В конце ноября в Народный фронт Тувы обратились родители детей-инвалидов со своей проблемой – их особенным ученикам не предоставляют комфортные для обучения места в школе №4. То есть речь идет именно об очных уроках. Практически всех детей коррекционных классов перевели на дистанционку.
Общественники организовали выездное совещание в самом образовательном учреждении, где на частном примере рассмотрели всю ту же «бородатую» проблему инклюзивного образования в республике.
Только дистанционно
Как рассказали родители, до этого учебного года в МБОУ СОШ №4 их дети обучались в очно-заочном формате, то есть какое-то количество часов проводили в школе, остальное время — на дому. Но в определенный момент практически всех особенных детей перевели на дистанционное обучение. Родители с таким решением не согласились: дети, которые могут ходить, должны посещать школу. Мамы считают, что ребятам необходимо выезжать из дома, менять обстановку, общаться с педагогами и сверстниками.
«А как же нашим детям при дистанционном обучении социализироваться?» -спросили мамы. На что их детям предложили посещать внеклассные мероприятия - кружки, мастер-классы, выездные экскурсии в музеи, игровые центры, театры. Не совсем то, о чём спрашивали мамы, правда?
Общение с родителями в рамках ФЗ
Директор МБОУ СОШ №4 Наталья Анатольевна Масленникова пояснила, что с родителями особенных детей взаимодействие выстроено в рамках закона. Согласно ФЗ-273 «Об образовании», родитель имеет право выбрать форму обучения для ребенка. На данный момент существует четкое разграничение уровней обучения: очная форма, очно-заочная и заочная формы. «В нашем Центре дистанционного обучения все дети-инвалиды каждый по индивидуальному учебному плану учатся на дому с применением дистанционных технологий согласно рекомендациям врачебной комиссии — это заочная форма».
Если родители хотят, чтобы ребенок учился в школе очно или очно-заочно, они должны изменить в заявлении форму обучения. В первую очередь надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию, получить заключение, где будет рекомендована та или иная форма. Далее родитель пишет заявление о переводе ребенка на рекомендованную комиссией форму обучения. И ребенка переведут… если у школы будет такая возможность…», - пояснила директор.
Чойганмаа Хертек всё сделала, как объяснили в дирекции школы. Перевела ребенка на очно-заочную форму: 10 часов на дому и 3 часа на занятия ИЗО, технологией, музыкой.
Очные уроки проходят на третьем этаже школы N 4 города Кызыла. Её восьмилетней дочери с эндопротезом тяжело подниматься и спускаться по лестнице, эта физическая нагрузка наносит вред её здоровью.
Школа с ограниченными 2 - Другая мамочка, Инна Кара-оол, также пожаловалась, что для ее ребенка в той же школе № 4 за неимением свободного помещения, уроки проводили в кабинете директора школы.
Доступность 1+1 – один кабинет на первом этаже
«То есть ребенок вынужден подстраиваться под возможности школы», - резюмировала участник заседания, адвокат Ольга Россова. В общем-то, очень скоро выяснилось, что желание родителей, радеющих за обучение детей вне дома и нужное заключение врачебной комиссии – еще должно совпасть с возможностями самой школы. А это как раз и является камнем преткновения для гарантированного законом доступного каждому ребенку-инвалиду обучения.
«Единственный подходящий кабинет на первом этаже - №101, но там обучаются дети (два класса) с диагнозом РАС (расстройства аутистического спектра – аутизм - прим. ред.). Именно в четвертой школе, менее загруженной по сравнению с другими, есть педагоги для таких детей. Ребята с РАС должны обязательно учиться на 1 этаже, так как они боятся подниматься по лестнице. Смешивать группы детей с ОВЗ с разными диагнозами нельзя», - пояснила Наталья Масленикова.
Доступность дистанционного центра ограничивается первым этажом, где свободных «площадей и условий», отвечающих СанПиНам, нет. Подъёмника у школы тоже нет и быть не может. Согласно обследованию школы 1975 года постройки в 2015 году в рамках программы «Доступная среда», приезжие специалисты сделали заключение, что в данном шлакоблочном здании архитектурно невозможно установить лифт или подъемник. Всё, что было возможно модернизировать для школьников с ОВЗ, сделали: оборудовали санузлы, расширили дверные подъёмы, грамотно оборудовали пандус, организовали стоянку для транспорта родителей детей-инвалидов.
