куда он делся? Прогулять решил?
-Паша, что ли? Не знаю, но из общаги он выходил, видела. Правда, с тёткой какой-то. Не разглядела, кто такая, они впереди шли.
В этот момент дверь аудитории распахнулась, и на пороге появилась статная, чуть полноватая женщина. Она была одета в яркое платье горчичного цвета, на голове у неё красовалась шляпка, а шею и запястья украшала крупная бижутерия.
-Здравствуйте! – властно произнесла яркая женщина, заставив преподавателя вздрогнуть от неожиданности и резко развернуться к двери, - я забираю Павлика Смирнова с занятия.
Озадаченный преподаватель взглянул на список группы, лежащий на столе, потом снова на женщину.
-Простите, а кто вы?
-Я мать! – гордо бросила та и, закрыв дверь, удалилась, давая понять, что аудиенция окончена.
Откашлявшись и поправив очки, преподаватель сказал:
-Уважаемые студенты, для того, чтобы отпроситься с занятия, достаточно вам лично подойти и сообщить о причине. Родителям для этого приходить в институт не обязательно, - и, вздохнув, добавил:
-Павлику Смирнову тоже это передайте, пожалуйста.
-Рит, ну зачем мы к нему пойдем? Завтра в институте всё узнаем! – Вика еле успевала за подругой, которая решительно шла по коридору общежития.
-Вика, я до завтра с ума сойду от любопытства! Ну интересно же, чего это к нашему Павлику маман заявилась. Соскучилась уже, что ли?
Марго, дойдя до нужной двери, громко постучала и, не дожидаясь ответа, открыла дверь, входя в комнату со словами «Паш, ты тут?». Однокурсник стоял посреди комнаты, пытаясь сложить теплый свитер. Получалось у него не очень.
-А ты чего это сегодня с занятий ушёл?
-Да ко мне мама приехала. Мы с ней ходили квартиру смотреть.
-Какую квартиру?
-Съёмную. Повезло, мама нашла недалеко от института, чистая и по цене нормально. Так что я собираюсь.
-Ты из общаги съезжаешь, что ли? А почему?
-Ну как почему? Вы этот душ видели вообще? Как туда зайти можно, а тем более мыться? И на кухне я вчера таракана видел. Хотел картошку разогреть, которую мне мама положила. А пришлось вермишель заваривать и давиться.
-А… а как твоя мама узнала, какие тут условия? Ты же только вчера вечером вещи разбирал, а сегодня уже переезжаешь…
-Ну, я маме позвонил и рассказал.
-Какие мы нежные, - фыркнула Маргарита и приготовилась сказать ещё что-нибудь язвительное, но не успела. Дверь в комнату открылась, Пашина мама перешагнула порог.
-Павлик, ну всё, с комендантом я решила, можно идти. Нам ещё в квартире всё раскладывать, - и, чуть отдышавшись, сказала с улыбкой:
-Ну что ты, никак со свитером не справишься? Давай, я сложу.
С этими словами она быстро уложила свитер сына в сумку. Разогнувшись, женщина, наконец, удостоила взглядом Марго и Риту, молча стоящих в сторонке.
-А вы, девочки, с Павликом вместе учитесь?
-Да, в одной группе.
-Ммм. Ну, возьмите вот эти пакеты, помогите отнести на вахту, - королевским жестом женщина показала на пакеты, которые стояли в углу.
Пашина мама шла впереди, неся забитую донельзя дорожную сумку, с которой приехал её сын. За ее спиной шел Павлик, который важно нёс под мышкой свёрнутый трубочкой ватман…
…Студенты физмата педагогического института, сдав пятую в своей жизни сессию, отмечали «экватор» - окончание половины обучения. Зимняя сессия третьего курса была очень сложной и объемной – куча зачётов до Нового года, четыре экзамена после. Сдав последний экзамен как раз 25 января, в Татьянин день и, по совместительству, в день студента, счастливые третьекурсники собрались в маленькой скромной кафешке недалеко от ВУЗа, чтобы отметить свой праздник.
В самый разгар праздника Вика вдруг засобиралась уходить. Марго, увидев, как подружка тихонько пробирается к выходу, стараясь не привлекать внимание, конечно, тут же сорвалась с места и устремилась за ней. Вика надевала куртку, стоя перед зеркалом в холле.
-Викусь, а ты куда? Так хорошо сидели… И, главное, не сказала мне ничего, усвистела молча!
