Евгения Стерлягова, куратор направления апсайкл-одежды ГРАУНД Маркета, рассказывает о популярности создания новой одежды на основе существующей.
Роман Шалганов: Женя, ты — главный редактор паблика об андеграундной моде. Как возник проект GG MAGAZINE?
Евгения Стерлягова: GG MAGAZINE родился около трех лет назад как фешн-треш-панк журнал о моде. На старте ключевыми референсами для нас были модные дома типа Луи Виттона и Баленсиаги, которые тогда активно развивали своеобразную стебную эстетику «чем хуже фотография тем лучше», занимаясь эдаким стильным хулиганством. Мне, как фотографу, показалось интересным поиграть с этой эстетикой.
РШ: Есть ли у проекта теоретическая база? Иными словами, что именно вы декорируете такой эстетикой?
ЕС: Да, конечно! В первую очередь мы ориентируемся на фигуру Мамлеева, у него есть отличный термин, который я нахожу очень подходящим для того, что мы делаем — «онелепливание». Это прием, позволяющий снизить градус пафоса того продукта или предмета, над которым он совершается. Иными словами, буржуазный пафос, который, обычно, источают люксовые бренды в сегодняшнем горящем мире выглядит неэтично. Онелепливание позволяет снизить градус пафоса, показать, что в конце концов все это просто вещи.
РШ: Очень напоминает «остранение» Шкловского! Если позволите небольшой комментарий — на мой субъективный взгляд, остранение как прием в сущности представляет собой минимальное смещение смысла по отношению к предданным концепциям, то есть, стратегиям порождения смысла. В этом отношении онелепливание более радикально и гротескно, остранение более осторожно и тонко, но, в основе обоих приемов лежит один и тот же ход. Однако, при чем же здесь апсайкл?
ЕС: Апсайкл с неизбежностью просвечивает сквозь «онелепленное» в экологическом ключе. Экология как элемент актуальной повестки призывает нас относиться к вещам с заботой, фактически возрождая так или иначе советские практики кастомизации, хранения, ремонта и доделки предметов гардероба, при этом эстетически результаты оказываются близки, например, стилю Кателлана и его Toiletpaper (Toiletpaper — журнал, основанный в 2010 году художником Маурицио Каттеланом и фотографом Пьерпаоло Феррари, ред.) — именно их художественные языки для нас являются ориентирами. В то же время своими корнями апсайкл уходит в шестидесятые, к движению хиппи с вареными джинсами…
РШ: Да-да, конечно! А до того еще стиляги в канареечного цвета пиджаках и галстуки «пожар в джунглях»…
ЕС: С той только разницей, что у нас, в Омске, стиляг не было, у нас с начала было всё такое советское, а потом начался жесткий панк. Вот, например, пленка, пленочная фотография — неизменный атрибут хипстера. Однако, чтобы снимать на пленку так, по–хипстерски, ее было не достать вообще. Нельзя было быть пленочным фотографом в Омске, если ты не профессионал. Поэтому мы обращались к тем материалам, которые были в наличии. Бисер, например, был доступным материалом и дешевым.
РШ: «Я его слепила…»
ЕС: Да, в каком-то смысле. Сегодня можно говорить о равной представленности всех трех форм апсайклинга — экзистенциально-драматичной, креативной и социально-экологической. И всем так или иначе свойственно вот это отношение к вещам — сделать классно самому из подручного или легкодоступного. Настоящая экологичность в одежде это лен, рогожа, неокрашенные ткани — окрашивание наиболее токсичный для окружающей среды процесс, так что, технически, экологический апсайкл самый трудноосуществимый. Экзистенциальный панк-апсайкл, особенно в восьмидесятых–девяностых собирается куда проще. А креативный появился и процветает, преимущественно, в более зажиточных городах.
РШ: Очень любопытно! Особенно примечателен, конечно, контрастный переход апсайклинковых практик из пролетарского честного андерграунда в богемные круги.
ЕС: Да, элитарность апсайкла рождается в восприятии богемных кругов как протест в попытке обрести свою индивидуальность — апсайклинг становится признаком творческого человека, как та же пленочная фотография в какой-то момент. На этой же ноте строится и третья волна интереса к апсайклу, наиболее молодая. Она сосредотачивается преимущественно на экологической тематике. С известной добавкой модного деколониализма, конечно же. Вредные производства уничтожают экологию Поднебесной… Мы, тем не менее верим в апсайкл как социальную миссию, и мы видим, как такое представление постепенно укореняется в социальных практиках. На окраинах Москвы все чаще встречаются аутлеты–социальные магазины, продают по льготам как на свопе. Там можно найти очень разное, конечно, бывает винтаж, но сегодня для большинства это еще в диковинку. Мы только привыкли, что во Вкусвилле можно сдать батарейки, с приемом вещей всё пока неочевидно.
РШ: Что ж, будем надеяться, что со временем привыкнем и к этому!
А пока — ждем вас 16 декабря с 12:00 до 22:00. Новогодний ГРАУНД Маркет обещает быть веселым — в событийную программу входят фэшн-показы в течении всего дня и мастер-класс по методу «апсайкл», откуда вы уйдете с новой вещью, созданной своими руками.