8 месяцев назад
Центр развития способностей Smart Class
13
подписчиков
Учим читать с 4х лет…
О способностях и интенсивах Сейчас интернет буквально пестрит предложениями летних обучающих программ и интенсивов! За пару-тройку недель усиленных занятий организаторы обещают подтянуть ребёнка по школьной программе, научить программированию, прокачать навыки решения олимпиадных задач, повысить уровень владения английским языком... Мы не против учебных занятий летом, как раз наоборот! Но, к сожалению, не каждому ребёнку подойдёт формат интенсива, и ожидания родителей, бывает, не оправдываются по независящим от педагога обстоятельствам. И здесь мы говорим не столько о мотивации ребёнка, сколько о его способностях к тому виду интеллектуальной деятельности, которую планируется осваивать на интенсиве. В психологии под способностями к какой-то деятельности понимается комплекс интеллектуальных свойств и личностных качеств, который позволяет человеку легко её осваивать. Например, при прочих равных условиях иностранный язык легче даётся тому, у кого есть лингвистические способности: кто легко понимает и усваивает грамматику языка, кто без проблем запоминает новые слова и выражения, а также тем, кому не свойственны замкнутость и застенчивость. Для успешного освоения математики нужны абстрактное, логическое, визуальное и пространственное мышление. В общем, свои требования к интеллекту и характеру человека есть в каждой сфере. Если же способности вашего ребёнка не соответствуют требованиям осваиваемого на интенсиве предмета, то эффективность занятий будет, к сожалению, невысока. Застенчивый и с трудом усваивающий грамматику ребёнок не заговорит по-английски после пары недель в языковом лагере, а не обладающий абстрактным мышлением школьник не начнёт через месяц писать программы на Python или С++. Что делать? Наш совет: сначала выяснить способности ребёнка, пройдя психологическую диагностику по технологии Л.А. Ясюковой. Если окажется, что какие-то способности развиты пока недостаточно, можно их развить – по результатам диагностики выдаются рекомендации, как именно это нужно делать. Обычно требуются регулярные индивидуальные занятия в течение длительного времени. А потом уже можно участвовать в интесивах, углубляя знание предмета и приобретая новые навыки.
Причина и следствие
Нулевой класс Smart Class Как это ни удивительно, но иногда бывает непросто отличить причину от следствия. Например, успехи ребёнка в учёбе и его адаптированность к школе. Есть две противоположные точки зрения на взаимосвязь между этими двумя показателями.
Многие психологи считают хорошую успеваемость следствием успешной адаптации. Сторонники этой точки зрения полагают, что залог учебных успехов ребёнка – хорошее настроение и положительная самооценка, сформированные вследствие благоприятного климата в классе, заботливости учителей и комфортных условий пребывания в школе...
Онлайн-школа и социализация Многие родители считают, что только в обычной школе ребёнок приобретает необходимый опыт социального взаимодействия, и что даже если этот опыт не всегда положительный, конфликты и стресс закаляют ребёнка и в итоге делают его сильнее, лучше готовят ко взрослой жизни. Мы в Smart Class не согласны с теорией социализации через борьбу со стрессами. Все дети разные, и кого-то конфликты с одноклассниками действительно могут закалить, а кто-то, наоборот, отчается и потеряет веру в себя. Эмоциональным, застенчивым и тревожным детям для социализации на первых порах больше подойдёт благожелательная и дружелюбная атмосфера небольшого детского коллектива, объединённого общностью интересов, нежели большой разнородный класс общеобразовательной школы, где обязательно найдутся импульсивные, шумные, острые на язык дети, не умеющие или не желающие конструктивно общаться с одноклассниками. Поэтому мы всегда рекомендуем, принимая решение о форме обучения ребёнка, руководствоваться не стереотипом «школа – это в большей степени про общение», а желаемыми результатами обучения и индивидуальными особенностями ребёнка. Школа – это всё-таки в первую очередь про обучение, а не про общение, поэтому очень важно, по каким программам будет учиться ребёнок! Учитывая, что в наших онлайн-классах сопровождения семейного обучения используются сильные и интересные авторские программы и учебники, дающие прочные знания и позволяющие развить мышление ребёнка, возможно, не стоит сбрасывать вариант обучения онлайн со счетов. Может быть, вашему младшему школьнику лучше подойдёт формат нашей онлайн-школы со спокойной доброжелательной рабочей обстановкой, создаваемой для каждого ученика нашими опытными педагогами при помощи вас, родителей. А для социализации первые 4 года можно использовать внешкольные занятия ребёнка: кружки, спортивные секции и т.д. После окончания началки можно уже переходить в большую школу, тем более что с 5 класса есть варианты не обычных, а специализированных классов, психологический климат в которых наверняка будет более благоприятным, чем в общеобразовательных. На фотографии: второклассники Виктория и Александр
История о двух братьях, или «Наш друг Пишичитай» Помните, был советский мультфильм с таким названием? Имя заглавного персонажа – живущего на книжной полке сказочного человечка Пишичитая – выглядит немного странно. Однако само название мультфильма удивительно мудрое! Ведь и правда: если хочешь хорошо учиться, то тебе обязательно надо много читать и много писать с опорой на образец, то есть подружиться с Пишичитаем! Вот, например, два брата. Оба учатся в Smart Class, оба показывают отличные результаты по тестам интеллекта. Но: старший много и с увлечением читает с 6 лет, в то время как младший не проявляет к чтению особого интереса. В итоге старший уже в 1-м классе писал грамотно - интуитивно, даже не зная правил, просто потому что в процессе чтения запоминал, как пишутся слова. А вот младший, даже зная правила, по окончании 1-го класса мог написать что-нибудь вроде «скОзать» или «шЫшки», и написанное его не смущало. Если попросишь придумать проверочное слово - придумает и исправит ошибку в слове с безударной гласной. Спросишь, какая буква никогда не пишется после «ш» - ответит, рассмеётся и заменит свои ужасные «шЫшки» на нормальные «шишки». Но слова с ошибками никогда не «резали ему глаз», как было с бегло читающим старшим братом. Как же исправить ситуацию? Поможет, конечно, наш друг Пишичитай! Летом младший брат читал каждый день, обычно что-то не очень длинное: сказку, рассказ или стихотворение. И писал отзыв! Написание слов сверял с текстом в прочитанной книге. Через пару месяцев такой работы и читать мальчик стал лучше, и волей-неволей запомнил, как пишутся слова «произведение», «стихотворение», «рассказ», «герои», что на конце глаголов не пишется «ца» и многое другое! Впереди ещё целый месяц лета. Пусть дети: читают – каждый день! учатся анализировать прочитанные произведения – каждый день! делают записи о прочитанном – каждый день! И вы обязательно заметите результат! А еще можно прийти к нам на онлайн-курс «Смысловое чтение»!
О каллиграфии Сейчас многие с ностальгией вспоминают советскую школу. Так, сложно отрицать, что раньше работа над становлением почерка учеников велась более тщательно и неторопливо. В начальной школе был отдельный предмет – чистописание, на котором дети учились каллиграфии, то есть красиво писать пером и чернилами. Сейчас в некоторых частных школах снова учат каллиграфии. Считается, что она не только формирует красивый почерк, но и стимулирует развитие интеллекта ребёнка, потому что есть некая связь между мелкой моторикой и умственными способностями. Почему же у нас в школе нет уроков каллиграфии? Во-первых, потому, что никакого доказанного влияния каллиграфии на умственные способности детей не существует. Наш научный руководитель Людмила Аполлоновна Ясюкова специально проводила исследования данного вопроса. Оказалось, что результаты тестов интеллекта ребят, освоивших каллиграфию по программе РКШ (Русская Классическая Школа), в среднем ничуть не лучше, чем учеников обычных государственных школ, и хуже, чем результаты учащихся лицеев и гимназий. Во-вторых, в обычной жизни писать каллиграфически красиво невозможно, потому что получается слишком медленно. Темп современной жизни не позволяет тратить лишние минуты на выведение букв, и в итоге каждый, кто изучал каллиграфию, всё равно вырабатывает свой индивидуальный почерк, порой очень далекий от каллиграфического идеала. В-третьих, базовые навыки красивого письма в 50-60-е гг. в СССР закладывались не в процессе письма пером и чернилами, а в процессе письма простым карандашом! Хотя многие уже этого и не помнят, но в те годы почти весь первый класс дети выводили элементы, буквы и слова карандашом, и только потом переходили к настоящей каллиграфии с её чернильными нажимными и волосяными линиями. Каллиграфия – дело нелёгкое и весьма трудоёмкое. Так стоит ли мучить ею детей, если научиться писать аккуратно и красиво можно и без каллиграфии, используя правильные прописи и шариковую ручку?
Куда отправиться за праздничным настроением? За окном мрачно и темно, Новый год всё ближе, а соответствующего праздничного настроения опять нет Знакомо? Предлагаем проверенные на практике советы от Smart Class: куда в Санкт-Петербурге можно отправиться с ребёнком за праздничным настроением так, чтобы оно появилось не только у ребёнка, но и у мамы с папой! Если у вас дошкольник, однозначно рекомендуем новогодние представления с подарками театра Karlsson Haus! Там есть из чего выбрать: можно снова поверить в чудеса и Деда Мороза с Петсоном и Финдусом, можно проникнуться духом Рождества с Гринчем, а можно научиться наслаждаться праздником вместе с Муми-троллями. Причём удовольствие от спектакля в Karlsson Haus обычно получают и дети, и взрослые, а ребёнку достанется ещё и интересный подарок по теме спектакля! Если ваш малыш уже не совсем малыш, а младший школьник, то можно сходить на прекрасную зимнюю сказку «Хроники Нарнии» в ТЮЗ. Да, это не совсем новогодний спектакль, но долгожданный Дед Мороз всё-таки появляется на сцене – и не с пустыми руками, а с ценными подарками главным героям! Если же ваш ребёнок уже хотя бы в 4-5 классе, и вам не хочется идти на детский спектакль, есть Мариинский театр! Необязательно опять любоваться на бессмертного «Щелкунчика». Если вы уже успели познакомить ребёнка со всеми версиями этой прекрасной новогодней сказки, включая авангардную постановку М. Шемякина, мы рекомендуем оперу «Ночь перед Рождеством» по одноимённой повести Н.В. Гоголя. Поверьте, приподнятое настроение вам будет обеспечено, ведь музыка Римского-Корсакова ничуть не менее сказочно-волшебная, чем музыка Чайковского, зимние декорации радуют глаз, а весёлые и яркие народные гуляния на сцене как будто настраивают на ожидание праздника. Наконец, для совсем взрослых детей, отказывающихся идти в оперу, театр и балет, есть ещё один беспроигрышный вариант – концерт «Голливуд в новогоднем Петербурге» в Большом зале филармонии. Музыкальные хиты из самых известных голливудских фильмов в исполнении симфонического оркестра не оставят равнодушным никого!
Геометрия в начальной школе
Мы всегда заранее предупреждаем родителей наших будущих первоклассников: учиться в Smart Class непросто. ☝🏻
Например, математика. Задания из используемого у нас в школе учебника Л.Г. Петерсон для многих способных ребят (особенно знакомых с тетрадями того же автора для дошкольников) оказываются слишком простыми, и мы обязательно дополняем учебник другими, обычно более сложными и интересными заданиями. Это могут быть логические задачи, иногда нестандартные и олимпиадные, обязательно задачи в общем виде (с буквами вместо цифр), много заданий на работу со схемами к арифметическим задачам, а ещё непременно...
Домашние задания: чья ответственность?
Должен ли ребёнок в начальной школе делать домашние задания сам, или его должны контролировать родители? 🤔
Сейчас в началке большинство родителей помогают ребёнку с домашними заданиями, и это вполне объяснимо. Более-менее самостоятельно ребёнок может справляться с учёбой только в том случае, если он полностью готов к школе: уровень развития мышления и речи достаточен для понимания материала, уровень сформированности произвольного внимания – для того, чтобы не отвлекаться на уроке и не допускать ошибок при списывании, темп работы такой, чтобы успевать всё на уроке, а учебная мотивация такая, чтобы самостоятельно, без лишних напоминаний и с интересом браться за домашнюю работу...
Командная работа в педагогическом коллективе
В госшколах работа учителя строго регламентирована, возможности для творчества у педагогов фактически отсутствуют. Особенно в началке, где все теперь работают по одинаковым программам и учебникам, натаскивая детей на одинаковые ВПР 😢
А в Smart Class? Если ли у педагогов возможность творить, привносить что-то своё? Есть! В нашей школе креативность педагогов приветствуется, и не только на уроках ИЗО 😉
Да, у Smart Class есть научная концепция, ☝🏻в рамках которой была создана, работает и развивается школа. Но если идеи педагога находятся в русле этой концепции, если педагог разделяет наши цели...
«Самое ценное, что вы можете дать ребенку, – внимание!»
«Ребенку нужно внимание!», «Самое ценное, что вы можете дать ребенку, – внимание!», «Играйте!», «Развивайте!» Мы слышим это со всех сторон и обязательно в повелительном наклонении. Но сколько нужно внимания? И какого? Сходить вместе в театр? Почитать книгу? Погулять на площадке? Все перечисленное подойдёт. Но мы предлагаем вам возможность предоставить ребенку внимание и немного другого качества. Представьте, что ваш ребенок посещает Smart Class. Значит, он уже не просто «ребенок», а «ученик». ☝На наших занятиях дети начиная с 3-4-х летнего возраста регулярно получают домашние задания. Не поверите, но дети их любят и даже готовы выполнять сверх программы...