- Рит, да я… Ну, мне идти надо…
-Так, я тебя никуда не отпущу, пока не скажешь! Что за тайны Мадридского двора?
-Ну, у меня свидание.
-С кем это?
-С Пашей.
-Погоди… Со Смирновым, что ли? О, Боги! – театрально закатила глаза Марго, - так он же сказал, что заболел, даже в кафе с нами не пошёл?
-Да не болеет он. Просто не любит все эти сборища. Рит, мне пора.
-А с чего это у вас вдруг свидание? Нет, ну я сейчас с ума сойду!
-Почему «вдруг»? Мы уже почти месяц встречаемся…
Глаза Марго, и без того большие, от удивления округлились и стали просто огромными.
-Обалдеть! Ну, тихоня наша! А я-то как проглядела? Да-а, теряю квалификацию…
Вика, снисходительно улыбнувшись, застегнула последнюю кнопку пуховика и помахала подруге рукой, выходя из кафе.
Когда Вика вечером переступила порог комнаты в общежитии, Марго, которая уже вся извелась от нетерпения, тут же подскочила к ней:
-Ну, наконец-то! Давай, рассказывай!
-Рит, дай мне хоть раздеться. Слушай, а у нас есть что-нибудь покушать? Я голодная такая.
-Хорошее свидание! Что ж тебя Павлуша не покормил даже?
-Ну, я же не поесть на свидание пошла. Мы гуляли долго по городу. Потом замёрзли. Он мне предложил кино посмотреть. Я, правда, думала, что мы в кинотеатр пойдём… Но Паша меня к себе в квартиру съёмную привёл. Нет-нет, всё прилично было! Мы правда кино смотрели. На ноутбуке.
-Да я не сомневаюсь… Ну и кавалера ты себе отхватила, Вика! Прогулки в минус двадцать, кино на ноутбуке… Чаем-то хоть напоил?
-Ну да, чай пили. Только у него к чаю не было ничего. Рит, давай поедим что-нибудь, а?
Марго, достав хлеб и нарезая бутерброды, не удержалась и съязвила:
-Мамы-то хоть не было?
-Нет, не было. Но, ты знаешь… Паша хочет нас познакомить. Она приедет к нему на следующей неделе. Вот, он меня пригласил в гости, посидеть, пообщаться…
-С мамой? Вы месяц встречаетесь всего! Хотя, я бы ради интереса пошла. Так, чисто посмеяться потом.
-Рита, ты неисправима. Тебе бы только посмеяться… А я думаю, что у него намерения серьёзные, раз с мамой хочет познакомить.
-Ну-ну. Посмотрим, - насмешливо сказала Марго, отпивая теплый чай из кружки.
Перед встречей с Пашиной мамой Вика очень волновалась. Парень встретил её около общежития.
-Паш, подожди. Давай в магазин зайдём?
-Зачем?
-Надо купить что-нибудь к столу. Не с пустыми же руками идти.
-Да перестань, мама с утра уже всего наготовила.
-Ну тогда тем более неудобно – она старалась, полдня у плиты стояла, а я просто так приду? Нет, я так не могу.
-Ну, как хочешь…
Вика выбрала в кондитерском отделе красивую коробочку с очень аппетитными эклерами. Десерт стоил треть её стипендии, но девушка решила разориться по такому случаю – она знала, что эти пирожные очень вкусные. Как-то Вика уже покупала их, позволила себе, когда родители прислали чуть больше денег, чем обычно.
Паша отрыл входную дверь и вошёл в прихожую. Сзади застенчиво маячила Вика. По квартире разносились умопомрачительные ароматы – мама, видимо, приготовила царский стол. Снимая сапожки около порога, Вика увидела, что свежевымытый пол ещё не совсем просох, кое-где виднелись влажные островки. Стараясь не наступать на них, девушка аккуратно прошла в комнату, Паша же, даже не смотря под ноги, прошлепал прямо по непросохшим местам.
-Здравствуйте, Вика, - миленько улыбаясь, произнесла Пашина мама, цепким взглядом пробегая по хрупкой фигурке девушки с головы до ног, - не стесняйтесь, проходите. Меня зовут Инесса Павловна.
-Очень приятно, Инесса Павловна. Я вот пирожные принесла к чаю, очень вкусные.
-Спасибо, деточка, - женщина взяла из рук Вики коробочку и небрежно положила их на подоконник.
