Начав читать эту книгу, вдруг увидел, что книга-то совсем не о пламенном революционере, коммунисте Николае Островском. Эта книга о великой любви, о непреодолимых, фатальных трудностях, которые были преодолены этой маленькой, хрупкой Женщиной. Если не во имя любви и преданности, то во имя чего? Никакая слава, долг коммунистки, никакая гордость за мужа не стоили тех усилий, которые выпали на долю Раисы Порфирьевны Островской, жены писателя. Вы только представьте, в разодранной большевиками стране остаться с полностью парализованным мужем? Уму не постижимо!
Н. Островский написал книгу «Как закалялась сталь». Для идеологической истерики и романтики будущего нового времени, книга получилась прекрасная. Она звала на бой во имя красивых и непонятных идей, воспитывала, убеждала, показывала пример служению партии. Но как он эту книга написал, что за ней стояло?
Пенсии по инвалидности Островскому на жизнь не хватало. Жили Островские в полуподвальной комнате, без туалета, ванной. Даже раковины не было. Вставала Раиса Порфирьевна в 4 – 5 часов утра, готовила завтрак мужу, кормила его. Затем надо было под Николаем Андреевичем перестелить чистую простыню, выполнить гигиенические процедуры. Напомню, Николай Островский полностью парализованный и незрячий. Затем, она шла на работу, прибежав с работы (работала на конвейере), готовила еду, кормила мужа, читала ему большевистские газеты. Часов в 10 вечера Николай просил, чтобы она записывала под диктовку страницы из будущего романа «Как закалялась сталь». Продолжалось это до часу ночи.
Да, какой-то непродолжительный период Островский писал сам, с помощью трафарета, но супруга должна была переписывать написанное, мужем. А утром всё по новой. Иногда Островский капризничал. Вы представили картину такой жизни? Партия не пощадила Островского, теперь Островский, ради партии и её идей, мучил жену. Так кому мы обязаны романом «Как закалялась сталь»? Кто вынес на себе все тяготы подвига Островского? Хорош подвиг, когда он не за чужой счет? Вывод: не было бы такой верной и терпеливой супруги, не было бы подвига Островского и его романов. Поэтому, воспевая подвиг Островского, почти совсем забыли еще более жертвенный и величественный подвиг его супруги Раисы Порфирьевны Островской.
Что интересно, очень много книг из серии «Жизнь замечательных людей» переиздавалось уже в позднее, постсоветское время, естественно, без идеологической шелухи, с дополнительными фактами. А вот о писателе, пламенном революционере, коммунисте Николае Островском в наше время ничего не написано. Возможно, он остался героем того, уже порядком забытого времени. И его два романа «Как заклялась сталь» и «Рождённые бурей» так и останутся реквием для тех лет.
Раиса Порфирьевна Островская написала книгу «Николай Островский», которая вошла в серию «Жизнь замечательных людей». В книге она простым, мягким слогом, по-доброму с большой искренней любовью писала о своем супруге. Естественно, золотые крупинки истины спрятаны под толстенным слоем идеологических штампов.
«Первый космонавт Юрий Гагарин записал:
«Таких людей — народ не забывает. Жизнь Николая Островского всегда будет ярким маяком для нашей молодежи»»
Так и хотелось ответить, что молодёжь без маяков разберётся, что делать и куда идти. Не надо ей указывать, она умнее нас.
Многое из автобиографии Островского можно увидеть в романе «Как закалялась сталь».
«В 1910 году, когда Николаю исполнилось шесть лет, его отдали в церковноприходскую школу. В 1913 году он ее закончил с похвальным листом. Поздней осенью собралась семья Островских в Ше-петовке. Отец и Дмитрий поступили работать в депо.
— Коленька очень хотел учиться, и, хотя время было тяжелое, мы с Митей решили удовлетворить его просьбу. И он поступил в следующем году в двухклассное Шепетовское училище. Но учился там недолго: преподаватель закона божьего поп Акримовский невзлюбил Колю за то, что тот своими вопросами о создании жизни на Земле оспаривал «учение бога». Коля был исключен из школы. Что делать? Надо устраивать его на работу. Трудно было найти что-то подходящее. Пришлось, и то при помощи знакомых, определить Колю к хозяину станционного буфета при вокзале. Там он работал кубовщиком на кухне. Я думала, может, Коля хоть будет сыт. Но надежды мои не оправдались. Тяжелая работа по восемь-десять часов в сутки, ночные дежурства, оплеухи и подзатыльники изматывали его…
Брат Островского Дмитрий Алексеевич рассказывал:
— В городе вспыхнула забастовка железнодорожников. Вся станция оказалась забита эшелонами. Оккупанты окружили город, вылавливали рабочих и под конвоем приводили их в паровозное депо. Николай находился в гуще событий. Помню, как он предложил группе товарищей, в которой находился и я, укрыться в церкви, где шло богослужение. Оккупанты и оттуда вытащили нас, повели на станцию. По обочине дороги, не спуская с нас глаз, шел Николай. Собрали в депо человек двести. И здесь я увидел брата, забравшегося каким-то чудом на поперечную балку. Позже выяснилось, что у него был револьвер, который он утащил у коменданта станции. Пристроившись на балке, он намеревался стрелять, если оккупанты станут бить рабочих.
Вскоре меня и Федора Передрейчука (один из прототипов Жухрая, героя романа «Как закалялась сталь») отправили с конвоем на паровоз. Нам приказали вести эшелон в сторону Славуты. Прибегает Николай и передает указание Линника: «Поезд не выводить со станции, в крайнем случае совершить крушение». Получив такое указание, мы решили, не прицепляясь к поезду, угнать паровоз. Отъехав километров семь от Шепетовки, спрыгнули с паровоза, а он помчался вперед. Перепуганный стрелочник направил его в тупик, где он потерпел крушение.
