Должен ли ребёнок в начальной школе делать домашние задания сам, или его должны контролировать родители? 🤔
Сейчас в началке большинство родителей помогают ребёнку с домашними заданиями, и это вполне объяснимо. Более-менее самостоятельно ребёнок может справляться с учёбой только в том случае, если он полностью готов к школе: уровень развития мышления и речи достаточен для понимания материала, уровень сформированности произвольного внимания – для того, чтобы не отвлекаться на уроке и не допускать ошибок при списывании, темп работы такой, чтобы успевать всё на уроке, а учебная мотивация такая, чтобы самостоятельно, без лишних напоминаний и с интересом браться за домашнюю работу. 📖
«Таких идеальных детей не существует!» – скажете вы и, в общем, не сильно погрешите против истины. Очень редко в начальной школе встречаются дети, которые и хотят, и могут учиться. Кто-то не привык работать, и контроль за выполнением домашних заданий необходим, чтобы воспитать у ребёнка умение и привычку трудиться. Кому-то недостатки в развитии мышления и речи мешают понимать новый материал на уроке, и родителям необходимо дома объяснять ребёнку всё то, что оказалось непонятным в классе. Кто-то постоянно отвлекается на уроках, и родителям приходится дома заполнять пробелы в знаниях... 😔
Поэтому мы рекомендуем хотя бы первое время «держать руку на пульсе» ☝🏻и контролировать процесс выполнения ребёнком домашних заданий. Ведь если ребёнок не справляется самостоятельно, то в итоге не только копятся пробелы в знаниях, и не только страдает успеваемость. Проблемы с учёбой могут негативно сказаться и на личностном развитии ребёнка, его эмоциональном самочувствии: привести к росту тревожности, снижению самооценки. Наоборот, если родители помогают ребёнку с заданиями, обучая его рассуждать, анализировать, отвечать на вопросы по сути и своими словами, то происходит интенсификация интеллектуального развития ребёнка, и в дальнейшем он сможет обходиться без помощи взрослых.
Составить прогноз успешности школьного обучения, предсказать возможные проблемы и предложить пути их решения позволяет психологическая диагностика по технологии Л.А. Ясюковой.📊
Ещё об ответственности 🧐
Результаты обучения ребёнка – чья ответственность? В госшколах считается, что если дети учатся плохо, то виноват 👩🏼🏫 учитель: не объяснил, не мотивировал, не нашёл подход. Учителей ругают за низкие отметки учеников, лишают премий за плохие результаты детей на тестах и экзаменах... 😕Справедливо ли это?
В ответ хочется сослаться на интервью учителя математики школы «Летово», автора задачников и методических пособий для учителей Дмитрия Эммануиловича Шноля. Мы не во всём с ним согласны, но точно можем подписаться под этими словами Дмитрия Шноля: «Учитель не может отвечать за результаты каждого ученика, потому что в обучении есть второй субъект». ☝🏻
Действительно, ученик – не объект, а субъект образовательного процесса. ❗Как было бы легко учителю, если бы ученики были всего лишь объектами – при правильной подаче материала просто впитывали бы знания, как губка! В реальности же учитель старается, ведёт урок, а ученики воспринимают материал в силу своих индивидуальных психологических особенностей: кто-то лучше, кто-то хуже, а кто-то совсем ничего не понимает или не хочет понимать. 🤷🏼♀
Кому-то дома внушают, что учёба неважна – и как тогда педагогу мотивировать ребёнка к обучению? 🤔У кого-то накопились пробелы в знаниях, затрудняющие понимание предмета. Кому-то усваивать материал мешают недостатки в развитии мышления, и поэтому требуются дополнительные занятия и помощь с домашними заданиями – то, что учитель не может предложить в рамках урока и при наличии 30 других детей в классе. 🤯
Дмитрий Шноль считает, что учитель не должен брать на себя слишком много. По его мнению, роль учителя – дать возможность научиться тем детям, которые хотят учиться и заинтересованы в результате, а остальные пусть на собственном опыте поймут, что учёба – это их личная зона ответственности.
Мы не столь радикальны и не призываем учителей нашей школы отказываться от непростых учеников. Конечно, чтобы исправить ситуацию, зачастую усилий одного педагога недостаточно, и у нас в Smart Class используется комплексный подход: по результатам психологической диагностики мы выясняем причины снижения успеваемости ребёнка и совместно с учителем, администрацией, родителями стараемся выработать оптимальную стратегию работы. 👍🏻
В каких-то случаях наши педагоги дополнительно занимаются с ребёнком после уроков или в каникулы, в каких-то ситуациях мы советуем родителям помогать ребёнку с домашними заданиями и объясняем, как это лучше делать. При наличии повышенной утомляемости советуем обратить внимание на здоровье ребёнка и снизить его внешкольные нагрузки. А иногда рекомендуем на семейном совете выработать единый подход к тому, как объяснять ребёнку необходимость добросовестной учёбы и получения хорошего образования.🌟
Домашние задания: чья ответственность?
4 минуты
5 прочтений
14 декабря 2023