Вечер прошел спокойно и умиротворенно. Инесса Павловна долго листала большой фотоальбом, который специально для знакомства привезла из дома, и рассказывала Вике про детство любимого сына, показывая снимки. Девушка внимательно слушала, задавала вопросы, восторгалась вместе с мамой милыми кудряшками на голове маленького Павлика. В общем, образцово-показательное знакомство.
К концу вечера, когда все уже пили чай с яблочным пирогом, Инесса Павловна, глядя приторно-сладким взглядом на девушку, произнесла:
-Вика, деточка, ты мне очень понравилась. Как ты смотришь на то, чтобы вам с Павликом жить вместе?
Вика, поперхнувшись кусочком вкуснейшего пирога и откашлявшись, растерянно произнесла:
-Ээ… ну, Паша мне не предлагал…
-Ну так предложи сама, милая моя. Мужчины такие нерешительные, от них не дождаться. Ну а что – вам уже по двадцать лет почти, взрослые люди. Уже как школьники ходить за ручку по улице несолидно. В общем, решайте, детки, я давить не буду. Павлик, проводи Викторию, ей уже пора, в общежитии порядки строгие, да и темно уже…
Прощаясь со своей девушкой у ворот общежития, Паша смущённо сказал:
-Вик, там мама говорила по поводу того, чтобы нам с тобой жить вместе… В общем, я согласен…
Это было так смешно, но показалось девушке каким-то милым и наивным. Улыбаясь, Вика ответила:
-Я тоже.
…В этот день, такой морозный и ветреный, Вика поздно возвращалась домой. Она очень устала и была на взводе. Сначала задержалась в институтской лаборатории, где подрабатывала последний год. Потом долго просидела в библиотеке, подбирая материал для курсовой. Да ещё и Паша не встретил её, хоть и обещал, а на улице скользко и темно.
Войдя в квартиру, Вика долго не могла справиться с заевшей «молнией» на сапоге, поэтому, когда Павел вышел в прихожую, она была раздражена максимально.
-Паш, ты что трубку не берешь? Почему не встретил меня, ты же обещал?
-Да там мороз такой, Вик, я решил не выходить.
-Отлично, вообще. А на телефон ты тоже из-за мороза не отвечаешь?
-Ну что ты всё ругаешься? Мы вообще есть сегодня будем? Я голодный, а ты даже не торопишься.
-Паш, я тоже есть хочу. Мог бы хоть пельмени сварить.
-Я? – обиженно засопел Павлик, - так я тебя ждал. И вообще, эти твои пельмени надоели уже! Я не привык их так часто есть.
-Ну и готовь себе сам, раз такой привередливый, - отрезала Вика.
Ругаться не было сил. Она быстро сварила себе пельмени, поела и пошла в душ. Выйдя из ванной, девушка хотела только одного – лечь спать, завтра перед занятиями ещё на работу в лабораторию нужно было заскочить. Но она знала, что встать даже на 10 минут пораньше, чтобы приготовить себе завтрак, не будет никаких сил, а значит, снова полдня придется голодать. Собрав последние силы, Вика пошла на кухню, сварила яйца вкрутую, нарезала бутербродов с сыром и колбасой и уложила всё это в контейнеры. Утром останется только налить кофе и спокойно позавтракать, ещё и собой взять останется.
Утром, три раза переведя будильник на 10 минут, Вика всё же сползла с постели, предвкушая ароматный кофе с бутербродами на завтрак. Открыв дверь на кухню, девушка увидела сидящего за столом Пашу. Перед ним стоял открытый контейнер, в котором одиноко лежал последний бутерброд…
Тут, как говорят в народе, у Вики шторка упала.
-Ты что делаешь? Зачем ты взял мои бутерброды? – воскликнула она, стараясь не переходить на визг.
Паша застыл с куском хлеба у рта.
-А что, нельзя?.. Я думал, ты мне приготовила!
-Я это приготовила себе, с вечера, чтобы успеть утром поесть! Ты никуда не опаздываешь, мог бы сделать себе сам!
-Мне мама всегда утром завтрак готовила, - обиженно протянул Паша.
У Вики крутилось много разных слов на языке, но, посмотрев на разобидевшегося Павлика, она замолчала. Девушка вдруг чётко поняла, что донести до него свои мысли она не сможет. Ни сейчас, ни когда-либо.