Бородатая проблема
«Чойганмаа Хертек ведь не единственная мама, чей ребенок столкнулся с такой проблемой. Есть и будут другие родители и дети, которые бы тоже могли посещать школу очно, но вынуждены будут выбирать дистанционную форму обучения. Значит, мы говорим о системной проблеме – дети не могут посещать школу №4. Тогда может закрепить другую школу для очного обучения детей с ОВЗ?» - предложила руководитель регионального исполкома Народного фронта Тувы Саима Далчин.
Как уточнила Айлана Ооржак, начальник отдела общего образования департамента образования, родителям могут предложить на выбор другие образовательные учреждения, где есть коррекционные классы. Но в этом случае менять придется всё, ведь ребенок перейдет в другое учебное заведение. Параллельно надо решать другие организационные вопросы, например, будет ли возможность у мамы или у школы довозить ребенка до места учебы. У школ есть автобусы и список детей, которые нуждаются в подвозе. Департамент организовать это в принципе может…
К слову, специализированного автобуса для детей-инвалидов, который бы доставлял детей на учебу, в республике тоже нет и никогда не было! На совещании предложили поднять этот вопрос на уровне правительства. Что, конечно, правильно, но почему только сейчас?! Ведь проблема-то довольно бородатая…
Это наша школа
«Конечно, мы постараемся максимально удовлетворить запросы родителя особенного ребенка. Но не будем забывать о перегруженности наших школ, которая по Кызылу составляет 235%. Надо смотреть наличие свободных мест, возможности обучения на первом этаже и наличие педагогических кадров. Школы №17 и №18 новые, соответственно, вся инклюзия там должна быть продумана. Но при этом в каждой из них есть свои дети с ОВЗ. Например, в 17 школе - 39 детей-надомников с очной-заочной формой обучения. Школа №18 - это, в первую очередь, проблема с транспортной доступностью. Именно поэтому никто из родителей детей с РАС не согласился на открытие в этой школе коррекционного класса…», - поделилась Айлана Ооржак.
Однако развивать мысль о возможности перевода детей в другие учебные заведения, где и как в этих школах организована доступная среда, не захотели сами мамы. Они живут рядом со школой №4, дети привыкли к педагогам, перевод в другую школу — это стресс для особенных ребят. Надо решить в этой школе проблему доступности образования, категорично заявляют мамы.
Инклюзивной среды нет
Спустя пару недель после памятного заседания место для обучения детей с ОВЗ в школе №4 все же нашли. Правда, мамы считают, что вариант этот временный. «Я подписала два индивидуальных плана занятий для своего ребенка. Один очный на декабрь, а на январь – очно-заочный, например, логопеда, психолога будем посещать сами, часть занятий получим на дому, либо дистанционно. Решили такие индивидуальные планы разрабатывать на каждый месяц. Вопрос с коррекционным классом не решен. Ведь кабинет, где организован теперь образовательный процесс, дети делят с 5-7 педагогами. Учителя ведут дистанционно уроки для других учеников. Как тут сосредоточиться ребенку на учебе, когда вокруг громкоговорящие в наушниках педагоги ведут свои уроки?» - рассказала Инна Викторовна Кара-оол, мама третьеклассника Доржу Кара-оола.
Создание специализированных центров и школ, где бы обучались только особенные дети – вопрос регионального уровня. Как пояснила начальник отдела общего образования Министерства образования и науки РТ Светлана Владимировна Монгуш, еще при Петер Александровиче Морозове от министерства образования была подана заявка на строительство отдельной школы интернатного типа, то есть, с проживанием для детей с ОВЗ. Заявка лежит вот уже более 20 лет, ежегодно к этой теме возвращаются, но конкретных решений по этой теме пока нет. Как, по сути, пока нет в Туве и самой инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей доступность возможностей вне зависимости от особенностей человека.…
Н. Черноусова