Найти тему
НИКИ-ТИНА

ЗАМУЖ ЗА ЮНЦА...

В Московском театре сатиры посмотрела спектакль «Лес» по бессмертной комедии А.Н. Островского в постановке режиссёра Антона Яковлева. Комедия в 2 действиях в современной аранжировке трактует события, описанные Островским в 1870 году, которые актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, а богатые дамы по-прежнему влюбляются в юношей и разоряются.

По сюжету, скитаясь по России, встречаются трагик Несчастливцев и комик Счастливцев. Волею случая они оказываются недалеко от имения Гурмыжской, тетки Несчастливцева. А там всё смешалось – тетка собирается замуж за юнца, сосед выгадывает, как дешевле скупить теткин лес, племянница-бесприданница, не надеясь на счастливое замужество, собирается топиться, а гимназист-недоучка готов жениться, чтобы обеспечить своё будущее. И в этом водовороте событий только нищие актеры умеют по-настоящему сопереживать ближнему.

Максим Аверин в роли Несчастливцева
Максим Аверин в роли Несчастливцева

На сцене Театра сатиры особых вмешательств в пьесу нет – есть сокращения, первое действие, происходит в усадьбе, а второе, где на дороге встречаются Несчастливцев и Счастливцев, разбиты на эпизоды и смонтированы между собой. Несчастливцев иногда декламирует шекспировские тексты, но это в духе образа. Сочинена также сценка, где обитатели усадьбы играют в лото, что не мешает.

Алена Яковлева - Гурмжиская
Алена Яковлева - Гурмжиская

Алёна Яковлева в роли Гурмыжской - профессионал, играет, как живет, без лишнего напряга и чрезмерных эмоций.

Максим Аверин – настоящий, большой актёр. Аверин играет как бы «от имени и по поручению» странствующих трагиков позапрошлого века, в дорожном плаще, скрывающем камзол Гамлета, представляет всех беспокойных, прекрасных русских артистов. Не хочет он «леса», отвергает его, отталкивает брезгливым взглядом.

Юрий Васильев - Счастливцев
Юрий Васильев - Счастливцев

Зачем Несчастливцев, человек умный, глубокий, понимающий жизнь, пошёл на сцену? Да потому, что он в «лесу» среди обывателей жить не может. Сцена – его спасение. Он хочет «вверх», к высокой трагедии принца Гамлета, а не «вниз», к пошлой возне вокруг денег и телесного низа.

В финале, когда Несчастливцев отдаёт бедной девушке Аксюше собственные деньги – и, в белой рубашке, взмывает на тросе куда-то вверх, под колосники, зал разражается бурными овациями. В центре Москвы человек деньги отдал нуждающемуся, заклеймил «комедиантов», напомнил, что есть в жизни честь, благородство! Конечно, Несчастливцев Островского – идеал, фантом, счастливая выдумка гения, трогательно любившего артистов.

«Мне всегда интересен герой, которого не смогла сломать и подчинить себе обывательская, рациональная среда. Герой, у которого есть принципы, которые он никогда не предаст и не разменяет. И если в этом мире и есть смысл, то только благодаря таким идеалистам»- отметил Антон Яковлев –постановщик спектакля.

Как мне показалось, вся постановка держится на трёх очень сильных актёрах:

Максим Аверин, Алёна Яковлева и Юрий Васильев. Другие актёры также смотрелись великолепно: Майя Горбань, Артём Минин, Игорь Лагутин, Максим Демченко, Александр Чевычелов, Андрей Зенин, Татьяна Титова, Александр Чернявский.

Среди успешных и ярких моментов спектакля, хочу отметить, что первое действие уныло, мало света, плохой звук. Пьеса, казалось бы, перенесена в современное общество, но в то же время, неопределенное и непонятное - эпоха, костюмы, декорации, имитирующая мостки. Сложная конструкция, и актерам тяжело с ней управляться, перила низкие, и когда актер быстро поднимается, а потом сбегает с нее, видимо боится упасть. Черный современный и " спортивный" костюмы помещицы Гурмыжской, костюмчик Милонова, бордовые ботинки Восьмибратова, наряд Счастливцева - все никак не сочетается. А Улита, с ног до головы одетая в русское народное и Гурмыжская- вообще из разных времён. Восьмибратов в образе бандита 90-х, с дипломатом в руках, где нож и пистолет, а вокруг пояса пачки купюр., похож на кого угодно, но не на персонаж Островского. Есть затянутые места, первая половина спектакля совсем мрачная и не динамичная, но постепенно становится ярче и к концу увлекает.Удивило, что все герои оказались старообрядцами, все крестятся к месту и не к месту двумя перстами.

Отдельно про зрителей. В целом спектакль имел успех, зрители часто аплодировали, получили приятные эмоции и провели интересный вечер. Однако, думаю есть и такие, кто читал «Лес» и у них есть над чем подумать.

финал спектакля "Лес"
финал спектакля "Лес"

Всем добра и здоровья. Ставьте лайки и подписывайтесь. До встречи