Молча собравшись, Вика вышла из дома. Весь день прошёл в воспоминаниях и прокручивании в голове событий целого года, пока они с Пашей жили вместе. Вспомнилось, как он на каждом шагу умудрялся оставлять за собой бардак, грязные тарелки и кружки за компьютерным столом, одежду – прямо на полу, где разделся, там и бросил. Приучить его убирать за собой было просто бесполезно. Вспомнилась Инесса Павловна, которая с умилением рассказывала, как Паша в десять лет увлекся дзюдо, и она каждый день провожала его на тренировку, неся рюкзак с формой и спортивной обувью, пока сын гордо вышагивал впереди. Спортсмен! А ещё была ситуация с квартирой, когда нужно было срочно подыскивать другое съёмное жильё, и Павлик, не умея элементарно звонить людям и договариваться с ним, уже хотел набрать мамин номер, чтобы она всё решила. Вика уговорила его не вести себя, как маленький, и за 20 минут сама нашла им новую квартиру. Что уж говорить про то, что девушка уже полгода оплачивала эту самую квартиру, а когда предлагала своему парню подработать, он отвечал, что устает в институте и не хочет отвлекаться от трудной учебы. Игра на ноутбуке в «Танки», видимо, отвлекала его не так сильно…
-Господи, где была моя голова?! – сказала сама себе Вика, возвращаясь этим вечером домой. Она уже решила для себя всё, поэтому абсолютно не нервничала, и настроение у неё было отличное.
-Паш, ты дома? А чего на учебу не пришёл сегодня? Утром ведь собирался.
Ответа не последовало. Зайдя в комнату, Вика увидела, что Павлик сидит, демонстративно уткнувшись в экран ноутбука.
-Паш, мне нужно с тобой поговорить.
-Вообще-то, ты на меня сегодня накричала, и я обиделся.
Девушка, подавив смех, ответила:
-Не переживай, я тебя надолго не задержу. Паша, я приняла решение с тобой расстаться. Вместе нам быть смысла не вижу.
Павлик изумлённо взглянул на Вику. Он смотрел ей в глаза, пытаясь разглядеть в них какое-то отчаяние, но видел только пляшущих веселых чертят. Девушка готова была рассмеяться, но изо всех сил сдерживалась.
-Вик, да ладно тебе, - промямлил Паша, - ну с кем не бывает, ты просто устала, наверное. Ты отдохни, ужин потом приготовишь…
-Паш, - глубоко вздохнув, чтобы не расхохотаться, ответила Вика, - больше никаких ужинов. Мы рас-ста-ем-ся!
Парень посмотрел на неё с такой обидой, как маленький ребенок смотрит на взрослого, который запретил ему съесть очередную шоколадку. Потом он схватил со стола телефон и ушел на кухню, с грохотом захлопнув дверь.
Вика сидела в кресле, откинувшись на спинку, и ждала, пока Павлик наговорится по телефону возмущённо-обиженным тоном. Что звонок этот был адресован маме, она даже не сомневалась. Наконец, Паша зашёл в комнату, гордо остановился напротив Вики и сказал:
-Без тебя обойдёмся! Можешь собирать свои вещи и проваливать!
Вот тут уже пришло время возмутиться Виктории:
-Павлуша, ты ничего не перепутал? Я нашла эту квартиру! Я за неё плачу уже полгода! Кто там должен вещи-то свои собирать?!
Паша хотел что-то сказать, но, задыхаясь от возмущения и обиды, не мог произнести ни звука. Наконец, вынув телефон из кармана, он вновь ушёл на кухню. А Вика открыла шкаф и начала доставать оттуда Пашины вещи.
…Через неделю Вика и Марго праздновали импровизированное «новоселье» - Виктория уговорила подругу снимать квартиру пополам. Чокнувшись с однокурсницей бокалом лёгкого вина, Марго сказала:
-Ну, давай за то, что у тебя мозги встали на место, дорогая! Я думала, ты так и загубишь свои молодые годы с этим маминым сынком. Куда он, кстати, пошёл-то, когда ты его прогнала?
-Да что ты, тут такое было! Инесса Павловна на такси примчалась сюда, двести километров, представляешь? Забрала сыночку. Сколько я о себе услышала нового за этот вечер!..
-Да уж, пригрелся Павлик под мамкиной юбкой… Туда ему и дорога!
Девушки, ещё раз чокнулись, смеясь, за начало новой жизни, в которой глупым маменькиным сынкам больше не было места.
Автор: Галина Квакина