Найти в Дзене

Что такое когнитивная наука?

Франсиско Варела и Далай-лама. 1987 г. Фотография с сайта dalailama. ru
Франсиско Варела и Далай-лама. 1987 г. Фотография с сайта dalailama. ru

В самом широком смысле термин когнитивная наука используется, чтобы указать на то, что изучение сознания как таковое само по себе является заслуживающей внимания научной целью. В то же время когнитивная наука еще не была признана как серьезная научная дисциплина. Она не может похвастаться ни единодушно признанным мнением о направлении исследований, ни научным сообществом с большим количеством ученых, как в случае, скажем, ядерной физики или молекулярной биологии. Она представляет собой скорее свободное объединение дисциплин, чем единую дисциплину. Интересно, что один из полюсов занимает искусственный интеллект, а потому компьютерная модель ума, или сознания, стала доминирующим аспектом во всей этой области. С когнитивной наукой обычно также связываются другие дисциплины: лингвистика, нейронауки, психология, иногда антропология и философия сознания. Каждая эта дисциплина могла бы предложить свое собственное определение того, что такое сознание или познание, и это определение отражало бы круг ее интересов. Потому будущее развитие когнитивной науки остается неясным; впрочем, ее открытия уже успели произвести некоторый эффект, и, вероятно, в будущем эта тенденция сохранится.

Современные историки и философы от Александра Койре до Томаса Куна утверждали, что от эпохи к эпохе научное воображение радикально мутирует, а история науки похожа скорее на художественный роман, чем на линейную последовательность. Другими словами, история природы глазами человека вполне заслуживает того, чтобы ее рассказывали, причем по-разному. Эта история сопровождается историей представлений о знаниях человека о самом себе. Возьмем, к примеру, греческих физиков и метод Сократа или эссе Монтеня и ранних французских ученых. Историю западного знания о самом себе еще только предстоит изучить. Как бы то ни было, можно утверждать: предтечи того, что мы сейчас называем когнитивной наукой, существовали на протяжении всей человеческой истории, поскольку ум человека – это ближайший и самый знакомый пример познания и знания.

В этой параллельной истории ума и природы современная стадия когнитивной науки может представлять собой явную мутацию. В настоящее время наука (то есть коллектив ученых, определяющих, что такое наука) не только признает за исследованием знания как такового право на существование, но и смотрит на знание с широкой, междисциплинарной точки зрения, не ограничиваясь традиционными эпистемологическими и психологическими рамками. Эта отметившая тридцатилетие мутация была торжественно представлена в «когнитивистской» программе (о которой мы поговорим позднее), подобно тому, как научное изучение эволюции было впервые представлено в дарвинистской программе, хотя ученые исследовали эволюцию и раньше.

Кроме того, в результате этой мутации знание оказалось ощутимо и неразрывно связано с технологиями, трансформирующими социальные практики, благодаря которым это знание стало возможным. Самый наглядный пример тому – искусственный интеллект. Помимо прочего, технологии также служат усилителем. Нельзя разделить когнитивную науку и когнитивные технологии, не потеряв жизненно важный элемент того или другого. Посредством технологий научное изучение сознания создает беспрецедентное зеркало, в которое может взглянуть на себя все общество в целом, – и это намного превосходит возможности философа, психолога, терапевта или любого отдельно взятого человека, жаждущего постичь собственный опыт.

Это зеркало демонстрирует, что западное общество в целом впервые в истории сталкивается в своей повседневной жизни со следующими вопросами: ум – это манипуляция с символами? Может ли машина понять язык? Это не только теоретические вопросы. Они напрямую затрагивают жизнь людей. Неудивительно, что источники, рассказывающие о когнитивной науке и связанных с ней технологиях, вызывают постоянный интерес, и что искусственный интеллект глубоко проник в сознание молодежи через компьютерные игры и художественную литературу. Популярный интерес знаменует серьезную трансформацию: на протяжении тысячелетий понимание людьми собственного опыта происходило стихийно, было частью более широкого контекста их культуры и времени, подпитывалось им. Однако сейчас стихийное народное (folk) понимание неразрывно связано с наукой и его возможно трансформировать научными конструктами.

В то время как одни оплакивают это событие, другие торжествуют. Несомненно одно: оно реально и набирает обороты. Мы чувствуем, что в творческой интерпретации исследователей, технологов и широкой публики заложен потенциал для глубокого преобразования человеческой осознанности (awereness). Мы считаем, что это увлекательная возможность и интереснейшее приключение, сегодня доступное каждому. Мы предлагаем эту книгу в качестве значимого, как мы надеемся, вклада в этот преобразующий диалог.

— Из книги
«Отелесненный ум. Когнитивная наука и человеческий опыт».