Найти тему
Инициация

Ян Давид де Хем – нидерландский мастер натюрморта.

Родился в Утрехте 17 апреля 1606 года. Первым учителем юного художника был его отец, Давид де Хем. После его смерти, в 1613, Ян обучался у голландского натюрмортиста Бальтазара ван дер Аста.

В период с 1625 по 1629 гг. де Хем жил в Лейдене, где также учился у Давида Байи.

В декабре 1626 художник женился на Алетте ван Веде. У пары родилось трое детей. Почти ничего неизвестно о жизни художника в период с 1631 по 1636 гг., но, если верить некоторым источникам, всё это время он жил и работал в Амстердаме.

Вскоре живописец переехал в Антверпен, в 1636 году вступил в гильдию художников, а через год получил здесь гражданство.

По словам самого де Хема, одной из причин переезда было большее разнообразие и высокое качество местных фруктов и растений, которые можно запечатлеть на картине.

Здесь в 1643 умерла его супруга.

Де Хем не смог в одиночку растить троих детей, поэтому через год женился на Анне Катерине Рюккерс из рода мастеров по изготовлению клавесинов, в браке с которой родилось шестеро детей. Впоследствии трое из сыновей художника – Давид, Корнелис и Ян – учились у отца и помогали ему выполнять заказы.

Кроме того, у живописца было около 10 учеников, которые переняли его стиль и стали известными натюрмортистами.

В Антверпене художник смог проявить свой талант и обрести популярность, его считали одним из лучших живописцев своего времени. Так, его портрет Вильгельма III Оранского был продан за 2000 гульденов и стал одной из самых дорогих картин золотого века голландской живописи. Сам художник едва успевал выполнять заказы, поэтому работал с сыновьями: они рисовали картины, он их подправлял и ставил свою подпись.

-3

Залогом успеха де Хема была необыкновенная чуткость к изменениям моды и запросов заказчиков, а также творческая гибкость и стремление экспериментировать, пробовать себя в разных жанрах: он писал натюрморты, портреты и даже пейзажи. Если сначала в его работах было сильно заметно влияние учителей, то впоследствии художник сумел выработать свой неповторимый стиль.

Творчество де Хема отличается умелым построением композиции, выбором цветовой гаммы и детальностью изображения. Чаще всего, художник писал самые разнообразные цветы и фрукты, однако самые известные его работы относятся к жанру, так называемого, роскошного натюрморта, получившего распространение в 1640-х гг., то есть натюрморта с богатым обеденным столом, ломящимся от снеди, и различными украшениями.

Этот жанр увлёк де Хема после переезда в Антверпен, и это заметно по более высокому качеству картин и разнообразию предметов. Творчество живописца относится к направлению барокко. Со временем де Хем стал приверженцем жанра vanitas (с латинского – суета, тщеславие), и на его натюрмортах появились символы бренности жизни: предметы роскоши, например, символизировали тщеславие, а распятие, окружённое венком, – смерть.

В подобных картинах центральным предметом часто становился череп, лежащий среди цветущей растительности.

-6

Де Хем получил всеобщее признание благодаря своим великолепным изображениям цветов и фруктов. Детальность изображения вплоть до мельчайших деталей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Он писал цветы в букетах и вазах, в которых часто порхают бабочки и насекомые, цветочные венки в нишах, окна и изображения мадонн в серых тонах, гирлянды фруктов, натюрморты с наполненными вином бокалами, виноградом и другими фруктами и продуктами. Хем мастерски использовал возможности цвета и добивался высокой степени прозрачности, его изображения неодушевлённой природы отличаются полной реалистичностью.

-7

Натюрморты Яна Давидса де Хема с цветами в вазе не могли существовать на самом деле: в них находится более двадцати видов растений, некоторые из которых растут в разное время года. Хотя картины автора основаны на точном наблюдении за природой, его живопись подчеркивает важность воображения. Он гармонично составил букет, который будет цвести вечно.

Ян Давид Де Хем.

Натюрморт с попугаем и окороком.

Величественный гимн эпикурейству. Тотем, на богатство дома и стола.

Приворот изобильного достатка. На самом деле является продолжением голландской традиции философского натюрморта о бренности бытия, где устрицы, персики, вино, взрезанная дыня, отсылают к кратким и сомнительным плотским соблазнам.

Привлекательный с виду, но кислый лимон олицетворяет изменчивость и предательство. Серебряная и золотая посуда олицетворяет земные богатства и их тщетность, а окорок — гимн зримой и весомой материальности и телесности.

Попугай - крикливое бахвальство и глупое тщеславие.

Флейта и ноты – оставленные развлечения. Все эти элементы террасно располагаются в картине, образуя диагональные пересечения, в центре которых располагается манящий свежестью окорок.

Однако, важнейшая деталь остаётся в тени. Это синий сундук с ключами, который выше и правее блюда с мясом. На нем бокал, хлеб и виноград – символы причастия.

И соответственно в нем заключен искомый смысл картины и мироздания - таинство евхаристии, преобразований Христовых истин. Там их скрытое торжество среди суеты быстротечной жизни.

-9

Давайте по внимательней рассмотрим картину «Цветы в вазе» Яна Давида де Хема.

Безусловно, мы можем просто любоваться такими натюрмортами: их великолепием, красочностью, реалистичностью, тонко, мастерски выписанными цветами и вазами. Но есть и «второе дно», подтекст в этих изображениях.

Некоторые символы, которые используют художники:

Пионы, розы – символ быстротечной жизни: красивой, яркой, но короткой, быстро увядающей;

Тюльпаны – символ расточительства (дорогое удовольствие их разводить), бесполезного времяпрепровождения;

Нераспустившийся, завядший, поникший мак – символ духовной лености, когда человек живет в пороках и ничего не хочет делать;

Незабудки, фиалки, полевые цветы – символ скромной, благочестивой жизни;

Ирис – поворот к добродетели, покаянию, символ того, что человек встал на путь истинный;

Лилия – чистота, символ Богородицы;

Яркий, пышный, распустившийся мак, занимающий центральное положение в композиции – символ жертвы Спасителя (по легенде маки выросли из капель крови Иисуса, которого распяли);

Колоски – могут отсылать к хлебу, то есть к плоти Христа;

-10

Сломанные, осыпающиеся, засохшие цветы и плоды – символ смерти, Memento mori;

Букашки, гусеницы, улитки, всё то что ползает – символ грешной души, пороков, страстей;

Чертополох — символ зла;

Зная, как трактовать изображенные на картине цветы, попробуем понять смысл натюрморта «Цветы в вазе» Яна Давида де Хема.

Художник пытается пристыдить зрителя, он как бы говорит: «Хватит копошиться в грязи своих пороков! Обратись к покаянию, стань на путь добродетельной жизни, и Христос радует тебе спасение».

Есть над чем подумать и в наше время, как вы считаете. Можно написать в комментариях свои мысли и отношения.