В августе 1919 года Красная Армия под натиском превосходящих сил противника временно оставила Шепетовку, и подросток Коля Островский ушел с войсками. В военном билете читаем: «Вступил на службу в РККА добровольно 9 августа 1919 года, в батальон особого назначения ИЧК (Изяславской Чрезвычайной Комиссии. — Р. О.)».
Вступил он в бой рано повзрослевшим подростком. В один год уложился его боевой путь. Но этот год стоил целой жизни.»
Островская вспоминает:
«Партийные руководители Киева обратились к комсомольцам с призывом принять участие в строительстве узкоколейки от места заготовки дров до станции Боярка.
Врачи категорически запретили Островскому ехать на строительство. Но он поехал. Жили в полуразрушенной холодной школе. Там впервые почувствовал боль в коленных суставах.
Из документов Островского: «Участвовал в ударном строительстве на постройке железнодорожной ветки для подвоза дров, где тяжело заболел, простудившись и поймав тиф».
Товарищи отправили его в Шепетовку в полубессознательном состоянии.»
После выздоровления….
«Вернувшись в Киев, он опять врезался в самую гущу дел. Спасал лесосплав на Днепре, после чего боли в ногах усилились: работал по колено в ледяной воде, в результате — полиартрит. Он «перенес тиф и одновременно воспаление легких и почек». После тифа коленные суставы опухли, тупая боль не прекращалась.
Медкомиссия признала его инвалидом первой группы.
Снова Шепетовка. Снова уход матери и лечение, лечение…»
Обратите внимание, все беды ложились на плечи его матери Ольги Осиповны. Лишь маме нужны её дети в любом состоянии. И вот тут поневоле, задумываешься, в чем подвиг? О матери он не думал, как и о себе. Сознавая своё плохое здоровье, ринуться спасать, не людей, брёвна, чтобы ещё больше подорвать своё здоровье? Ведь здоровый он принёс бы куда больше пользы партии и стране.
Но вот что мне показалось очень ярким моментом, который актуален, как никогда и в сегодняшний день. Понимая, что болезнь не позволит ему трудиться наравне со всеми, Островский начинает усиленно читать. Делал это он, пока позволяло зрение. Затем ему читала книги мама, жена, родственники. Этот эпизод нашел отражение в романе «Как закалялась сталь». В романе Павел Корчагин приходит в редакцию газеты, ему дают задание написать заметку. Заметку не принимают по причине плохого изложения. Тогда Корчагин запоем начинает читать книги. Благодаря постоянному чтению Островский, смог написать свой бессмертный роман.
Я это к тому, что сейчас, увы, редко, кто читает хорошие книги. Вот и пишут некоторые комментаторы бессвязный набор слов. Сразу видно, что последний раз они брали книгу в школе.
Что помогло выстоять Островскому в непростых обстоятельствах? Прежде всего, жена и его внутренний стержень, основанный на беззаветной любви и преданности Коммунистической партии. Глупо или нет, не нам судить.
«30 сентября 1936 года к Островскому в Сочи приехал московский корреспондент лондонской газеты «Ньюс Кроникл» господин Родман. Беседа длилась долго. Родман задал Островскому много вопросов, и среди них такой:
— Скажите, если бы не коммунизм, вы могли бы так же переносить свое положение?
— Никогда! — ответил Островский.
А в беседе с лечащим врачом Михаилом Карловичем Павловским сказал:
— В деле моего самодисциплинирования огромнейшую роль сыграла партия. Я как-то рос с нею. Она боролась, напрягая все свои силы, она росла, крепла и сметала со своего пути все препятствия. Так же делал и я. Я маленькая дождевая капля, в которой отобразилось солнце партии.»
1 октября 1934 года Н. Островский был награжден орденом Ленина. Островский говорил
«Если бойца приласкала страна за его упорство и настойчивость, если к его груди, там, где стучит сердце, приколот орден Ленина,- то счастье его безмерно.»
Что можно сказать, у каждого свой стержень. Для Николая Островского это была Коммунистическая партия. Ведал ли он о сталинских чистках? Ему повезло, его не тронули. Его имя, как и его романы, ушли в небытие вместе с предательством верхушки КПСС. Кончилась эпоха социализма, железного занавеса, эпоха унижений, партийной демагогии и тотального дефицита. СССР, безвозвратно ушел в прошлое. Подвиги были растоптаны и забыты. А может, зря всё это было: переворот 1917 года, гражданская война, репрессии врагов народа? В.Путин как-то сказал, что события 17-го года украли у России победу в Первой мировой войне, ведь мы были в шаге от победы. Тогда может и не началась бы Вторая мировая война и фашисты не захватили бы пол России? Но случилось то, что случилось. Главный урок: не допускать никаких революций, какими бы прекрасными лозунгами они не прекрывались. Революция – огромные и бессмысленные жертвы, полная и длительная деградация государства.
В шестидесятых годах прошлого столетия перед офицерами крейсера «Свердлов» выступил Председатель Совета министров Алексей Николаевич Косыгин. Тогда он всех ошарашил, сказав, что экономика СССР убыточна! Шли всё время ленинским курсом. Ну и пришли. Экономика, в конце концов, рухнула.
В чем настоящий подвиг Островского? Лишь в борьбе со своей болезнью. Быть может, в фанатичной преданности Коммунистической партии. Но, как известно, любой фанатизм до добра ещё никого не доводил.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал